Компетентностный подход в образовании. Что это такое? И как же нужно работать в XXI веке?
Хорошо учились в школе? Вас ждет «Что? Где? Когда?»
Общество стремительно развивается, и, если раньше для успешной жизни человеку было достаточно обладать определенными знаниями, то сегодня нужно не просто знать набор правил и понятий («Жи-ши пиши с И», «Париж — столица Франции»), но и уметь ими пользоваться, то есть иметь определенные компетенции. К тому же современные технологии совершили такой прорыв, что знания сами по себе обесценились — стали доступны любому, у кого есть доступ в Интернет. Люди энциклопедического склада ума могут найти себе место только в интеллектуальных передачах — в жизни нужны навыки и умения.
Понимая это, государство сформулировало новые требования к образованию детей, поставив на первое место обучение компетенциям. Но, скажите вы, мы и раньше формировали навыки и умения. И будете правы: конечно, компетентностный подход опирается на ранее накопленный педагогический опыт, он — его закономерное продолжение, однако имеет ряд особенностей, а именно:
- Дети должны уметь сами принимать решения и нести за них ответственность. Если раньше учитель предлагал готовую схему работы на уроке, то сегодня дети должны быть более самостоятельны. Принятие решений — важный навык, в экономических вузах даже есть предметы типа «методы принятия управленческих решений» или «управленческие решения». Детям же пока предлагается учиться принимать свои решения, и учитель в рамках компетентностного подхода должен этому способствовать.
- Главное в обучении — действия, операции, навыки. Учитель должен сформировать навыки и уметь применять их в конкретных действиях.
- Ребенок должен уметь ставить проблему. И решать ее.
То есть учитель оценивает не механическое запоминание фактов и сведений — зубрежку, а понимание знаний, и, главное, умение их применить на деле, то есть обладание определенной компетенцией.
Каковы цели использования этого подхода? Что должен уметь ребенок? На что мы должны направить свои силы?
В первую очередь, ребенок должен уметь учиться, получать знания. То есть должен уметь видеть и формулировать проблему, ставить цель, выбирать способы получения информации, источники, а также самостоятельно оценивать результаты труда (то есть проводить самоанализ). Это — главное. Такой ребенок всегда найдет свое место в жизни и будет востребован в любой профессии.
Однако компетентностный подход предполагает и другое:
- Ребенок должен иметь представление и понятие о современных проблемах в обществе и мире.
- Ребенок должен понимать существование различных социальных ролей (ученик, родитель, работник и т.д.) и уметь выступать в этих ролях.
- Ребенок должен понимать «как устроен мир», по каким физическим, экономическим, социальным и иным законам он работает.
Отсюда мы можем понять, какие конкретно компетенции нужны ребенку. В школах мы, педагоги, должны сформировать следующие типы компетенций:
- Коммуникативные компетенции.
- Общекультурные компетенции.
- Ценностно-смысловые компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
- Компетенции личного совершенствования.
Подробнее о каждом типе компетенций читайте в нашей специальной статье.
Компетенции — это «генетическая» информация для ребенка
Ребенок, в котором сформированы названные выше компетенции — как зернышко, в котором на генетическом уровне заложено все необходимое для того, чтобы оно выросло большим и сильным деревом. Мы, учителя, должны заложить в ребенка все необходимое, чтобы он мог расти, развиваться, уметь общаться с другими людьми, работать и, главное, быть счастливым.
Реализация компетентностного подхода в школе. Как нужно изменить свою работу?
- Давать ученикам больше самостоятельности на всех этапах учебной деятельности. Давать возможность формулировать проблему, решать ее и оценивать свой результат.
- Мотивировать учеников к обучению так, чтобы оно было не в тягость, а в радость.
Ребенок, которому интересно учиться, будет учиться
На наших уроках должно быть множество конкретных задач и проблем в разных сферах: жизненные и политические проблемы, профессиональные, познавательные и мировоззренческие задачи. Мы должны стремиться к тому, чтобы задания были не только в узкой сфере изучаемого предмета, а шире, то есть предлагать детям над-предметные задачи (метапредметные).
Прежде чем бездумно формировать какие-либо компетенции, нужно перед планированием каждого урока спросить себя: что даст этот урок ученику? Какие именно компетенции я могу развить, используя имеющийся материал?
«Нет» — страху перед будущим
Многие коллеги испытывают объяснимый страх и даже недовольство от внедрения новых образовательных технологий. Но, во-первых, мы должны понимать, что главное — чтобы наши ученики стали востребованы в мире, в котором они будут жить, а умение решать свои проблемы самостоятельно и умение учиться — это не прихоть какого-то чиновника от образования, это — данность, с которой нам нужно смириться. Сколько новых технологий мы изучили за последние годы? Даже в обычной жизни: мобильные телефоны, пейджеры, банкоматы, Интернет — а сколько всего «выпадет» на голову подрастающего поколения? Перед нами стоит большая задача: подготовить наших детей к будущему, каким бы оно ни было, и выполнение этой задачи — честь для учителя.
И, второе, не нужно пугаться нового. Многое мы уже умеем: эти компетенции, во многом, «хорошо забытое старое» — то, чему раньше мы учили по наитию, сегодня будем учить в системе, по плану. Мы найдем или придумаем свои способы и интересные задания, сможем проводить «мониторинг», чтобы узнать, сколь многому мы и наши ребята успели научиться.
На заметку. В чем разница между «компетенцией» и «компетентностью»?
Если быть строгими, то компетенция и компетентность — не одно и тоже. Различие состоит в том, что компетенция — это качества личности по отношению к определенному кругу предметов или процессов, а компетентность — владение определенной компетенцией, включающая личное отношение к ней.
Компетентность включает как знания, так и умения, то есть это — те самые ЗУНы (знания, умения, навыки), о которых мы все хорошо знаем.
По материалам: Анны Борисовны Быковской. Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.