Фонетика в начальной школе
|
|
chaika | Дата: Суббота, 01.11.2014, 14:41 | Сообщение # 1 |
chaika
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
|
Сообщений: |
498 |
Награды: |
9 |
Статус: |
Offline |
|
Коллеги, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу фонетических разборов в начальной школе. Недавно в комментариях к одному интерактивному пособию возникло обсуждение по поводу звуковых схем в 1 классе. Много читаю материалов разных лет, написанных практикующими учителями. Мнения расходятся, кто-то утверждает, что позвуковой разбор слов помогает осознанно усваивать правила орфографии и внимательнее относиться к строению слов, кто-то наоборот считает это лишним и даже вредным, так как это часто как раз приводит к ошибочным написаниям, построенным именно на пристальном внимании к звучанию слова, особенно у дисграфиков - появляются "йожики", например. Тем более, что в некоторых программах кроме схем вводятся и транскрипции, а диграфикам, как утверждают специалисты, вообще нельзя показывать не орфографическое написание слов. Говорят, что раньше десятки лет назад вообще такого не было (хотя у нас в 80-х годах уже было, мы составляли схемы в 1 классе), и дети гораздо грамотнее были. Вот теперь и задумываюсь: нужно ли подробно разбирать слова, как предписывают авторы "Азбук" и "Букварей", или стоит пройтись поверхностно, чтобы было представление о том, что это есть и как это делать, но не углубляться?
01.11.2014
Сообщение отредактировал chaika - Суббота, 01.11.2014, 14:42
|
|
|
| |
|
Ek_Ov | Дата: Суббота, 01.11.2014, 19:44 | Сообщение # 2 |
Ek_Ov
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
154 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
chaika, я не учитель, но дочь дислексик. Диктанты и тд. пишет на удивление без ошибок . Фонетический разбор слова делали с первого класса. Вообще сначала я старалась на разбор давать только слова, где звуки совпадают с буквами, максимум надо мягкость обозначить. Опять-таки первые разборы были с цветными кружочками, потом транскрипция столбиком с характеристикой каждого звука. Конкретно [й] в ё обозначали [j], чтобы "йолка" не появилась. Один раз в первом классе попробовали разобрать слово с "жи", затем два месяца исправлялись .
Если все-таки надо было разбирать слова с несовпадающими звуками и буквами, то выбирала максимально несовпадающие, которые дочка пишет правильно "играться" - "играца" и тд. Ну и разбор только столбиком, с характеристикой каждого звука; никаких транскрипций в строчку. ------- Сейчас третий класс, любые слова разбирает без последствий для письма, но транскрипцию в строчку не рискую давать.
01.11.2014
|
|
|
| |
|
chaika | Дата: Суббота, 01.11.2014, 22:22 | Сообщение # 3 |
chaika
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
|
Сообщений: |
498 |
Награды: |
9 |
Статус: |
Offline |
|
Ek_Ov, в УМК "Перспективная начальная школа" дают транскрипцию в строчку, но думаю, вы правы, лучше в столбик записывать, тогда образ неправильно написанного слово не запечатлится. Но вообще меня интересует, а нужно ли это вообще в начальной школе?
01.11.2014
|
|
|
| |
|
Ek_Ov | Дата: Суббота, 01.11.2014, 23:16 | Сообщение # 4 |
Ek_Ov
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
154 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата chaika ( ) Но вообще меня интересует, а нужно ли это вообще в начальной школе? Мы учимся сами, я ориентируюсь на тесты МЦКО. Там транскрипций нет, но есть задания такого типа:
Найди ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука. Отметь ответ
Отметь слова, в которых третий по счёту звук – это твёрдый согласный
Выбери два правильных утверждения о звуковом составе слова ёжик. Отметь ответы. В слове ёжик: первый гласный безударный первый звук мягкий согласный два слога 4 звука, 4 буквы
И т.д. -------- Поэтому вообще от фонетики не уйти. А вот транскрипция строчкой - я противник . Я кстати, тоже в 80-е училась, мы писали фонетический разбор столбиком в средней школе, в началке не было. Вопрос, на самом деле, для родителей актуальный; на детских площадках постоянно обсуждала с родителями: кто пишет транскрипцию в строчку, того йожыки до старших классов преследуют (исключение по моим знакомым - если дети научились бегло читать еще до школы, их транскрипция в строчку не портит). -------- А нужно это или нет - не могу сказать, я же не учитель...
01.11.2014
|
|
|
| |
|
lanbren | Дата: Воскресенье, 02.11.2014, 02:11 | Сообщение # 5 |
lanbren
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
|
Сообщений: |
2112 |
Награды: |
69 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Ek_Ov ( ) А вот транскрипция строчкой - я противник И я противник! Очень рьяный противник, но требуют. Буду на МО добиваться отмены этого безобразия. Никогда не записывали так транскрипцию, никогда не было йожиков. В этом году стали записывать, и появился этот загадочный зверёк. Я в панике! Хорошую тему вы подняли, коллеги и родители. У меня есть ещё один вопрос к знатокам современного русского языка. В учебнике русского языка для 3-го класса Канакиной недавно встретили слово ручьи (стр. 68). Там написано, что буква и образует два звука: [й, и]. Это как?
02.11.2014
|
|
|
| |
|
Ek_Ov | Дата: Воскресенье, 02.11.2014, 10:31 | Сообщение # 6 |
Ek_Ov
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
154 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата lanbren ( ) Там написано, что буква и образует два звука: [й, и]. Это как? Наш школьный учебник тоже Канакина. Полезла в Викисловарь. Там все-таки два звука: [rʊˈtɕji] .
