Svetlanikolo | Дата: Воскресенье, 08.02.2015, 09:09 | Сообщение # 9 |
Сообщений: |
177 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте, Лариса! Не совсем понятно, какие именно у ребенка основные пробелы.
Иногда человеку необходимо "добрать" материал по предмету, заполнить белые пятна за 4-5-6 класс. Что бы можно было "тянуть" программу 7 класса. Этот случай я называю"поднатаскать". Это когда ребенок в принципе пишущий-читающий, адаптированный к школе, комфортно чувствующий себя с учебниками-тетрадками, имеющий привычку-навык сосредотачиваться минут на 40 и пр... Т.е. учебный процесс, как таковой в его жизни присутствует, и дите себя в нем чувствует вполне сносно. Ну просто отсутствуют у ребенка определенные пласты знаний за несколько лет. Как правило детей "натаскивают" по основным предметам: математика, русский, английский. Ну, например, ребенку надо квадратные уравнения решать, а он, хоть в принципе и соображучий, но вот начиная с таблицы умножения в математике - белое пятно. Какие уж там квадратные уравнения! Я встречалась с такими случаями. И мой опыт показывает: ничего страшного. Школьная программа не такая уж баснословно сложная, что бы ее не освоить среднему ребенку. Некоторые дети "съедали" учебник, рассчитанный на год за пару месяцев. Или же, занимаясь потихоньку и регулярно в течение года, наверстывали материал за пару-тройку лет.
Понятно, что как правило в таких случаях берут репетитора. Что я делала с ребенком будучи репетитором? Учить надо было материал 7 класса, а я брала учебники за 5 класс (чем проще, тем лучше). И мы, никуда не торопясь, начинали с нуля. Мне важно было снять страх перед предметом, и, с шутками-играми, фокусами-парадоксами мы за год "съели" материал по двум предметам за 3 ученых года. Ребенок вполне все "потянул", т.к. мозги на месте, интеллект сохранен. А школьный материал не такой уж и объемный, что бы средне-статистическое дите не смогло его "сгрызть". И чем проще структурирован материал - тем лучше. Т.е. взять учебники, программы по-проще. Можно даже советских времен, где все было понятно и расчитано на самостоятельную работу ученика без родителей и репетиторов. Главное, что бы по пропущенному материалу у ребенка сложилась СТРУКТУРА знаний. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДМЕТЕ. Это - основная задача в случае "поднатаскать". Если общее представление сложится, то тогда можно брать и учебники по-сложнее, и программы по-заковыристее. И решать всякие отдельные задачи особенными способами, осваивать отдельные темы особо креативными методами. Но без хорошей структуры, без общего представления о предмете - никакие особенности просто не идут.
Думаю, что с этой задачей: получить общий, min объем знаний по предмету мама многое может сделать без репетитора. Что ей нужно? Хорошая консультация хорошего учителя предметника на тему: что должен в основном знать и уметь ребенок к 7 классу? (что-то вроде школьной программки). Хороший предметник посоветует хорошую, понятную программку, такой же простой учебник. И маме нужно будет сделать приметно ту же работу, какую делали в предвоенные годы советские колхозники: поступали в вечернюю школу и самостоятельно осваивали простейшие знания. Т.е. обкладывается мама учебниками математики, начиная с 4 класса и (вместе с дочкой) осваивает тему за темой. Ну примерно так.
Правда, о математике мне судить сложно, я - гуманитарий. Но что касается гум. предметов - эта задача "поднатаскать" кажется мне вполне реальной.
Добавлено (08.02.2015, 02:38) --------------------------------------------- Намного сложнее, если у ребенка нет элементарных учебных навыков, которые как раз и вырабатываются в начальной школе. - Т.е. умения сосредотачиваться на абстрактной задаче минут на 40, не меньше (мама может у психологов запросить примерные т.ск. "нормативы" для семиклассников). Если у ребенка не было нормальной началки, может оказаться, например, что его произвольного внимания хватает минут на 10, не больше. Т.к. со второго класса он не привык сосредотачиваться на чем-то более долго. Трудновато тогда осваивать квадратный дискриминант или там писать изложение. - Читать и понимать текст соответствующей сложности объемом в несколько страниц с определенной скоростью - Уметь составлять планы, конспектировать - Владеть письменной и устной речью (т.е. уметь в принципе внятно и последовательно излагать мысль устно и письменно) - "Читать" карты, таблицы и схемы Ну и т.д.
