Наталья Генералова, 09.07.2014 24

Компетентностный подход в образовании. Что это такое? И как же нужно работать в XXI веке?


Внедряя ФГОС, государство предлагает обучать детей по-новому. Мы помним, что раньше был индивидуальный подход, когда к каждому ученику нужно было найти «ключик», и дифференцированный подход, когда ученикам давались задания «по способностям», но сегодня мы должны использовать компетентностный подход.  Что же представляет собой этот подход в образовании? Как мы должны учить детей сегодня?


Обсудить статью (уже 24 коммент.) Опубликовать свой материал

Хорошо учились в школе? Вас ждет «Что? Где? Когда?»

Общество стремительно развивается, и, если раньше для успешной жизни человеку было достаточно обладать определенными знаниями, то сегодня нужно не просто знать набор правил и понятий («Жи-ши пиши с И», «Париж — столица Франции»), но и уметь ими пользоваться, то есть иметь определенные компетенции. К тому же современные технологии совершили такой прорыв, что знания сами по себе обесценились — стали доступны любому, у кого есть доступ в Интернет. Люди энциклопедического склада ума могут найти себе место только в интеллектуальных передачах — в жизни нужны навыки и умения.

Понимая это, государство сформулировало новые требования к образованию детей, поставив на первое место обучение компетенциям. Но, скажите вы, мы и раньше формировали навыки и умения. И будете правы: конечно, компетентностный подход опирается на ранее накопленный педагогический опыт, он — его закономерное продолжение, однако имеет ряд особенностей, а именно:

  • Дети должны уметь сами принимать решения и нести за них ответственность. Если раньше учитель предлагал готовую схему работы на уроке, то сегодня дети должны быть более самостоятельны. Принятие решений — важный навык, в экономических вузах даже есть предметы типа «методы принятия управленческих решений» или «управленческие решения». Детям же пока предлагается учиться принимать свои решения, и учитель в рамках компетентностного подхода должен этому способствовать.
  • Главное в обучении — действия, операции, навыки. Учитель должен сформировать навыки и уметь применять их в конкретных действиях.
  • Ребенок должен уметь ставить проблему. И решать ее.

То есть учитель оценивает не механическое запоминание фактов и сведений — зубрежку, а понимание знаний, и, главное, умение их применить на деле, то есть обладание определенной компетенцией.

Каковы цели использования этого подхода? Что должен уметь ребенок? На что мы должны направить свои силы?

В первую очередь, ребенок должен уметь учиться, получать знания. То есть должен уметь видеть и формулировать проблему, ставить цель, выбирать способы получения информации, источники, а также самостоятельно оценивать результаты труда (то есть проводить самоанализ). Это — главное. Такой ребенок всегда найдет свое место в жизни и будет востребован в любой профессии.

Однако компетентностный подход предполагает и другое:

  • Ребенок должен иметь представление и понятие о современных проблемах в обществе и мире.
  • Ребенок должен понимать существование различных социальных ролей (ученик, родитель, работник и т.д.) и уметь выступать в этих ролях.
  • Ребенок должен понимать «как устроен мир», по каким физическим, экономическим, социальным и иным законам он работает.

Отсюда мы можем понять, какие конкретно компетенции нужны ребенку. В школах мы, педагоги, должны сформировать следующие типы компетенций:

  • Коммуникативные компетенции.
  • Общекультурные компетенции.
  • Ценностно-смысловые компетенции.
  • Учебно-познавательные компетенции.
  • Информационные компетенции.
  • Социально-трудовые компетенции.
  • Компетенции личного совершенствования.

Подробнее о каждом типе компетенций читайте в нашей специальной статье.

Компетенции — это «генетическая» информация для ребенка

Ребенок, в котором сформированы названные выше компетенции — как зернышко, в котором на генетическом уровне заложено все необходимое для того, чтобы оно выросло большим и сильным деревом. Мы, учителя, должны заложить в ребенка все необходимое, чтобы он мог расти, развиваться, уметь общаться с другими людьми, работать и, главное, быть счастливым.

Реализация компетентностного подхода в школе. Как нужно изменить свою работу?

  • Давать ученикам больше самостоятельности на всех этапах учебной деятельности. Давать возможность формулировать проблему, решать ее и оценивать свой результат.
  • Мотивировать учеников к обучению так, чтобы оно было не в тягость, а в радость.

Компетентностный подход в школе

Ребенок, которому интересно учиться, будет учиться

На наших уроках должно быть множество конкретных задач и проблем в разных сферах: жизненные и политические проблемы, профессиональные, познавательные и мировоззренческие задачи. Мы должны стремиться к тому, чтобы задания были не только в узкой сфере изучаемого предмета, а шире, то есть предлагать детям над-предметные задачи (метапредметные).

Прежде чем бездумно формировать какие-либо компетенции, нужно перед планированием каждого урока спросить себя: что даст этот урок ученику? Какие именно компетенции я могу развить, используя имеющийся материал?

