Проблемы с усвоением терминов в результате омонимии
|
|
Snowy_white | Дата: Понедельник, 29.04.2013, 17:48 | Сообщение # 1 |
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Всем здравствуйте! Заранее огромное спасибо за помощь! Пишу курсовую работу по лексикографии, тема: "Математические термины и омонимичные термины других наук". Преподаватель посоветовал сделать акцент на полезности\вредности омонимии, я рассмотрела выборку, но подкрепить свои соображения мне особо нечем. Если у кого-то из присутствующих бывала такая ситуация, что ученик(и) не мог(ли) понять термин из-за ассоциации с общеупотребительным словом или другим термином, напишите пожалуйста! Выборка у меня была такая: вес, вектор, гипербола, градус, круг, минута, сектор, секунда.
Лично мне всегда казалось, что проблема возникает со словом "вес", так как в привычном смысле это то же, что и масса, а в физической терминологии - сила. (В качестве примера нашла несколько задач из Лукашика). Кроме того, я пыталась обосновать вредность ассоциации слова "круг" с его общеупотребительным смыслом (в толковом словаре написано, что круг в одном из значений - то же, что и окружность). Так же я пыталась притянуть в качестве вредной омонимии "градус", "минута" и "секунда", так как в разных случаях это разные единицы измерения, но в большинстве случаев, которые я нашла в литературе, все достаточно хорошо разграничено, так что придется, видимо, от этого отказаться. Если у кого-то есть комментарии по моей выборке или свои случаи из практики, пишите! Буду рада всему!
29.04.2013
|
|
|
| |
|
LaVida | Дата: Понедельник, 29.04.2013, 18:44 | Сообщение # 2 |
LaVida
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1742 |
Награды: |
29 |
Статус: |
Offline |
|
в географии всегда сложность со словом пустыня ученики неминуемо представляют жару, песок, Сахару, и тд Но пустыня определяется не по песку и жаре, а по количеству осадков. Таким образом, арктическая пустыня им как бы мало понятна.
29.04.2013
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Понедельник, 29.04.2013, 19:28 | Сообщение # 3 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Snowy_white! Можно добавить: директриса индукция норма шкала фокус точка дискриминант знаменатель парабола сегмент радиант плюс...
29.04.2013
|
|
|
| |
|
nouvelle9556 | Дата: Вторник, 30.04.2013, 10:11 | Сообщение # 4 |
nouvelle9556
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
1177 |
Награды: |
51 |
Статус: |
Offline |
|
Александр_Игрицкий, вот-вот, именно что... шкала, штрих и деление - полный аллес капут
30.04.2013
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Вторник, 30.04.2013, 10:30 | Сообщение # 5 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата (nouvelle9556) шкала, штрих и деление - полный аллес капут учите финский.
30.04.2013
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Вторник, 30.04.2013, 10:38 | Сообщение # 6 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата (Миклухо) учите финский. Интересная мысль! Но... Älä koske minuun!
Добавлено (30.04.2013, 10:38) --------------------------------------------- nouvelle9556! Продолжаем: радикал и, простите, член... график индекс линия проекция угол фигура предел
30.04.2013
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Вторник, 30.04.2013, 15:01
|
|
|
| |
|
Snowy_white | Дата: Среда, 01.05.2013, 13:08 | Сообщение # 7 |
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Всем большое спасибо за участие, но к сожалению, суть проблемы не только в том, чтобы найти больше омонимов, а найти обоснование вредности омонимов, т.е либо письменный пример неверного употребления, вызванный непониманием термина, либо результаты опроса. Письменные примеры я еще поищу, а судя по результату опроса, у учеников проблем в большом масштабе не возникает. Я исследую предложенные Вами примеры, возможно, с ними повезет больше, в крайнем случае переделаю работу в жанр словаря терминологических омонимов, потому что эти полезно-вредные ассоциации, судя по всему, были высосаны из пальца. Еще раз всем спасибо!