В этом случае задача "поднатаскать" совершенно не подходит. Многие родители и репетиторы усиленно человека натаскивают на предметный материал, а этому материалу просто некуда ложиться: нет в голове у дитя готовых полочек этот материал складировать. Выглядеть это может примерно так: садишься с ребенком за уроки, берешь учебник, просишь читать текст, а дите на какой-то минуте начинает психовать (кидает учебник, тетрадки), или даже плачет, или тихо сидит с "поплывшим взглядом", т.е. текст уже непонятен, внимание рассеялось, а над ним "продолжают издеваться, заставляя читать по-слогам какую-то белиберду". И продолжать чтение параграфа - бесполезно. Буквы знает, вслух прочесть может, но смысл от него ускользает уже на третьем предложении.
В этом случае нет задачи "поднатаскать" по предмету. Тут задача: развить такую функцию, как чтение. Т.е. ребенку необходимо по капле, по шагу, но прийти к такому состоянию, когда он будет читать много (в соответствии с программой), ежедневно, большими объемами, с интересом и пр. Тоже можно запросить "нормативы" у учителей началки, у психологов, у русистов: что и сколько положено читать в 7 классе (и чего и сколько было положено читать за последние 14 лет). И начать осваивать эту "программу", начиная не с 7 класса, а с того момента, когда в жизни ребенка относительно чтения была "нажата кнопка "пауза". Мне очень трудно было заниматься с некоторыми частниками: у них элементарно не было представления о сказках типа "Красной шапочки" или мифах типа "Аргонафтов". Ничего страшного, бросали историю с географией и начинали читать мифы древней Греции. Это не выпускные классы с их предэкзаменационной гонкой. Можно себе позволить отклониться от предмета. КПД от увлеченного чтения мифов поверьте, намного выше мучительного натаскивания по географии. Потом и предметный материал быстрее и легче нагоняется.
Если, к примеру, навык чтения не развит, то трудно будет в любой учебе: и в английском, и в физике... Конечно, хороший репетитор-предметник и материал умеет дать и "полочки" помогает человеку у себя в голове выстроить.
Но если репетитора нет, то мама может вполне самостоятельно поработать над разными навыками (безотносительно предметов). Как собственно это и делают многие родители. Например, на тему активного чтения детей много чего есть в сети. Да и на этом форуме тоже. Если мама, не владея отдельными школьными предметами будет заниматься этим нелегким родительским трудом: создавать в семье читающую атмосферу, подсовывать нужные книжки, держать в доме (и пользоваться ею самой!) библиотеку, сводить с читающими детьми и их родителями, водить на соотвествующие мероприятия: музеи там, театры и пр., каким-то макаром сводить к min TV-информацию, и к max аудио- и текстовую- информацию и т.д. и т.п. Один только этот труд не может не принести плодов. Это, конечно, не натаскивание, когда через год регулярных занятий вполне отчетливо видно, что ребенок знает материал за 6 кл на твердую "4". Связь между родительскими трудами и внутренним миром ребенка хоть и неочевидна, но несомненна.
Приведу пример: В институте мне было по началу трудно учиться. Объемы материала казались не то, что большими, огромными! И я с изумлением видела, как некоторые первокурсники легко проглатывают многотомники! У одного вундеркинда была чуть ли не фотографическая память (он знал не просто содержание монографии, но и номера страниц, где было что-то важное, год издания, подробности биографии автора). Другая одаренность к первому курсу прочла всего (!) Достоевского и Гоголя вместе с их публицистикой. Третий легко называл пермьеров любой страны и любого периода, легко различал полит. оттенки самых разных партий. Оказалось, что все эти отличники, но самое главное - перспективный молодняк выросли в домашних библиотеках. "Молодой политик" кстати, сейчас работает деканом выпустившего его факультета. Поэтому у мамы может быть не столько задача, как русский-литературу подтянуть, сколько задача: как домашней библиотекой обзавестись. И домашнее чтение наладить. Это можно и без репетитора. Задача творческая.
