Использование межпредметных связей на уроках физики
|
|
irina1193 | Дата: Воскресенье, 29.03.2015, 19:43 | Сообщение # 1 |
irina1193
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Опрос. 1) Используете ли Вы на уроках по физике межпредметные связи с предметами естественнонаучного цикла? Да; Нет. 2) Часто ли Вы используете на уроках по физике межпредметные связи? Всегда; Иногда; Не использую. 3) При проведении каких типов уроков, Вы, наиболее часто используете межпредметные связи? На уроке открытия нового знания; На уроке закрепления материала; На уроке обобщения материала; На уроке контроля и оценки; На уроке рефлексии и самооценки. 4) Как Вы считаете, способствует ли материал, содержащий межпредметные связи, пониманию физических явлений? Способствует; Не способствует; Невозможно однозначно определить. 5) Выделяете ли Вы время для объяснения природных электрических явлений на уроках физики? Выделяю; Не выделяю. 6) Необходимо ли, на Ваш взгляд, вынесение материала по природным электрическим явлениям на факультативные занятия? Необходимо; Скорее необходимо; Нет необходимости.
29.03.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 29.03.2015, 20:16 | Сообщение # 2 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
irina1193, буду Вам признателен, если Вы сформулируете Ваше понимание межпредметных связей. И ещё несколько сопутствующих вопросов. 1. К вопросу 4: почему межпредметные связи должны помогать лучшему пониманию физических явлений, а не тех явлений, на которые распространяется физика? 2. Почему такое выделение электрических явлений?
29.03.2015
|
|
|
| |
|
irina1193 | Дата: Воскресенье, 29.03.2015, 20:54 | Сообщение # 3 |
irina1193
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте. На мой взгляд межпредметные связи-это связующий элемент, способствующий глубокому пониманию процессов и явлений в природе. А так же способ формирования целостного мировоззрения на мир в целом. Что касается данного опроса, то он необходим для выявления частоты использования межпредметных связей на уроках физики. Выделение электрических явлений не случайно. Это тема моей выпускной квалификационной работы. Если вы ответите на мой опрос, я Вам буду признательна.
29.03.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 29.03.2015, 21:18 | Сообщение # 4 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата irina1193 ( ) На мой взгляд межпредметные связи-это связующий элемент, способствующий глубокому пониманию процессов и явлений в природе. А так же способ формирования целостного мировоззрения на мир в целом. Согласен. Мне кажется, что именно поэтому следует постоянно подчеркивать универсальность физики как ведущей науки при объяснении всех явлений природы. Именно в этом её сила. Это никоим образом не умаляет достижений и методов других наук, но полнота картины невозможна без участия физики. Электричество - благодарная тема. Опрос. 1) Используете ли Вы на уроках по физике межпредметные связи с предметами естественнонаучного цикла? Да. 2) Часто ли Вы используете на уроках по физике межпредметные связи? По обстоятельствам. 3) При проведении каких типов уроков, Вы, наиболее часто используете межпредметные связи? Я не понимаю, о чем Вы говорите. Для меня всё это - пустая игра слов: открытие, закрепление, обобщение, контроль, оценка, рефлексия, самооценка... Я иногда говорю о применении физики в других науках на уроках физики. 4) Как Вы считаете, способствует ли материал, содержащий межпредметные связи, пониманию физических явлений? Да, способствует. Но еще важнее то, что он способствует более глубокому пониманию других предметов. У меня есть масса примеров поразительной безграмотности при объяснении явлений в других областях. 5) Выделяете ли Вы время для объяснения природных электрических явлений на уроках физики? Всю сознательную жизнь я занимался в том числе применением электродинамики в астрофизике, лабораторной и космической плазме. Бывает, рассказываю. 6) Необходимо ли, на Ваш взгляд, вынесение материала по природным электрическим явлениям на факультативные занятия? Здесь представление о необходимости неуместно. В нормальном ОУ с физической направленностью непременно должны быть обзорные серьезные лекции по всем разделам физики. Не занятия, а лекции. До серьезных занятий, даже факультативных, они ещё не доросли.
29.03.2015
|
|
|
| |
|
irina1193 | Дата: Понедельник, 30.03.2015, 09:04 | Сообщение # 5 |
irina1193
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Спасибо большое! Ваше мнение очень важно.