01.05.2013
|
|
|
| |
|
nouvelle9556 | Дата: Четверг, 02.05.2013, 14:59 | Сообщение # 8 |
nouvelle9556
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
1177 |
Награды: |
51 |
Статус: |
Offline |
|
Snowy_white, настоятельно советую обратить внимание на шкалу. штрих и деление! Это математика 5 класс и физика 7 класс! Путаница неимоверная! Разницу между штрихом и делением удается вдолбить не сразу и только путем учения правила наизусть! Вот Вы сами, к примеру, можете сказать, в чем между ними разница и что они такое вообще?
02.05.2013
|
|
|
| |
|
Snowy_white | Дата: Пятница, 03.05.2013, 09:04 | Сообщение # 9 |
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Большое спасибо, Наталья! Вы правы, до того, как заглянула в словарь, была не уверена, в чем разница между штрихом и делением, но если я правильно поняла, то штрих - это отметка на шкале, а деление - промежуток между двумя штрихами. Надеюсь, мне это поможет:)
03.05.2013
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Вторник, 07.05.2013, 09:49 | Сообщение # 10 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Частное мнение. Было бы интересно понять, действительно ли омонимы всегда разные по значению слова. Про идентичность написания и произношения не говорю. Уверен, что в целом ряде случаев найдется много общих смысловых вариаций. Более того, в ряде случаев именно смысловая, аналоговая близость и дала начало использованию одного слова в разных ипостасях с тем, чтобы начальное значение слова помогало понять второе, - фактически родились омонимы. И просмотреть соотнесенность во времени. В противном случае возникает вопрос: неужели нельзя было ПРИДУМАТЬ новое слово, обозначающее НОВОЕ понятие, термин, явление?
07.05.2013
|
|
|
| |
|
Snowy_white | Дата: Вторник, 07.05.2013, 18:27 | Сообщение # 11 |
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Александр, дело в том, что слова, имеющие хоть что-то общее в значении - это не омонимы, а многозначные (в лингвистике явление называется полисемией). Я немного ввела всех в заблуждение примерами про вес и круг, так как сама на тот момент не совсем точно улавливала разницу. Любая смысловая вариация - это как правило значение одного и того же слова. В итоге из всей выборки, в которую я по советам присутствующих добавила деление, лишь гипербола оказалась омонимичным понятием, все остальные - многозначные. Вопрос об использовании другого слова вместо известного меня тоже занимает, однако, он остался вне моего рассмотрения. На самом деле, это уже более психологическое явление. Я имею в виду тот факт, что человек всегда стремится обойтись минимумом слов и скорее использует уже известное, чем придумает новое. Хотя все в природе всегда стремится к минимуму трудозатрат, так что, возможно, это более логично.
07.05.2013
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Вторник, 07.05.2013, 18:42 | Сообщение # 12 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Snowy_white, коса - девичья, коса - морская, коса - для косьбы... многозначные или омонимы?
07.05.2013
|
|
|
| |
|
Snowy_white | Дата: Вторник, 07.05.2013, 18:47 | Сообщение # 13 |
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Александр, вообще, судя по толковому словарю - омонимы, так как общий компонент значения утрачен. (Если порыться в этимологическом словаре, возможно, удастся установить связь, хотя, как говорила моя учительница по русскому языку в школе, этимологически есть связь между ячменем и пауком).
07.05.2013
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Вторник, 07.05.2013, 21:54 | Сообщение # 14 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата (Snowy_white) этимологически есть связь между ячменем и пауком) Если в слове ХЛЕБ сделать четыре ошибки, то получится ПИВО.
07.05.2013
|
|
|
| |
|
Snowy_white | Дата: Среда, 08.05.2013, 18:44 | Сообщение # 15 |
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Александр_Игрицкий, разумеется . Всем огромное спасибо за помощь, мою работу приняли, думаю, тему можно считать закрытой.
08.05.2013
|
|
|
| |
|