В общении с родителями я всегда ратую за то, что бы в средней школе прилагать всю родительскую энергию не столько к знаниям и предметам, сколько к навыкам и развивающей среде. Это помогает учиться и в средней школе, но и сторицей окупается намного позже. А уже в 10-11 кл можно кинуть все силы на оценки - предметы - экзамены, репетиторство и натаскивание.
Маме стоит поискать хороших предметников, учителей началки и психологов. Запросить у них что-то вроде списка навыков, какие примерно имеются на каждый год до 7 класса. Попробовать "померить" любопытства ради своего ребенка: сколько у него держится произвольное внимание. Какой объем текста он может читать, с какой скоростью. Сколько и с какой скоростью он может писать под диктовку. (Когда я так полюбопытствовала, то к ужасу моему оказалось, что мои девятиклассники целой параллелью могли написать под диктовку не более 7 простых предложений. Куда уж им "съесть" учебник по истории XX в?) Понаблюдать, как ребенок в принципе ориентируется в пиши-читайных вещах: учебниках-книжках-таблицах-словарях. Может, он их вообще вверх-ногами держит. (Одна выпускница ист-фака искала на моих глазах по телефонной книге номер своего преподавателя Богданова, листая рассеянно справочник на страницах "Шаповалов-Шульженко")
Очень не лишне бывает "померить" навыки. Но делать это надо легко и ненавязчиво: поиграть во что-то. В Штирлица, например: сначала ты мне диктуешь шифровку-депешу, а потом я тебе. Ну и посмотреть на max скорость и объем письма под диктовку. Спрятать какой-нибудь золотой апельсин или миелофон (ну во что там дети сейчас играют) в районе проживания, отметить на карте. Ну и посмотреть, "играючись", что там с ориентацией в пространстве. Если мама заинтересована, то думаю, фантазии у нее будет побольше, чем у педагогов.
Подобное измерение очень многое может открыть. Одна весьма талантливая студентка, работавшая на 5 курсе собственно на хорошем научном уровне не могла не то что дипломную написать, а простой реферат. Можно было даже подумать, что она чего-то "не догоняет". А она получила хорошее среднее образование, отличное высшее (и в библиотеке выросла, и монографии глотает, и родня у нее вся - ученые люди). Хорошее высшее, и совсем никакого начального. В началке ей довелось учиться по какой-то супер-творческой программе. Может, это и сказалось на неординарном мышлении. Но вот простые вещи: текст, план, абзацы, последовательность изложения, просто даже письменное изложение своих мыслей просто отсутствовали как таковые в ее голове. В школе это как-то замазывалось, в институте письменные работы за нее делали друзья. И видя перед собой адекватную и интересную пятикурсницу (гуманитарного ф-та), я и предположить не могла, что она в принципе не умеет писать. Когда после долгих моих усилий она все же написала все то, что так интересно только что рассказывала, я обалдела: это был не текст справа-налево и сверху-вниз, с заглавными буквами, точками, запятыми, абзацами, я уже не говорю про вступление и выводы... Это было что-то вроде "беспредметной живописи", где текст шел иногда вправо, иногда влево, иногда по-спирали. Вперемежку с рисунками-миниатюрами, очень изящными, без верха и низа. На этом полотне можно было прочесть отдельные суждения, не связанные между собой, написанные в разных местах листа под разным углом... Стоило большого труда убедить талантливую выпускницу ВУЗа, что владение текстом и письменной речью - это ее профессиональная обязанность.
Есть, конечно, и детские психологи в школе, которые этими измерениями должны по-идее заниматься. И разные детские центры. Где-то платные услуги, где-то бесплатные. Можно просто поискать хорошего педагога, и попасть к нему не на репетиторство, а хотя бы на одну-две консультации. Пусть "померит" навыки ребенка, протестирует, маму научит самым простым вещам в смысле измерения навыков. Книжку посоветует по измерениям. Это не репетитор 2 р. в неделю. Это 2-3 консультации. Иногда бывает достаточно.
Добавлено (08.02.2015, 03:28) --------------------------------------------- Немного о разных стратегиях домашнего обучения.
