Гипертекст, или «сверх» текст, отличается следующими признаками: 1. Несёт большой объём информации.
2. Содержит достаточно информации.
3. Включает научные понятия.
4. Сложен для самостоятельного изучения.
Лекция-гипертекст успешно может быть использована на уроках изучения нового материала и закрепления в целях восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний).
С гипертекстом имеется свой алгоритм работы.
1. Организация деятельности.
2. Озвучивание гипертекста.
3. Структурирование гипертекста.
4. Групповая работа над вопросами текста:
а) подготовка вопросов;
б) обмен вопросами;
в) коррекция.
5. Групповая работа над вопросами текста: выполняются те же действия, что и в пункте 4.
Индивидуальное контрольное задание
На первом этапе преподаватель ставит или формулирует вместе с учащимися тему и цель изучения темы, предъявляет тексты для работы на уроке.
Это может быть параграф из учебника или специальный печатный текст. Текст должен быть перед каждым учащимся. Далее преподаватель озвучивает гипертекст, а учащиеся следят за его монологом по своим материалам, возможно, делают какие-то заметки. Важно, чтобы речь преподавателя максимально совпадала с текстом на столах учащихся, содержала те же термины, формулировки и последовательность изложения, так как в этот момент на основе зрительного и слухового восприятия создаются условия для первичного запоминания информации. Можно сопровождать свой рассказ зарисовками, записями на доске, опорными сигналами, записью новых терминов. Следующий этап учебной деятельности – структурирование гипертекста. Преподаватель даёт задание разделить текст на части, найти границу между ними, выделить главные мысли и дать названия разделам. В результате многократного просмотра текста и приговора учащиеся продолжают механически запоминать текст и начинают понимать логику изложения, составляют план.
При групповой работе группы могут быть организованы формально и быстро – три ряда – три группы. Первое задание для групп – за 3–5 минут подготовить пять – семь вопросов к тексту, причём, таких на которые в тексте есть прямой конкретный ответ. Группы обмениваются вопросами, продолжая искать и называть вслух дословный или близкий к тексту ответ. Полезно, если вопросы повторяются: многократность повторения позволяет запоминать слова и фразы текста. Вопросов – ответов звучит столько, сколько нужно, чтобы проговорить весь текст. При необходимости дополнительные вопросы формулирует преподаватель, он же корректирует и консультирует учащихся. После этого группы получают новое задание: подготовить несколько вопросов по тексту, на которые в тексте прямого ответа нет, однако, понимая материал, на них можно дать ответ. Группы обмениваются вопросами, но ответ на них находят уже не в тексте, а в собственных мыслях. Преподаватель участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала. Эта работа помогает запоминанию и создаёт условия для понимания смысла информации. Завершается урок индивидуальным проверочным заданием.
Оно может быть разным по форме.
Гипертекст имеет ряд достоинств:
1. Экономит учебное время. Новый материал изучается и закрепляется прямо на уроке.
2. Обеспечивает долгосрочное запоминание материала, так как опирается на различные типы памяти, многообразные приёмы повторения, активную позицию учащихся на уроке и учитывают логику процесса познания.
3. Способствует развитию учащихся, так как включает приёмы, в том числе групповую деятельность и элементы взаимообучения, которые позволяют учащимся сознательно понимать информацию.
4. Создаёт условия для внутренней дифференциации: каждый учащийся достигает в усвоении темы собственной точки, которая фиксируется преподавателем во время индивидуального проверочного задания.
Исследования показали высокую эффективность лекции-гипертекста.
Во-первых, он позволяет систематизировать большой объём, трудный по содержанию материал;
Во-вторых, учащиеся на таких уроках основательнее и детальнее усваивают новую информацию за счёт многократной работы с текстом и разных способов работы с материалом.
Эффективность метода возрастает, если учесть следующие моменты:
1. В учебниках истории очень мало тем, которые можно использовать в качестве готового гипертекста, поэтому составленный преподавателем текст обязательно должен оставаться у учащихся надолго.
2. Работать по данной технологии следует в системе, регулярно.
3. При озвучивании гипертекста преподавателем необходимо придавать ему эмоциональную окраску, смягчать рациональность звучания, что позволит вписать данный способ проведения урока в традиционную систему работы преподавателя. В этом случае экономика для учащихся будет интересным предметом.