Привожу интересную статью в тему: Вроде бы все мы крещные люди, но, увы, далеко не все святые. Почему? Наверное, потому что не стремимся к святости. Когда мы хотим вырастить яблоки, мы опускаем семячко в землю, поливаем, удобряем, то есть прилагаем максимум усилий, чтобы яблоня выросла и дала плоды, да еще Богу молимся, когда у самих не получается. И через много лет мы можем получить хороший урожай. Так и в духовной жизни: при Крещении человек получает семя благодати Божией, освящается. Но от его желания и усилий зависит - вырастить это семя и получить плод святости или же загубить на корню. Семя благодати Божией, семя святости, полученное в Таинстве Крещения, у христиан "лукавых и ленивых" (Мф. 25,26) так и остается непроросшим, но, попадая на добрую землю - к человеку, стремящемуся к Богу, приносит плод - святость. То есть святые люди - это те, кто, во-первых, захотели жить по-Божьи; во-вторых, преуспели в этом стремлении, избавившись от греховных дел и вожделений с Божией помощью. То есть они отличаются особой чистотой души, они "свет мира" (Мф. 5,14), по слову Божьему. И к святости Бог призывает всех людей. Это долгий, но с Божией помощью возможный путь, который веднт к Богу - Источнику счастья и всех благ, Источнику радости. Пример этого - святые Православной Церкви. Так, когда к святому батюшке Серафиму Саровскому приходили люди, он искренне радовался, встречая каждого словами: "Радость моя, Христос Воскресе!"
С чего нужно начать путь к Богу? С исполнения заповедей, весь смысл которых сводится к любви к Богу и людям: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим...; возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 37-39). При этом, по словам святого преподобного Симеона Нового Богослова, тщательное соблюдение заповедей Христовых показывает человеку, насколько он грешен, потому что человек понимает, что у него не получается только своими силами творить одни добрые дела. Тогда человек начинает просить у Бога помощи, и Господь, по милости Своей, эту помощь посылает, и человек меньше грешит и укрепляется в добродетели. Понимая, что без благодати, без помощи Божией все мы - грешники, и только Господь очищает, освящает нас, помогает творить добро, святые люди смиренно считали себя грешниками, так как все люди таковы, если их сравнить со Святостью Божией. Представьте себе какого-нибудь деревенского богача - первого человека, по материальному положению, в этой местности. Если он придет в город, где живут люди значительно богаче его, то, в сравнении с ними, он будет человеком среднего достатка. А если приедет в столицу, где совсем иной уровень жизни, то там он будет самому себе казаться почти нищим. Так и святые: чем ближе приближаются к Богу, Совершенному, Святому, тем больше видят свои грехи, свою духовную нищету.
Поэтому чем выше в духовной жизни восходили святые, чем больше старались угодить Богу, тем больше усиливалась в них любовь к людям. Вот, например, какие воспоминания сохранились о священномученике архиепископе Иларионе: любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самой популярной личность в лагере среди всех его слоев... его знали как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить, причем его любили не только невинно осужденные благочестивые люди, но даже преступники. По любви к людям святые силою Божией творили многочисленные чудеса. Господь давал такие дары тем людям, которые бескорыстно отдавали всего себя на служение другим. Как-то была больна девочка двенадцати лет. Святому праведному Иоанну Кронштадскому стало жаль ее, он помолился, и девочка, которая не могла ходить, на глазах у всех встала. Люди были поражены совершившимся чудом. При этом святые не только здесь на земле помогают нам, но и в Царствии Небесном молятся за нас. На железнодорожном вокзале в Харбине висела икона святого Николая Чудотворца. В это время город был населен русскими эмигрантами, которые привезли с собой множество икон и даже на железнодорожном вокзале повесили икону самого любимого святого православных. Однажды ранней весной в здание вокзала вбежал мокрый с головы до ног старый китаец и распростерся на полу перед иконой, протягивая к ней руки и что-то бормоча с большим чувством. Оказалось, что он шел по слабому льду через реку и провалился в полынью. Несчастного уже затягивало течением под лед, когда он вспомнил, что русские всегда просят помощи у какого-то старика, изображение которого висит на вокзале. Даже не зная имени, бедняга взмолился: "Старец с вокзала, спаси меня!". Очнулся на другом берегу. Так святитель Николай спас иноверца, который броился после этого на вокзал благодарить его.