Не секрет, что многим родителям некогда заниматься детьми. Да и не знают - как. Они работают и зарабатывают. А потом все просто: нанял любого репетитора, что бы поднатаскать по любому предмету. Это - самая типичная стратегия.
Но иногда нет или денег, или репетиторов подходящих в округе. В таком случае - сами. Но не обязательно школьными предметами. Перебросьте силы с ежедневного зарабатывания на ежедневный и героический родительский труд. Ищите хороших педагогов и их мероприятия, таскайте ребенка в классные школы и студии: на дни открытых дверей или тренинги. Терпите дома друзей и подружек вашего чада. Не экономьте на хороших книжках. Дружите с продвинутыми родителями. Знаете какого-нибудь поэта-художника-спортсмена? Не ленитесь зазывать к себе на чай или еще под каким-нибудь предлогом толкайте к нему свое чадо. Учитесь сами. Разным современным штукам: графическим редакторам, конструированию сайтов. Делайте это вместе с дитем. Отправьте ребенка на работу в хорошую фирму. Мыть полы в конторе, где сидят супер-умные юристы. Пусть пооколачивается: курьером там или кем-то на побегушках. То, чего он от них по-нахватается по-опылится не даст ни один репетитор.
Это совсем другая стратегия. Она требует не денег, а времени и внимания.
Домашняя библиотека, чтение перед сном, хорошие фильмы (детские или взрослые, но хорошие!), домашние спектакли-музицирование и разного рода творчество, совместные походы, хорошая детская кампания у вас дома (как бы это не было хлопотно!), хороший детский коллектив вне дома (любой кружок или студия), разные креативные мероприятия: летние школы-лагеря или еще какие заморочки творческих педагогов. И ваше родительское в этом во всем участие!
Всемерная поддержка любого творческого желания ребенка. Хочет девочка шить? - подсуньте ей тряпки-ножницы. Пусть себе возится в ущерб может быть урокам. Самостоятельное конструирование самой кривулясенькой юбочки дает намного больше, чем десятки часов с репетитором по геометрии. Нарисовала "кули-мули"? Полюбуйтесь, повосхищайтесь. Повесьте в рамочку на самом видном месте. Соберите все "кули-мули" и уйстройте на кухне постоянную экспозицию. Поверье, легче потом будет Достовеского в 11 кл читать. Как бы это ни было неочевидно. Хочет ребенок поговорить, что-то рассказать, не отмахивайтесь, может и некогда, может и ерунду несет, но внимательный и любящий собеседник - это самый лучший тренажер для устной речи... Не надо платить репетитору по английскому за то, что он выслушает рассказ вашего чада "Моя комната" из семи предложений. Слушайте свое чадо бесплатно, по-русски, но ежедневно и max колличество часов. Английский как-то само собой подтянется, я вас уверяю.
Это две разные стратегии. На этапе выпуска из школы и поступления в ВУЗ лучше подходит первая. В средней школе ребенку очень-очень нужна вторая. По результативности вторая в разы превосходит первую. А если сначала опыт - потом теория, то и вовсе хорошо. Если несколько лет поиграть-погулять-пофантазировать в свободном творческом полете, набрать жизненного опыта (только хорошего, конструктивного), то потом этот опыт укладывается в теоретические схемы просто "на раз".
В общем - в средней школе: социализация, контакты с друзьями, эксперименты, пробы себя в разных областях. На выпуске - долбежка, зубрежка, репетиторы. Понятно, что учиться надо постоянно. Но в разные периоды - разные приоритеты. И вот как раз в средней школе еще можно обойтись без репетиторов. Но совсем нельзя обойтись без развивающей среды.
Добавлено (08.02.2015, 06:01) --------------------------------------------- Как предметник-общественник могу предложить вот что: "Населить" дом в котором живет ребенок разнообразными тренажерами и носителями гуманитарной информации:
- Обязательно иметь глобус, карты. Как min карту мира, но можно и больше: карта России, региона, города проживания и пр. Карта должна быть по-масштабнее, висеть на самом доступном для ребенка месте. Т.е. на уровне глаз и рук, что бы к ней легко можно было подойти. Глобус - соответственно в свободном доступе. Если эти предметы в доме присутствуют, то дети, как правило с ними играют. Еще лучше, если играют вместе со взрослыми. Если со сверстниками - совсем хорошо. Вот так несколько лет ненавязчивых тренировок - и те самые сложные понятия и представления, которые потом обвалятся как лавина в старших классах типа "колониальные империи", "мировые войны", "признаки имериализма" и пр. - лягут на подготовленную почву.
