Компетентностный подход
|
|
informatik | Дата: Четверг, 20.11.2008, 13:01 | Сообщение # 1 |
informatik
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
963 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
В последние годы в учительской среде, в педагогических журналах, в учебной документации много говорится о компетентностном подходе. Особенно это стало заметно после Болоньского процесса. Делается существенная ставка на компетентносный подход. Какие преимущества даёт этот подход? Каково ваше отношение к этому подходу? Я гляжу, очень модно стало говорить на эту тему. В каждом современном журнале, связанном с педагогикой, преподаванием какого-то премета, обязательно что-нибудь есть о компентностном подходе. Как вы реализуете компетентносный подход в своей работе?
20.11.2008
|
|
|
| |
|
K@tti | Дата: Четверг, 20.11.2008, 13:07 | Сообщение # 2 |
K@tti
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
|
Сообщений: |
6010 |
Награды: |
78 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (informatik) В последние годы в учительской среде, в педагогических журналах, в учебной документации много говорится о компетентностном подходе. Расскажите подробнее об этом подходе. Как Вы его понимаете?
20.11.2008
|
|
|
| |
|
informatik | Дата: Четверг, 20.11.2008, 13:37 | Сообщение # 3 |
informatik
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
963 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
Компетентностный подход на современном этапе развития системы отечественного образования выступает в качестве важнейшего фактора, обуславливающего развитие всех компонентов системы обучения. Процесс построения содержания образования, рассматриваемого в педагогической литературе как изоморфизм социального опыта предполагает выделение «основных структурных элементов, каждый из которых представляет собой определенный специфический опыт: познавательной деятельности, фиксированный в форме её результатов – знаний; осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; установления эмоциально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение отмеченных типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Рассмотрим основные понятия, относящиеся к данному направлению отечественного образования. Под компетенцией следует понимать круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить в этой области и эффективно действовать в ней. Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимися, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности. Наряду с термином «компетенция» используются и другие термины, являющиеся развитием его как базового. В их числе «ключевая компетенция» и «основная компетенция». В отечественной педагогике под ключевой компетенцией понимается компетенция, соответствующая наиболее широкому спектру специфики, т. е. наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости.Ведущие отечественные и зарубежные специалисты предлагают различные перечни ключевых образовательных компетенций. Значимость и особую роль компетентностного подхода в отечественном образовании вообще и обучении информатике в школе, в частности, демонстрирует «Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям», определяющий в качестве основного результата обучения информатике «достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося» Е.А. Ракитиной при разработке теоретических основ построения концепции непрерывного курса информатики выделен состав компетентностей, которыми, по мнению автора, должен овладеть человек, изучивший курс информатики. В состав этих компетенций включены: компетентность в сфере информационно-аналитической деятельности, компетентность в сфере познавательной деятельности, компетентность в сфере коммуникативной деятельности, технологическая компетентность, компетентность в области техникознания (техническая компетентность), компетентность в сфере социальной деятельности и преемственности поколений, компетентность в сфере информационных видов профессиональной деятельности.
20.11.2008
|
|
|
| |
|
arkady | Дата: Четверг, 20.11.2008, 22:10 | Сообщение # 4 |
arkady
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
|
Сообщений: |
374 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
Quote Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности… (ФЗ РФ «Об образовании», статья 2.) Долго говорили про гуманизацию, про личностно-ориентированный подход - хотя на практике так и не было понятно, как это реализуется. То есть ничего в общем общего ни с подходом Амонашвили, ни с представлениями Роджерса, ни с другими теориями в массовой средней школе как-то не наблюдалось (за редкими и удивительными исключениями). А сейчас такое ощущение, что слов становится все больше, точного понимания все меньше, а свободы для творчества в процессе становления и развития "творческой, самостоятельной личности" места вроде как не остается. Шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте... Хочется чтобы стандарты либо давали четкие определения, и тогда не будем заморачиваться вообще ("поясните значение слов, и избавите мир от половины заблуждений"), либо давали возможность для толкования, но тогда нужно быть готовыми и к соответствующему результату. А результат во втором случае будет не однозначный, как на ЕГЭ, а более пластичный, более "живой", более личный - для ученика. В этой теме можно много говорить, но боюсь слишком разбрасываться. Для меня одной из главный компетентностей является, наверное, умение размышлять, анализировать, думать, сравнивать, задавать вопросы, искать ответы и выстраивать собственное знание не как проекцию общечеловеческого (формальная копия), а как заново открытое миропонимание.
20.11.2008
|
|
|
| |
|
Екатерина-Пашкова | Дата: Вторник, 25.11.2008, 17:36 | Сообщение # 5 |
Сообщений: |
84 |
Награды: |
2 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (informatik) Как вы реализуете компетентносный подход в своей работе? Quote (informatik) Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить в этой области и эффективно действовать в ней. Разумеется, учитель осуществляет компетентностный подход, поскольку он оценивает знания и способности ученика, те способности, который позволяют ученику судить и действовать в какой-то области. Но мне в этом плане интересно другое. Рассмотрим пример: химия 10-11 класс, 1 час в неделю. Как можно применять различные подходы оценки, преподавания и т.п.? На уроке нет времени даже изучать то, что нужно, а за неделю дети все забывают. А потом они еще будут сдавать ЕГЭ. Как применять различные подходы? когда?