30.03.2015
|
|
|
| |
|
Сергей_П5913 | Дата: Суббота, 04.04.2015, 21:27 | Сообщение # 6 |
Сообщений: |
435 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата irina1193 ( ) На мой взгляд межпредметные связи-это связующий элемент, способствующий глубокому пониманию процессов и явлений в природе. Иногда сложная физика воспринимается на простых примерах. Ну зачем так сложно называть "межпредметные связи...". Ученикам хорошо бы воспринимать закон и пример из жизни. Дети часто не понимают, например, что такое квант энергии, что такое инерциальная система, поясните им без межпредметных связей, что ни могут быть не между ступеньками лестницы (и их потенциальная энергия), а только точно на нижней или верхней ступеньки. Что повозка Галилея движущеяся без ускорения - инерциальная система и т.д. Фотоэффект - пусть вам дети скажут как выбраться из переполненого вагона метра, автобуса и с какой скоростью они выйдут... Они будут почти Эйнштейнами....
04.04.2015
|
|
|
| |
|
irina1193 | Дата: Суббота, 04.04.2015, 21:51 | Сообщение # 7 |
irina1193
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
На мой взгляд, наоборот. При использовании межпредметных связей у обучающихся появляется больше возможностей применения знаний на различных предметах. Они должны понимать, что основные понятия, заложенные в физике, химии, биологии, географии одни и те же. Нет разделения. Тогда они могут пользоваться, например, физическими определениями на уроках химии и наоборот. Это очень важно для лучшего понимания всей физической картины мира, помогает в становлении мировоззрения формирующейся личности обучающегося.
04.04.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Суббота, 04.04.2015, 22:57 | Сообщение # 8 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата irina1193 ( ) На мой взгляд, наоборот. Я напишу Вам. С Вами согласен. Если наберетесь терпения, уже сегодня увидите.
04.04.2015
|
|
|
| |
|
Сергей_П5913 | Дата: Суббота, 04.04.2015, 23:14 | Сообщение # 9 |
Сообщений: |
435 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Ирина. Не занимайтесь глупостями, и не запоминайте их. Попробуйте точно сформулировать мне межпредметные связи (связь) закона Кулона, всемирного тяготения, например, с другими предметами - зоологией, географией. пением, даже с окружающим миром.. (3 класс)? Жду.
Добавлено (04.04.2015, 23:14) --------------------------------------------- Цитата Александр_Игрицкий ( ) Я напишу Вам. С Вами согласен. Я бы тоже почитал с удовольствием.... Что можно противопоставить или предложить против естественного представления?
04.04.2015
Сообщение отредактировал Сергей_П5913 - Суббота, 04.04.2015, 23:21
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 05.04.2015, 00:00 | Сообщение # 10 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Сергей_П5913 ( ) Иногда сложная физика воспринимается на простых примерах. Полностью и без всяких оговорок соглашусь только с одним словом - иногда. Позволю себе высказаться относительно приведенных Вами примеров. Цитата Сергей_П5913 ( ) Ну зачем так сложно называть "межпредметные связи...". Меня всегда отличала открытая неприязнь к новым искусственно вводимым терминам в тех случаях, когда средствами родного языка можно выразительнее и полнее сказать о том же. В данном случае у меня не только не возникло никакой идиосинкразии к термину "межпредметные связи", а напротив, полное принятие. Связи между разными предметами. Четко, понятно, без заморочек и фокусов. Цитата Сергей_П5913 ( ) Ученикам хорошо бы воспринимать закон и пример из жизни. Я не очень хорошо представляю, о чем Вы говорите. Воспринимать закон - это что за состояние ученика? Конкретно о Ваших "например"... Цитата Сергей_П5913 ( ) Дети часто не понимают, например, что такое квант энергии, что такое инерциальная система, поясните им без межпредметных связей, что ни могут быть не между ступеньками лестницы (и их потенциальная энергия), а только точно на нижней или верхней ступеньки. Что повозка Галилея движущеяся без ускорения - инерциальная система и т.