- Домашняя библиотека. Она может быть большой, в несколько тыс. томов. Может быть и маленькой полочкой книг. Технической или классического списка: Пушкин-Толстой. Но если вы хотите от ребенка по гуманитарным предметам что-то более-менее сносное в старших классах, книги дома в свободном доступе - тоже обязательно. Ежедневное чтение просто так, для удовольствия - обязательная процедура. Включить современных детей в такой "читающий" стиль жизни - очень трудно. Но если это удасться - проблем с историей-обществознанием-литературой-иностранным не будет совсем. Русская культура - литературоцентрична. Собственно, домашнее чтение - это чуть ли не основная ось на которой держится российское гуманитарное образование. На Западе как-то по-другому устроено. Что бы ваше чадо смогло учиться на современном уровне, оно должно быть способно лет в 17-18 прочесть интересную для него книжку за ночь (это средняя норма для студента). Неинтересную - ну это зависит от специальности. Можете попросить на любой гум. кафедре ближайшего ВУЗа списки рекомендованной литературы для 1 курса. У нас было так: по каждому предмету (а их несколько) проходил семинар раз в неделю. К каждому семинару был список вопросов 10-15. И к списку прилагалась "рекомендованная литература" из 15-20 монографий и столько же журнальных статей. Вот и считайте, сколько надо было прочесть на 1 курсе: хотя бы одну монографию за день. Это, как min.
Да и школу заканчивать придется, отчитав Толстого-Достоевского-Шолохова-Гоголя-Бунина-Шмелева... ну в общем, поинтересуйтесь в школе. Если у человека нет простого навыка чтения - это просто нереально. Этот навык отрабатывается лет с 5-ти. Каждый год в школе дают "списки для чтения на лето". Вот, начиная с 1 класса все это надо ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТЧИТАТЬ, прибавляя каждый раз в количестве книг, объеме текста, и сложности его содержания. Даже, если вы до сих пор ничего особо не читали, то в 7 классе еще не поздно. В общем, про домашнее чтение и библиотеку: ее наличие и активное пользование обязательно. Вообще о домашнем чтении надо писать отдельно.
- Еще из обязательного: справочная литература. Разные там энциклопедии, словари. Сейчас вроде и по Интернету можно все найти. Но он не структурирует мозги. Это такое болото, где есть абсолютно все, и даже намного больше. Так что легко утонуть. А вот хорошая энциклопедия, многотомники дома - это отличная вещь. Одна моя подруга как-то по случаю в перестроечные годы приобрела БСЭ 56 г. Там - через строчку сталинизм и линия партии. Вот ее маленький тогда сын с большим удовольствием листал эти фолианты, рассматривал картинки (издание, кстати, очень хорошее), разрисовывал их. Чуть повзрослев, он с удовольствием "играл в энциклопедию", находя там ответы на какие-то вопросы... сначала с помощью мамы, потом - самостоятельно. Еще чуть повзрослев, вымарывал там политизированные абзацы. Отличную игрушку приобрела мама для ребенка. Парень получил что-то вроде энциклопедических знаний. Ну по крайней мере мозги такие "тренажеры" очень хорошо структурируют. Кстати, была куплена буквально за копейки. В общем, разнообразные словари и справочники - очень полезная вещь.
Из необязательной программы (но очень желательной, особенно для девочек). - Альбомы по искусству и репродукции известных картин. Очень специфический источник информации. На детей производит огромное впечатление. Почему-то мальчики больше любят что-то про технику или политику. А вот ИЗО, архитектура, скульптура - девочки в этой информации лучше мальчиков плавают. Это их хлеб. Несколько альбомов по искусству будут "кормить" ваше чадо всю оставшуюся жизнь. А уж библиотека! Альбомы дороги. Но это стоит того. Но даже если нет денег, не ленитесь добывать репродукции из журналов, газет. Даже плохонькие, они - великолепный воспитатель. Оформите в рамочку (можно вместе с ребенком). Разместите в квартире выставку. Опять же на уровне глаз ребенка. Одна репродукция должна висеть на своем месте пол-года как min. Не один раз открыть и забыть, не один раз увидеть в музее, хоть и в подлиннике. А жить с этим произведением изо дня в день. И оно входит в подсознание.
