Как написать сочинение-рассуждение
по предложенному тексту.
I. Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена.
II. Часть 3 (С) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНЫХ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.
Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке – осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.
Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная.
Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой, способные выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.
В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развёрнутым ответом.
Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, а также способность выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по родному языку на базовом уровне. III. Сочинение – вид творческого задания, письменная работа учащихся, изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. Сочинения различаются по жанру, типу создаваемого текста или способу выражения мыслей (описание, повествование, рассуждение), по характеру психологической опоры (зрительно-слуховая с привлечением собственного опыта, наблюдательности, воображения), по организации материала (логическая, хронологическая, пространственная, причинно-следственная, образно-эмоциональная), по целевому заданию (использование данного текста-образца, определённого лексического и грамматического материала).
Формулировка задания С1 типична для всех вариантов:
• Напишите сочинение по прочитанному тексту.
• Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
• Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются два аргумента).
• Объём сочинения – не менее 150 слов.
• Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не проверяется и не оценивается.
Итак, основная установка получена, цели и задачи работы определены. С чего начать?
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения (сочинения эссе) велась поэтапно.
Ученики с пятого класса знакомились с основными типами и стилями речи русского литературного языка.
В шестом классе создавали свои небольшие сочинения – описания («Моё любимое животное», «Бабушкин дом», и др.), сочинения-повествования («Как мы ходили в горы», «Один день каникул» и др.), сочинения-рассуждения («Почему необходимо каждый день выполнять домашнее задание», «Быть честным – это хорошо или плохо?» и др.)
В седьмом – восьмом классе познакомились с основными публицистическими жанрами (репортаж, интервью, путёвые заметки, очерк, статья, заметка).
Научились выпускать стенгазету о наиболее интересных событиях школьной жизни.
Необходимо отметить, что подготовка к сочинению имеет важное значение. Если ученик восьмого класса имеет возможность собрать материал к портретному очерку, репортажу, то выпускник школы находится в невыгодном положении. Следовательно, весь «багаж знаний» он должен держать в памяти, умело используя возможность вовремя применить примеры из прочитанных произведений, обобщая и аргументируя высказывания.
Опыт показывает, что для экзаменационного сочинения (С₁) составители часто подбирают проблемный очерк. Он может включать в себя элементы портретного, путёвого очерка, но главная отличительная черта проблемного очерка – постановка общественно, социально значимых проблем. Такой очерк обычно носит политический характер: автор высказывает свои суждения, споря с воображаемым оппонентом, доказывая собственную точку зрения. Примером могут послужить тексты З.Паперного «Наедине с толпой», К.Акулинина о проблеме совести, Д.Гранина «Время», С.Михалкова «Книги», И.Хоманько об Андрее Полунине, Г.Смирнова «Награды» и др.
Первый вопрос, который мы ставим после определения жанра текста: «Какому типу речи соответствует проблемный очерк?» Рассуждению. Вспоминаем композицию сочинения-рассуждения.
I.Тезис (постановка проблемы)
II. Доказательства или опровержения тезиса (приведения доводов с привлечением примеров).
III. Вывод.
В учебном пособии «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М.Разумовской даётся простая модель сочинения – рассуждения. Текст отвечает на вопрос «почему?». Необходимо подобрать два доказательства, чтобы подтвердить тезис. Например, в сочинении «Почему нужно беречь зубы» в качестве тезиса запишем предложение: «Зубы нужно беречь с раннего детства всю жизнь». (Почему?)
Во-первых, если зубы чистить утром и вечером, прополаскивать рот после каждого приёма пищи, то зубная боль никогда вас не посетит.
Во-вторых, нельзя разгрызать зубами твёрдые предметы (орехи, карандаш), чтобы не испортить эмаль. Трещины на эмали зубов провоцируют появления кариеса.
Вот поэтому зубы необходимо беречь всю жизнь.
В седьмом классе, когда ученики станут изучать геометрию, целесообразно провести параллель между сочинением-рассуждением и доказательством теоремы. Запишем схему.
1. Теорема (Из точки, не лежащей 1. Тезис (что нужно доказать?)
на прямой, можно провести «Спорт – это сила, ловкость, здоровье».
перпендикуляр к этой прямой, и 2. Примеры
притом только один) . 1)
2. Доказательства 2)
(см. Геометрия 7-8-9 Л.С.Атанесян 3. Вывод. «Только тот, кто занимается
и др., 2002г. Стр.32) спортом, будет сильным и здоровым».