«Нет» — страху перед будущим

Многие коллеги испытывают объяснимый страх и даже недовольство от внедрения новых образовательных технологий. Но, во-первых, мы должны понимать, что главное — чтобы наши ученики стали востребованы в мире, в котором они будут жить, а умение решать свои проблемы самостоятельно и умение учиться — это не прихоть какого-то чиновника от образования, это — данность, с которой нам нужно смириться. Сколько новых технологий мы изучили за последние годы? Даже в обычной жизни: мобильные телефоны, пейджеры, банкоматы, Интернет — а сколько всего «выпадет» на голову подрастающего поколения? Перед нами стоит большая задача: подготовить наших детей к будущему, каким бы оно ни было, и выполнение этой задачи — честь для учителя.

И, второе, не нужно пугаться нового. Многое мы уже умеем: эти компетенции, во многом, «хорошо забытое старое» — то, чему раньше мы учили по наитию, сегодня будем учить в системе, по плану. Мы найдем или придумаем свои способы и интересные задания, сможем проводить «мониторинг», чтобы узнать, сколь многому мы и наши ребята успели научиться.

На заметку. В чем разница между «компетенцией» и «компетентностью»?

Если быть строгими, то компетенция и компетентность — не одно и тоже. Различие состоит в том, что компетенция — это качества личности по отношению к определенному кругу предметов или процессов, а компетентность — владение определенной компетенцией, включающая личное отношение к ней.

Компетентность включает как знания, так и умения, то есть это — те самые ЗУНы (знания, умения, навыки), о которых мы все хорошо знаем.

По материалам: Анны Борисовны Быковской. Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
24 Комментарии • 19:21, 08.03.2019
Ввели ФГОС, а часы не сократили, оплату труда не поменяли ....
[Материал]
avatar
23 imimim610 • 12:58, 06.01.2019
Адская профанация! Всё то же самое, что и всегда было в школах, но заумными фразами и с обязательным обесцениванием опыта прошлых лет. Учитель-практик, знающий особенности каждого возраста школьников, отлично понимает, что некто наверху решил создать вид
бурной деятельности... Получились те же брюки, как говорится. Проекты в детсадах, например, это вообще песТня... Беда у нас с умными руководителями, беда...
[Материал]
avatar
22 Комментарии • 21:50, 05.01.2019
кто-то диссертацию защитил и теперь на живых людях опыты ставит
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 Комментарии • 17:36, 04.01.2019
...одно и то же... Если Вы пытаетесь сказать своё слово в педагогике, делайте это грамотно!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
20 belashov1712 • 12:32, 04.01.2019
"раньше был индивидуальный подход, когда к каждому ученику нужно было найти «ключик», и дифференцированный подход, когда ученикам давались задания «по способностям», но сегодня мы должны использовать компетентностный подход".

"Индивидуальный подход", "Дифференцированный подход" и "Компетентностый подход"
-тот, кто эти педагогически невежественные глупости придумал, никогда не работал с детьми и не знает детской возрастной психологии. И "Индивидуальный подход", "Дифференцированный подход" доказали на практике полный провал. То же будет и с "Компетентностым подходом"
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 Екатерина_Пашкова • 21:37, 10.07.2014
Спасибо! Мой английский не настолько хорош, чтобы оценить курсы на нем. А вообще - очень интересно. Если есть желание, можно подготовить небольшую заметку об этом сайте или нескольких сайтах.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Ileo • 21:10, 10.07.2014
А еще я сегодня читала очень интересный материал про гражданскую авиацию. Так вот там была мысль, что функционал экипажа сейчас определяется даже не политикой авиакомпании, а компанией - производителем самолетов. Т.е., грубо говоря, то, что должна делать стюардесса на 24 минуте полета, заложено в конструкции самолета. Может это и наше будущее и со стандартами 2го поколения мы безнадежно отстали.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 Екатерина_Пашкова • 21:23, 10.07.2014
Я думаю, что для того, чтобы подцепить авиакомпанию на конкретную марку самолета. На Apple можно использовать только их ПО, в Sony использует только свой тип интерфейсов зарядных устройств (штекеров), чтобы затруднить переход пользователя от одной марки к другой. Ну и если производитель самолете несет ответственность за все, что с ним происходит, он также хочет контролировать все действия на борту.
[Материал]
avatar
12 Ileo • 21:31, 10.07.2014
Причины могут быть разные, просто компетеция единственная вырисовывается - действуй строго по алгоритму. Все.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Екатерина_Пашкова • 21:36, 10.07.2014
В книге "Аэропорт" про это есть. Действовать надо, не раздумывая. Все в авиасфере довести до автоматизма. Кстати, тоже читала сравнение между больницами США и России и уже где-то на форуме писала. В США основная масса врачей одного хорошего уровня: то есть в любой больнице с обычной проблемой ты получить стандартную помощь (тоже действуют по алгоритмам), что делает в целом медицину в США хорошей. А у нас нет таких стандартов и алгоритмов, поэтому обычно, чем дальше от центра, тем хуже медицина, но встречаются врачи от Бога, самородки, которые хорошо лечат, и к ним едут со всего региона, если не со всей страны. Тоже самое с учителями, думаю.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 Ileo • 22:00, 10.07.2014
Ну вот я и думаю, при чем тут какое-то целеполагание и оценивание, и не дай бог, коллективная работа, если за тебя продумали все аж "2!!! раза. Может, и надо в школе только алгоритмы отрабатывать...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 Екатерина_Пашкова • 22:04, 10.07.2014
Отрабатывается алгоритм целеполагания и оценивания. Отрабатывается алгоритм быстрого чтения и умения понимать текст, выделять главное. Отрабатывается алгоритм общения с незнакомым человеком (но это уже нечто, конечно).