- Наполните жизнь ребенка хорошей музыкой. Вот как у подростков постоянным фоном (который часто громче, чем общение) звучит попса, вот так же в родительском доме может звучать классическая музыка. Моцарт-Вивальди-Бах-Верди-Чайковский-Рахманинов-Свиридов... Вы даже не представляете, какая это богатая пища для ума и души! Тихим фоном, но ежедневно... и через несколько лет сложные этические понятия, которые надо будет описывать в сочинениях, сдавать на каких-то несусветных экзаменах (типа вступительного эссе), через несколько лет они будут для вашего чада родными и понятными. Это такое чудо. Кстати, знаете, кто самый национальный композитор Японии? - Петр Ильич Чайковский. А знаете, что у корейской молодежи звучит в автомобилях? - Моцарт и Вивальди. Ежедневно слушать классику - это не только культурная норма, это обязательная программа в развитых странах.
В общем, я предлагаю, наполнить ваш дом и жизнь ребенка не только часами корпения над учебными предметами, но и "питательной средой" для молодых мозгов: карты, справочники, энциклопедии, библиотека, ИЗО, музыка... Если затрудняетесь с выбором - всего легче и вернее отдавать предпочтение классике и всему детскому. Какую энциклопедию приобресть? - Большую Советскую. Есть деньги? - Британику. Нет? У букинистов поищите детскую энциклопедию из 12 томов. Что читать на ночь? Можно и Ричарда Баха. Но лучше начните со сказок Пушкина. Уже читали? - Тогда Достоевского "Неточку Незванову". Что послушать? Можно и Селин Дион, но попробуйте отслушать Чайковского. Хотя бы самое популярное (вот набираете в интернете: "Чайковский. Популярное" - и у вас несколько лет не хватит одного его отслушать)
Вот такая примерно программа. Денег берет по min. Времени - да, требует. От родителя. А так же большого такта, ненавязчивости и самообразования. У ребенка "усвоение материала" будет идти общим ежедневным фоном. Не требуя особых затрат, но входя в плоть и кровь, в подсознание. И структурируя мозги лучше любого репетитора. Если вам удастся организовать подобную среду (с учетом ваших вкусов, интересов ребенка, семейного бюджета) - плоды неизменно будут. Через несколько лет. И, как правило, самые неожиданные.Добавлено (08.02.2015, 09:09) --------------------------------------------- Какими бывают неожиданные плоды хорошо организованной "питательной" среды:
Примеры, правда из "дошкольной психологии". Потом надо будет повспоминать что-то подобное из средней школы.
Одна мамочка (филолог по образованию) укачивала своего малыша под Пушкина. Ну нянчишь младенца, надо его как-то баюкать. Все, что мамочка хорошо знала на память - это Пушкина (филологи иногда целыми поэмами могут А.С. цитировать). Ну вот и укачивала, как могла. Ребенок пошел, заговорил в свое время. И каково-же было удивление мамы, когда дите заговорило рифмами. Ну вот так объясняет матери что-то обыденное, только пятистопным ямбом...
Родители Софьи Ковалевской (от бедности может быть, или эдакой непосредственности) обклеили детскую не обоями, а страницами из учебника математики. Маленькая Соня, как и положено ребенку играла с тем, что было перед глазами и под рукой. А были загадочные черненькие закорючки, бегущие в загадочном танце, выстраивающиеся занятным орнаментом. Вот она их и рассматривала, обводила пальчиком, что-то там себе в своей маленькой головке об этом все соображала... Каково же было ее удивление, когда в средней и старшей школе у нее началась математика, и она увидела свои родные, до боли знакомые, такие понятные черненькие закорючки, ненавязчиво въевшиеся в сознание. Кто-то мучительно учил математику, а Софья моментально понимала весь смысл каждого уравнения, так давно заинтриговавшего ее младенческое воображение.