Таким образом, мы видим, что любовь - это плод духовной жизни человека, который отдает себя на служение другим. Любовь - это жертвенное служение. В Библии сказано: "Нет больше той любв, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). Теперь сравним с тем, что мы обычно говорим: "Я люблю фильм, люблю цветок, люблю женщину, люблю сыр". Что это значит? Это значит - я себя люблю! Мне хорошо, когда я смотрю любимый фильм, обнимаю любимую женщину, ем любимый сыр, то есть чувствую себялюбивое уловольствие. Но любовь, как пишет святой апостол Павел, не ищет своего (1 Кор. 13, 5).. А мы о чьем благе заботимся, если дарим женщине цветы, красные сердечки - так называемые "валентинки", чтобы потом приятно провести с ней время? Если "любимые" родители просят нас о чем-нибудь, нуждаясь в нашей заботе, а у нас нет времени или желания помочь им? Если у мужа старое пальто, а у нас два новых, и при этом мы еще пилим его, что мало зарабатывает, ставя в пример соседа, который жене норковую шубу купил? По настоящему любящий стремится, чтобы любимому человеку было как можно лучше. "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает..." (1 Кор. 13, 4-8). Мало кто знает это, думает об этом, еще меньше тех, кто поступает по-христиански. В этом причина страшной статистики разводов. В Нижнем Новгроде в 2002 году в ЗАГСах было зарегистрировано 9 тысяч браков, а разводов - 10,5 тысяч! Не было любви. Были влечение, склонность, симпатия, страсть, влюбленность. Все это, конечно же, проходит, наступает разочарование. А любовь надо созидать. Начать нужно с того, чтобы "не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян. 15, 29). Если мы обманываем, злимся, завидуем, заботимся только о себе, то есть грешим, то все это возвращается к нам обратно через других людей, ибо Господь сказал: "Во все, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7, 12). Когда же мы творим добро, добро к нам и возвращается; если мы другим помогаем, то и нас люди в беде не оставляют; если мы любим, то и нас любят... Как писал Нижегородский епископ Иаков: "Как магнит притягивает железо, так и любовь привлекает к нам любовь ближних".
Кто-то может возразить: "Это не всегда так. Например, я люблю человека, а он не отвечает мне взаимностью". В одном из романов английской писательницы Джейн Остен рассказывается, как к молодому человеку многие испытывали неприязнь и предубеждение. Такие чувства были и у главной нероини. Но этот мужчина так искренне ее любил, так заботился о ней, так помогал разрешить ее проблемы, что смог расположить девушку к себе и вызвать ответное чувство. Любовь растопила сердце героини.
К сожалению, сегодня, любя только себя, человек ищет удовольствий и, находя приятного человека, влюбляется в него. И в том, что нередко семьи в наше время строятся на основании влюбленности, а не любви, - причина большинста разводов. Как бабочка порхает с цветка на цветок, так человек в поиках счастья переходит от одной влюбленности к другой. Это хорошо показано в фильме "Влюбленный Шекспир", когда герой меняет любовниц, что вместо счастья приносит ему боль и страдания. Это происходит вследствие мечтательности, когда воображение рисует определенный образ, а позже оказывается, что человек в действительности совсем иной. В результате наступает разочарование, и влюбленность проходит. И этим она отличается от любви. "Любовь никогда не перестает" (1 Кор. 13, 8).В христианском браке, когда Бог благословляет двоих людей, любовь не только не уменьшается, а напротив - усиливается.
Дорогие братья и сестры, святость, любовь - это высшие понятия нашей духовной жизни. Поэтому нелепо звучат слова: "день влюбленных" - "день святого Валентина". Святой Валентин, память которго Православной Церковью отмечается 12 августа к этому "празднику" никакого отношения не имеет, как и все святые угодники Божие. Потому что празднование влюбленности - празднование своих эгоистичных устремлений. Нам пытаются навязать чуждый русскому человеку "праздник", да еще кощунственно связывают его со святым угодником Божиим. Средства массовой информации торопят дарить красные сердечки-валентинки. С экранов телевизоров и из газет нередко в связи с этим днем открыто призывают к разврату, что совсем не совместимо с днем памяти святого, ибо любовь святых угодников чистая, она преображает тех людей, которые находятся рядом с ними, освящая мир Божественной красотой, красотой духа. И верующие люди празднуют дни памяти святых в храме, молясь им, в том числе о даровании истинной любви и счастья. Что касается написания в этот день любовных писем - это обычай, который пришел из Англии и Шотландии. Печально, что чуждый русским православным обычай так быстро распространился, когда под прикрытием праздника торжествует блуд. При этом некоторые, думая, что они празднуют христианский праздник, забывают о празднике в честь Самого Христа, а 15 февраля в Православной Церкви празднуется один из самых важных праздников - Сретение Господне. Само слово "Сретение" означает "встреча" - встреча с Богом, с Тем, Кто "есть Любовь" (1 Ин. 4, 8). И накануне день тоже праздничный. 14 февраля - Вселенская родительская суббота, когда совершается память всех усобших православных христиан. А одно из проявлений любви к людям - молитва за усобших, ведь им так нужно наше поминовение, особенно в церкви. А если ближние святы и находятся в Царствии Небесном, то сами молятся за нас.
Напечатано с газеты "Православные беседы", выпуск №49 прихода в честь Смоленской и Владимирской Божией Матери