25.11.2008
|
|
|
| |
|
arkady | Дата: Вторник, 25.11.2008, 20:41 | Сообщение # 6 |
arkady
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
|
Сообщений: |
374 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
У нас в лицее сегодня как раз проходило совещание масштабное, в котором участвовал эксперт из института образовательной политики "Эврика" ( eurekanet.ru) - Бацын Владимир Константинович. И вот он действительно прекрасно изложил суть вопроса - по-крайней мере, мне так показалось. Хотя то, как реагировали многие присутствующие... или лучше сказать - не реагировали... показывает реальный уровень КОМПЕТЕНТНОСТИ наших управленцев - и в области анализа, и в области конструктивного обсуждения, и во многих других вопросах. Очень жаль.
Добавлено (25.11.2008, 20:41) --------------------------------------------- Цитата Rew поскольку он оценивает знания и способности ученика
Умение качественно оценивать (а не количественно подсчитывать) - это компетентность учителя, которой тоже надо учиться. А для этого необходимо создавать определенные условия, в которых у педагогов будет возможность развиваться и анализировать, и не только на уровне предмета, а на уровне общей психологии, и даже - не побоюсь этого слова - философии.
25.11.2008
|
|
|
| |
|
informatik | Дата: Вторник, 17.11.2009, 21:25 | Сообщение # 7 |
informatik
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
963 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
Согласно Хуторскому: "Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетеность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности". Часто в педагогической литературе компетеность рассматривают как системное понятие, как совокупность компетенций. В методике информатики есть такое понятие, как ИКТ-компетеность (информационно-коммуникационная компетеность), то есть компьютерная компетентность. Согласно академику А.А Кузнецову в понятие ИКТ-компетентности входит: 1) компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности 2) компетенция в сфере познавательной деятельности 3) компетенция в сфере коммуникативной деятельности 4) технологическая компетенция 5) компетенция в области техникознания (техническая компетеность) 6) компетентность в сфере социальной деятельности и преемственности поколений
17.11.2009
|
|
|
| |
|
Padre | Дата: Воскресенье, 06.12.2009, 02:41 | Сообщение # 8 |
Padre
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика, физика, ОПК
|
Сообщений: |
263 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (arkady) Хотя то, как реагировали многие присутствующие... или лучше сказать - не реагировали... показывает реальный уровень КОМПЕТЕНТНОСТИ наших управленцев - и в области анализа, и в области конструктивного обсуждения, и во многих других вопросах. Очень жаль. Странно, нам всегда казалось, что Саратов в этом вопросе впереди планеты всей. Мы в нашей школе при изучении проектного метода, а теперь и компетентностного подхода, опирались именно на саратовский опыт. Посмотрите тут: http://mega.educat.samara.ru/projects/
06.12.2009
|
|
|
| |
|
chernysh8 | Дата: Воскресенье, 06.12.2009, 17:13 | Сообщение # 9 |
Сообщений: |
1503 |
Награды: |
21 |
Статус: |
Offline |
|
Есть такая поговорка: "Смотрит в книгу-видит фигу". Это, однако, больше подходит к функциональной безграмотности. По-моему, компетентность-это не только знания (полученые иногда зубрёжкой), но и умение эти знания применять. Причём не только по данной теме.
06.12.2009
|
|
|
| |
|
arkady | Дата: Воскресенье, 06.12.2009, 22:38 | Сообщение # 10 |
arkady
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
|
Сообщений: |
374 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Padre) опирались именно на саратовский опыт. Посмотрите тут: Padre, не совсем Вас понял. По ссылке открываются материалы Самарской Лаборатории модернизации образовательных ресурсов. У нас в Саратове ничего подобного нет, все очень просто, но с большим количеством помп и бумаготворчества.
06.12.2009
|
|
|
| |
|
Padre | Дата: Воскресенье, 06.12.2009, 23:03 | Сообщение # 11 |
Padre
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика, физика, ОПК
|
Сообщений: |
263 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Ой, прошу прощения, перепутал на ночь глядя, Самару и Саратов.
06.12.2009
|
|
|
| |
|
arkady | Дата: Воскресенье, 06.12.2009, 23:54 | Сообщение # 12 |
arkady
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
|
Сообщений: |
374 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Padre) перепутал на ночь глядя, Самару и Саратов. Эхх, даже обидно, что перепутали... Там похоже действительно все интересней... А у нас даже толковой методической поддержки не дождешься (3 месяц длится эпопея с разработкой рабочих программ, никто толком объяснить не может, что к чему... или удивительная история, как я доказывал в СарИКПиПРО, что учебники для 5-7 классов по информатике они не включили в региональный перечень учебников, и т.д., и т.п. БРЕД)
06.12.2009
|
|
|
| |
|
chernysh8 | Дата: Вторник, 08.12.2009, 04:54 | Сообщение # 13 |
Сообщений: |
1503 |
Награды: |
21 |
Статус: |
Offline |
|
Не совсем в тему, но... В Самаре, однако, есть чему поучиться. Кстати. То, о чём сейчас говорят как о новом (электронный оборот документов), там давно решён. Есть программа NetScool с Личными делами, Классными журналами, Расписанием, почтой, чатом, отчётами и пр. Минус один, на мой взгляд. Требует сервера с W2003 и выше.
08.12.2009
|
|
|
| |
|
informatik | Дата: Среда, 06.07.2011, 20:36 | Сообщение # 14 |
informatik
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
963 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
Читал недавно книжку одного очень авторитетного ученого. Мне понравились такие слова: "Не качество знаний как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становится ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы"
06.07.2011
|
|
|
| |
|
chernysh8 | Дата: Пятница, 15.07.2011, 15:18 | Сообщение # 15 |
Сообщений: |
1503 |
Награды: |
21 |
Статус: |
Offline |
|
Золотые слова, но как их состыковать с классно-урочной системой? До меня не доходит. Надо, однако, из школы уходить. Некомпетентен. Или мозги атрофировались, как говорит наш министр.
15.07.2011
|
|
|
| |
|