д. Фотоэффект - пусть вам дети скажут как выбраться из переполненого вагона метра, автобуса и с какой скоростью они выйдут. Покажите мне человека, которые понимает, что такое энергия, и отдельно, что такое квант энергии. Подавляющее большинство понятий требуют от тех, кто ими пользуется, именно этого - уметь их применять. В качестве простого, но не физического примера, можно упомянуть иррациональные числа. О них многие слышали, некоторые даже умеют с ними работать, но уверен, что подавляющее большинство понятия не имеет, что же это такое. Еще один аналогичный пример -векторы. Что-то слушали, что-то умеют с ними делать, но на вопрос, почему нельзя сказать, что один вектор больше или меньше другого, ответа можно не дождаться. Как и о кванте энергии. Про инерциальные системы я даже не говорю. Если Вы считаете, что достаточно упомянуть, что повозка Галилея, движущаяся без ускорения, являет пример инерциальной системы, а та же повозка Галилея, движущаяся с ускорением, дает пример системы неинерциальной, я поднимаю руки. Сдаюсь! Даже для меня ни первый, ни второй пример ничем, кроме набора умных слов, не являются. Уверен, что и для тех, кому это предназначено, ясности примеры не внесут никакой. Фотоэффект. Тот факт, что для вытаскивания чего бы то ни было из ямы нужно немного поработать, удивления ни у кого вызывать не должно. В фотоэффекте работа выхода является далеко не самым важным объектом исследования, поскольку это понятие - понятие столь же общефизическое, как и потенциальная яма. И пример с вагоном, из которого нужно выбраться, на мой взгляд совершенно неудачный, поскольку он относится к любому переходу от финитного движения к движению инфинитному и прямого отношения к фотоэффекту не имеет. На мой взгляд намного важнее обратить внимание на важнейшую особенность фотоэффекта - бинарное взаимодействие только двух частиц - одного фотона и одного электрона. В примере с автобусом нужно было бы подчеркнуть, что пассажир будет продираться к выходу через толпу мешающих ему других пассажиров, но продираться будет не по своей инициативе, а только потому, что в автобус черт знает откуда ворвался один ненормальный и дал ему такого пинка под зад теперь, что теперь он и летит через эту толпу. Пример со ступеньками никакой ясности не вносит. Ступеньки ничуть не лучше тех самых уровней, о которых обычно и говорят. Резюмирую. Меня лично Ваши возражения ничуть не убедили.Добавлено (05.04.2015, 00:00) ---------------------------------------------
Цитата Сергей_П5913 ( ) Ирина. Не занимайтесь глупостями, и не запоминайте их. irina1193, для любого творческого человека, а Вы человек, скорее всего творческий, самое приятное - заниматься именно тем, что принято называть глупостями. Более того, тщательно облизывать каждую глупость и запоминать её особенности до мельчайших подробностей. В этом суть любого поиска. Цитата Сергей_П5913 ( ) Попробуйте точно сформулировать мне межпредметные связи (связь) закона Кулона, всемирного тяготения, например, с другими предметами - зоологией, географией. пением, даже с окружающим миром.. (3 класс)? Вы не забываете, где Вы и с кем ведете беседу? Попробуйте точно сформулировать мне ... Ни хрена себе заявочка! Цитата Сергей_П5913 ( ) Я бы тоже почитал с удовольствием.... Что можно противопоставить или предложить против естественного представления? Удовольствия не обещаю, а читать можете. Естественное представление - это какое такое представление? Для кого естественное? Чем или в чем естественное? Можно пояснить?