Вот здесь, например, пишут Цитата Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и] Но, при том, что мы с дочкой по Закожурниковой занимаемся, в советских учебниках русского ошибки были, например, в первом классе написано, что слова переносятся по слогам, а в русском нет такого правила. И в советское время не было . Ручьи я тоже учила, что один звук. Двадцать раз произнесла, [й] слышится... --------- Конкретно фонетического разбора пока в ЕГЭ нет, что радует.
02.11.2014
|
|
|
| |
|
chaika | Дата: Воскресенье, 02.11.2014, 18:59 | Сообщение # 7 |
chaika
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
|
Сообщений: |
498 |
Награды: |
9 |
Статус: |
Offline |
|
Я все же в слове "ручьи" слышу звук [й] :))) Получается два звука. К тому же мы и учим правило разделительного мягкого знака через призвук [й], тут как бы и нет противоречия. Но именно из-за этого у детей появляются часто записи типа "ручьй", вроде малюсенький хвостик, а детей путает...
02.11.2014
|
|
|
| |
|
Alesya-dv | Дата: Воскресенье, 02.11.2014, 20:50 | Сообщение # 8 |
Alesya-dv
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2511 |
Награды: |
22 |
Статус: |
Offline |
|
Воробьи, ручьи и т.д. Действительно буква и обозначает два звука. Только зачем это в началке....
02.11.2014
|
|
|
| |
|
lanbren | Дата: Понедельник, 03.11.2014, 05:17 | Сообщение # 9 |
lanbren
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
|
Сообщений: |
2112 |
Награды: |
69 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Ek_Ov ( ) Двадцать раз произнесла, [й] слышится... Да, слышится, ноЦитата Alesya-dv ( ) Только зачем это в началке.... Вот в чём вопрос! Взрослые без дара к русскому языку путаются, а малышам сам бог велел.
03.11.2014
|
|
|
| |
|
chaika | Дата: Понедельник, 03.11.2014, 11:00 | Сообщение # 10 |
chaika
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
|
Сообщений: |
498 |
Награды: |
9 |
Статус: |
Offline |
|
Получается, что фонетика нужна только на добуквенном этапе, для выделения звуков, умения дифференцировать звуки, на слух определять их мягкость-твердость, глухость-звонкость, а подробное деление слов на звуки только сбивает детей.
03.11.2014
|
|
|
| |
|
Alesya-dv | Дата: Понедельник, 03.11.2014, 15:29 | Сообщение # 11 |
Alesya-dv
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2511 |
Награды: |
22 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата chaika ( ) подробное деление слов на звуки только сбивает детей. У моих детей проблемы с фонематическим слухом. В первом классе задания "где мы в слове слышим звук (к)" вызывали огромные трудности. Без ленты букв нам не справиться с фонетическими заданиями. Транскрипция вообще жуть-с ней одна путаница. Долбим без конца, что звуки мы слышим и произносим, и тут запись-как слово произносится....
03.11.2014
|
|
|
| |
|
Sunny1809 | Дата: Среда, 04.02.2015, 11:22 | Сообщение # 12 |
Sunny1809
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель начальных классов
|
Сообщений: |
10 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
До 4 класса всегда перед глазами висит лента букв, которая помогает при фонетическом разборе слов, трудности испытывают мои первоклассники если есть буквы ё, е, ю, я в начале слова и после гласных
04.02.2015
|
|
|
| |
|
Муля8101 | Дата: Пятница, 03.07.2015, 12:20 | Сообщение # 13 |
Муля8101
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель начальных классов
|
Сообщений: |
47 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Фонетический разбор слов, конечно, трудный. Много времени надо уделить, чтобы дети поняли и научились. Но мои ученики как-то это усваивают...
03.07.2015
|
|
|
| |
|
Татьяна1011 | Дата: Пятница, 03.07.2015, 16:56 | Сообщение # 14 |
Сообщений: |
514 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Муля8101 ( ) Фонетический разбор слов, конечно, трудный. Много времени надо уделить, чтобы дети поняли и научились. Но мои ученики как-то это усваивают... Полностью согласна. мои тоже усваивают. только для этого много сил учителю тратить приходится. Я считаю, что, если учитель сам знает фонетику, то он сможет объяснить её детям. Мне повезло, наверное, у нас в институте был очень сильный преподаватель фонетики. Мы рыдали. но сейчас проблем с фонетикой нет в моем классе нет. Я занимаюсь дополнительно с детьми и проблема с фонетикой есть практически у всех. И в 1 классе, и в 4. Для того, что бы научить их правильно делать фонетический разбор, мне нужен примерно месяц. При этом дети понимают, что они делаю. Мы не делаем фонетический анализ все занятие. Я раньше злилась, что очередной ребенок фонетику не знает. Сейчас мне просто за детей обидно. Получается, что я за месяц могу научить тому, чему из учитель не мог научить как минимум за год. А, может быть, он просто не хотел учить.
03.07.2015
|
|
|
| |
|
lanbren | Дата: Пятница, 03.07.2015, 17:24 | Сообщение # 15 |
lanbren
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
|
Сообщений: |
2112 |
Награды: |
69 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Татьяна1011 ( ) Мне повезло, наверное, у нас в институте был очень сильный преподаватель фонетики. Не последнюю роль играет и чутьё, т.е. способности к языку.
03.07.2015
|
|
|
| |
|