3. Теорема доказана. =Тезису.
Напомним учащимся, что доказательство теоремы – это научное рассуждение.
Довольно часто в задании С₁ выпускники не могут определить проблему, тему текста, не знают, в каких словах заключается авторская позиция.
На мой взгляд только методом проб и ошибок учащиеся смогут видеть главное в тексте.
Итак, два вопроса ставим перед первым прочтением предложенного текста. «О чём этот текст?» - это тема. «Почему, с какой целью текст написан автором?» - это идея.
Адекватное понимание исходного текста – важнейшее условие успешного выполнения задания с развёрнутым ответом. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринимать проблематику текста (о чём говорится? Какие вопросы ставятся?), позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ на поставленный вопрос, основные аргументы).
Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста.
Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те её стороны, которые интересовали автора. Именно комментарий, выделенной экзаменуемым проблемы показывает , насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание.
В идеале мысль автора и мысль выпускника должны бы совпадать. Но подобное не может произойти: писатель и читатель имеют разный лингвистический уровень – понять друг друга им сложно. Хотя возможна «условная эквивалентность» восприятия, то есть эквивалентность в большей или меньшей степени.
Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер. Он может быть текстуальным, т.е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблем. Другой вид комментария – концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, адекватнее руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.
Необходимо учитывать, что задача ученика не может заключаться в том, чтобы обосновать истинность заявленного тезиса (личностной позиции) в безупречной – с точки зрения формальной логики - форме. Истинность каких-либо положений зачастую подтверждается не только соответствием реальной жизни, но и эмоциональной убеждённостью в их справедливости.
Смысл аргументации для выпускника заключается в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость этической аксиомы.
В работе экзаменуемый может использовать, например, следующие типы аргументов.
I. Логические (рациональные) аргументы
1. Факты
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы)
3. Статистика (количественные показатели)
4. Объективные показатели
5. Законы природы
6. Определение, задача которого – обобщить
7. Положение юридических законов
8. Данные экспериментов
9. Свидетельства очевидцев
II. Иллюстративные аргументы – примеры
А) конкретный пример (сообщение, событие
Б) литературный пример
В) предположительный пример
III. Ссылка на авторитет:
1. Мнение известного человека (учёного, философа)
2. Мнение специалиста
3. Обращение к опыту и здравому слову в аудитории
4. Мнение очевидцев
5. Мнение должностных лиц
6. Общественное мнение
Средством выражения членимости текста является абзац. Большинство специалистов в области лингвистики видят в абзаце и смысловую, и графическую текстовую единицу. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла.
Ошибки в абзацном членении встречаются в сочинении выпускников достаточно часто и связаны с тем, что выпускники не умеют членить свой текст на смысловые части, не видят их границ, не знают возможностей абзацного членения в качестве графического средства выражения своих мыслей и чувств и, соответственно, не выделяют в тексте абзацы или выделяют их неправильно.
Типичные ошибки в абзацном членении:
1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – всё сочинение представляет собой сложное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей работы.
3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
При изучении темы композиция сочинения – рассуждения целесообразно создать опорный рисунок
«Построение дома»
заключение
крыша
стены основная часть
фундамент вступление
Чтобы сочинение получилось стройным, необходимо соблюдать соответствие между частями текста. А чтобы это соответствие было зримым, надо каждую новую мысль писать с красной строки.
Точность словоупотребления – самый верный показатель речевой культуры. Вторым таким признаком является ЧИСТОТА РЕЧИ, её незасорённость словами и выражениями, чуждыми литературному языку. В хорошей речи нет места просторечию, диалектизмам, без надобности употреблённым иностранным словом, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.
Ученик должен употреблять слово с учётом смысла и возможностей лексической сочетаемости слов. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие предаваемому содержанию. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбирать из ряда синонимов или близких по смыслу слов самые нужные для данной ситуации. Это удаётся сделать ученику, если он не только понимает то общее, что объединяет все слова синонимического ряда, но и чувствует оттенки значения, которыми различаются синонимичные или близкие по смыслу слова.
Вернёмся к заданию по определению проблемы, которую поднимает автор текста. Большие затруднения вызывает сама формулировка проблемы и аргументы, основанные на читательском опыте.
Вот некоторые клише по предложенным текстам.
1. «Его звали Андрей Полунин» (по И.Хоманько)
2. К.Паустовский «Жизнь А.Гайдара»
3. Ф.Искандер «Дедушкин дом»
4. «Канцелярит»