В общем, если не хотите тратить через 10 лет деньги на репетитора по математике, обклейте детскую кроватку страничками с формулами - это примерная формула стратегии "питательной учебной среды".
08.02.2015
Сообщение отредактировал Svetlanikolo - Воскресенье, 08.02.2015, 08:56
|
|
|
| |
|
Svetlanikolo | Дата: Вторник, 10.02.2015, 10:09 | Сообщение # 11 |
Сообщений: |
177 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Лариса, всегда рада. Если у мамы есть вопросы, пусть пишет-звонит. Контакты - в личку.
Добавлено (10.02.2015, 09:24) --------------------------------------------- Цитата chaika ( ) А подростка уже сложнее уговорить... Совершенно с Вами согласна. В средней школе действительно многие вещи кажутся "поздноватыми". Предлагаешь шестилеткам: "хотите поиграть?" Подпрыгивают: "Хоти-и-им!!!" Предлагаешь тинейджерам, и в ответ - что-то кисло-меланхолическое: "А нафиг?.." Но я бы тут уточнила: подростковый скепсис относится не к самому предмету "поиграть", а к его источнику, т.е. к нам, взрослым. Понятно, это сильно расстраивает родителей. Но такова уж природа подростка: ему пора выпархивать из гнезда, даже самого любящего. И искать себя среди своего поколения. Какими бы мы ни были хорошими родителями, жить-работать-любить-строить-семью ему придется не с нами, а со своими сверстниками. Какими бы ни были они. Вы никогда не наблюдали такого парадокса? Предлагаете сыну секцию баскетбола, а он кисло отмахивается: "это не круто". А потом (может быть не без Ваших стараний) подружился с пацаном - баскетбольной звездой, и сам просится: "Хочу на баскетбол"... Ну что-то в этом роде. Поэтому девиз родительских усилий в средней школе: ПОДРОСТКИ ЛУЧШЕ УЧАТСЯ НЕ У ВЗРОСЛЫХ, А ДРУГ У ДРУГА.
Этот принцип для любого ребенка подходит, но для подростков он становится ведущим. Поэтому предлагаю поменять ракурс ваших усилий:
Маме, как хорошему менеджеру стоит переложить функцию домашнего репетитора с себя на кого-то из сверстников девочки. А вот тут придется попотеть, т.е. подыскать подходящих сверстников. Т.е. таких, которые могут научить чему-то конструктивному. Можно, конечно, искать интернет-ресурсы с бесплатными репетиторами и тренажерами. А можно искать продвинутых в чем-то подростков. На конкурсах-олимпиадах, в кружках и спец-школах. Приглашать к себе, "сводить детей" под разными предлогами, устраивая для них какие-то события-мероприятия: походы, дни-рожденья. Если вы заполучите себе (и своему ребенку) продвинутых детей, то вместе с ними вы получите такую массу полезной информации, что ужаснетесь, сколько вам как родителю еще предстоит освоить. Они и в Интернете прекрасно плавают, некоторые по аглицки-французски лопочут, кто-то "вечный двигатель" изобретает или "металлический водород". Один час общения с увлеченным подростком (даже самой несустветной идеей) даст вашему чаду больше, чем часы и часы репетиторства.
Приложите усилия к тому, что бы дочкины однокашники при случае делали уроки не где-то, а именно у вас дома. Ну и когда будут что-то зубрить, то и родителю "пооколачиваться" рядом ненавязчиво. Можно очень много для себя интересного узнать. Остаться на ночь? - Если друзья учатся, занимаются спортом, ездят в языковые школы - то всегда пожалуйста. Это хлопотно. Но одна такая "пижамная вечеринка" стоит дороже, чем дорогой репетитор. А вам обойдется бесплатно
Я знаю одну юную особу, из этих самых, кто в языковых школах вырос. Она хочет и себя, как лингвиста продвигать, и зарабатывать и все такое. Но у девушки (лет 17 ей) нет денег пока на собственную студию, помещение. Она собирает своих "клиентов" в парке, в кафе, в любом доступном месте и мутит Talking Club. Т.е. сидят дывчины час-полтора и треплются. Только на английском. А продвинутая девица с подружек-клиенток за это деньги берет. Пока небольшие. И опыт, и языковая практика, и клиентура, и некоторые личные деньги, такие желанные в 17 лет! Вот не поленитесь разыскать что-то подобное. И предоставить эдакой дывчинке бесплатное "кафе" у себя дома, на даче, во дворе, в офисе... в общем, вариантов масса. У вас есть машина? А пОдросткам надобно устроить пикник-барбекю, фэнтези-турнир. Есть смысл собрать компанию продвинутых детей и потратить время-бензин на их сейшн. Моя однокурсница когда-то приехала из Питера вся такая толкиенутая, в наш маленький городок и заразила фэнтезийной инфекцией пол-города. Неплохая прививка. Кто-то из той кампании начал фехтовать, кто-то писать роман, кто-то стал собирать книги...