05.04.2015
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Суббота, 04.04.2015, 23:50
|
|
|
| |
|
Сергей_П5913 | Дата: Воскресенье, 05.04.2015, 01:04 | Сообщение # 11 |
Сообщений: |
435 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Александр_Игрицкий ( ) Меня лично Ваши возражения ничуть не убедили. А Вы знаете, я этому рад. Если бы мои так думали... Но вот как детей научить таким рассуждениям? И потом, с ними поспорить, поговорить.... У меня подобный разговор с коледжем (11 кл) был о времени... Я написал формулу, стал говорить о преобразованиях Лоренца, смотрю ...глазки не внимательные, меня не слушают... Тогда стал говорить о двух космонавтах --- воспрянули, и кое что поняли, надеюсь. Вопрос - ну где здесь межпредметная ... чушь ?Добавлено (05.04.2015, 00:25) ---------------------------------------------
Цитата Александр_Игрицкий ( ) Вы не забываете, где Вы и с кем ведете беседу? Вы зря мне это напоминаете ... Смотрите мои рейтинги и репутации. Я уже давно понял " who is who".Добавлено (05.04.2015, 01:04) ---------------------------------------------
Цитата Сергей_П5913 ( ) Вы зря мне это напоминаете ... Извините за резкость..но для меня "от Матфея 5.10"
05.04.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 05.04.2015, 01:07 | Сообщение # 12 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Сергей_П5913 ( ) Вы зря мне это напоминаете ... Пожалуй, Вы правы. Зря. Цитата Сергей_П5913 ( ) Смотрите мои рейтинги и репутации. Я уже давно понял " who is who". Мне безразлично, какие рейтинги и репутации у кого бы то ни было. Разговор идет обычно о чем-то существенном. Есть высказанные мысли, предложения. Вот на это я реагирую. Это важно. Как важно и то, что не следует писать: "Попробуйте точно сформулировать мне межпредметные связи (связь) закона Кулона, всемирного тяготения, например, с другими предметами - зоологией, географией. пением, даже с окружающим миром.. (3 класс)? Жду. " Вы не на экзамене у салажат. Цитата Сергей_П5913 ( ) Вопрос - ну где здесь межпредметная ... чушь ? И где же она? Между какими предметами искали ? Нашли? Просто интересно.
05.04.2015
|
|
|
| |
|
Сергей_П5913 | Дата: Воскресенье, 05.04.2015, 01:39 | Сообщение # 13 |
Сообщений: |
435 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Александр_Игрицкий ( ) Цитата Сергей_П5913 () Вопрос - ну где здесь межпредметная ... чушь ?
И где же она? Между какими предметами искали ? Нашли? Просто интересно. Эх... Если бы Ирина ответила.
05.04.2015
|
|
|
| |
|
irina1193 | Дата: Воскресенье, 05.04.2015, 08:52 | Сообщение # 14 |
irina1193
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Дорогие мои оппоненты. Я прекрасно понимаю, что я подразумеваю под словосочетанием "межпредметная связь". И детям говорить это словосочетание не обязательно. Учитель должен вести за собой учеников. Учитель- эталон истины, если можно так сказать. Обучающиеся должны доверять ему и принимать на веру все, что он говорит. Тогда будет успех. Конечно, пытливый ученический ум не должен просто молча сидеть и слушать. Они должны задавать вопросы, выдвигать гипотезы, рассуждать. Но путь, по которому движется рассуждение корректирует учитель. Поэтому, если учитель использует в своих уроках межпредметные связи и может грамотно донести до ученика, что любое определение и понятие неразрывно связано с другими предметами, а не висит в воздухе, то честь и хвала такому учителю! Потому что ученик при изучении того или иного материала находится в подвешенном состоянии. А его просто необходимо вернуть на землю. А на счет примеров, закон Кулона основан на взаимодействии зарядов. Это взаимодействие не только в физике, но и в биологии, в химии одно и то же. На этом внутреннем сходстве основано много законов. Ученики должны уметь применить полученные физические знания в другом предмете. Это важно. Межпредметные связи не всегда лежат на поверхности, они заложены в фундаменте понятий. Это очевидно. Искать их довольно легко. Стоит только открыть любой учебник по предмету естественнонаучного цикла. Доказывать и спорить я не хочу, ибо сколько людей-столько мнений. И все мнения важны.
05.04.2015
|
|
|
| |
|
Сергей_П5913 | Дата: Воскресенье, 05.04.2015, 09:12 | Сообщение # 15 |
Сообщений: |
435 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Может всё проще? Например, движение под углом к горизонту, я показываю как садится самолёт... и прошу пояснить какая составляющая скорости что делает.. Представляете, есть дети, которые нашли таблицы этих скоростей для разных типов лайнеров... и тут я предложил им идею Галилея о независимости движения... Целое занятие. Если бы это была "межпредметная связь" они бы завяли.
05.04.2015
|
|
|
| |
|