Фотосессия? 16-часовой тренинг? Посидеть на телефоне-в-Интернете? Поход-поездка? Принять гостей из региона? Приготовить обед на 20 подростков? Некоторые родители ведут себя, как известный теле-герой: "Кто на разгрузку песка?" - "Я !" Да, в смысле времени-нервов-усилий это очень затратно. Может быть, даже изматывающе. Но такая проблема, как мотивация к учебе у них отсутствует. Навыки типа писать-читать нарабатываются у их детей в ходе написания романа-фэнтези. У родителей появляется другая проблема: как научиться плавать. Как подтянуть свой английский. Как успеть прочесть фолиант о русском роке. Конструировать сайты, фотографировать, и т.д и т.п. Всему, конечно, не научишься, да и не надо. Но быть рядом с увлеченными подростками - это тот еще спорт. Намного сложнее, чем домашние занятия один-на-один с репетитором.
В общем, примерно такой принцип: находим детей (учащихся, продвинутых, увлеченных каким-нибудь предметом или классным делом), привлекаем их на свою территорию, способствуя всяческой дружбе, а потом напрягаемся в поте лица, что бы кое-как поспевать за собственным чадом.Добавлено (10.02.2015, 10:09) --------------------------------------------- Деловые люди часто много сил тратят на то, что бы обзавестись нужными связями, кумиться-родниться с большими людьми, оказывать друг другу взаимные услуги. Сколько ответственности - иметь дело с N! Сколько такта, дипломатии, сколько тонкой разведки требуется, что бы знаться с F и S! А какие надо создавать многоэтажные комбинации, что бы обделать дело для Z ! Вот я и предлагаю родителям заняться примерно тем же, только относительно юных Петровых-и-Васечкиных. И большими людьми считать не F и S, а 13-летнего поэта, или "ботаника" из мат. класса. Таких более-менее состоявшихся личностей к 13 годам примерно 5 %. Вот сидит перед вами класс из 25 человек. Уроки учат более-менее все. Но всерьез увлекаются проблемой "металлического водорода" единицы. И то - подпольно. Вот я и предлагаю принимать их за больших людей и общаться с ними соответственно: уделять время. Приглашать. Оказывать услуги (подвезти, достать книжку, познакомить с профессором). Говорить о том, что интересно им, а не вам. Мириться с их "тараканами". Если что-то критичное, решать вопросы тонко и ненавязчиво.
Знаете, как поступал один голодный, но хитро-сделанный студент? Он говорил соседкам по общежитию: "Девчонки, выпить хотите? Так приходите сегодня ко мне. С вас - закуска" "Пацаны, поесть хотите? Приходите сегодня. С вас - выпивка!" Они старались, а он сидел у себя дома, выпивал и закусывал... Почему бы не сделать примерно тоже самое, но не для своего желудка, а для своего любимого чада? Почему бы не поискать для него самую лучшую интеллектуальную пищу, не пригласить ее в свою "маленькую комнату"? Таланты в смысле сервиса не привередливы. Но очень разборчивы в контактах. Вот я и предлагаю, тот же самый труд, который как правило совершают взрослые относительно N, F и S. Ту же дипломатию, разведку и изобретательность обратить на задачу: привести свое чадо в хорошие детские коллективы, и привлечь хороших детей и их коллективы в жизнь своего чада.
10.02.2015
Сообщение отредактировал Svetlanikolo - Вторник, 10.02.2015, 09:32
|
|
|
| |
|