Или вы хотите сказать, что этому не нужно учить, потому что в будущем все равно придется работать по алгоритму?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 Ileo • 22:45, 10.07.2014
Не очень я верю в алгоритмы целеполагания и общения, но имею ввиду именно то, что все это в технологическом мире также обесценивается. Ну, по-крайней мере, не является необходимым навыком для большой группы людей. А тогда при чем тут стандарты?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 Ileo • 20:58, 10.07.2014
http://www.youtube.com/watch?v=a_rNeZR0xN8
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 Екатерина_Пашкова • 21:19, 10.07.2014
Вот об этом я говорила в минусах профессии: такой урок проведешь, сил не будет, а ведь это учитель начальных классов, у него таких уроков несколько в день и все на разные темы. Но урок снимался на камеру, там посторонние, в обычной обстановке, может, полегче проходит.
[Материал]
avatar
13 Ileo • 21:35, 10.07.2014
Это с одной стороны, а с другой, меня очень КПД таких уроков при таком количестве детей интересует. Особенно учитывая "качество" среднестатистических деток. Это еще , судя по жилеткам, гимназия какая-нибудь.
Это в Европах каких-нибудь пройдет : хочешь работай, не хочешь - проблемы родителей. А у нас-то спросят...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 Ileo • 20:55, 10.07.2014
Ну почему, собственно, зарубежный опыт. У нас тоже этот подход реализовывался в школе Давыдова-Эльконина 50 лет назад. 91 школа Москвы. Эксперимент постоянно прикрывали, потому что с компетенциями там все в порядке было, но на таблицу умножения времени не хватало. Ну это грубо говоря.
Идея мне очень нравится, но как это будет воплощаться...
Пока то, что я вижу, меня только забавляет.
Если найду, дам ссылку на образцовый урок по ФГОСАм. Я бы так не смогла))))
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 Екатерина_Пашкова • 20:58, 10.07.2014
Вчера, когда вопрос про УУД пошел, нашла чью-то презентацию. Лет 20 назад в Германии было сформулировано 650 УДД (!), которые потом объединили в 25.
У нас это все может вылиться просто в бюрократию: по 10 столбиков в конспекте урока.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Екатерина_Пашкова • 23:00, 09.07.2014
Валентина Викторовна, я никогда не работала по УДД, по ФГОС - не застала в старшей школе, а в начальных классах уже вводили. И у нас на педсовете выступала завуч - рассказывала для всех, что такое ФГОС, что такое УДД - и мне понравилось, что она говорила. Конечно, было много вопросов, неясностей, потому что одного педсовета не достаточно, чтобы в этом разобраться. Но тема мне интересна. Вы уже работали с этими УДД, компетентностными и другими "подходами? Это вообще имеет какой-то положительный эффект? Вот за границей есть от этого какой-то смысл?
И еще мне лично интересно про обучение на англоязычном сайте, вы его сами нашли? Обучение бесплатное? Расскажите, пожалуйста.

Дополнение: Вот нашла в интернете, что 4 ключевые компетенции были сформулированы в 1970-х гг. И потом постепенно эта мысль развивалась, и вот сейчас внедряется в России и Казахстане, о других СНГ не написано.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 [Материал] Анонимно • 20:05, 17.07.2014
Какие УДД,ФГОС, если объем материала к освоению в начальной школе увеличился и это при современной технике чтения, письма, вычислительных навыков учащихся начальной школы.
В "Окружающем мире" по линии Планета знаний в 1-4 классах предлагается материал по биологии, истории и даже обществознанию из 5-7 класса (лента времени, кремли,признаки классов животных и отделов растений и др.)
Как с этим справиться учащимся 1-4 классов??? И так по каждому предмету. А в 5 классе по ИЗО предлагается материал 7-8 класса и учебников не один, а два.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 22:56, 09.07.2014
Согласна, статью нужно дополнить и написать подробно про УУД.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 klepa0380 • 00:05, 10.07.2014
Работать по ФГОС на самом деле очень интересно. Другое дело,что использование приемов,необходимых для реализации ФГОС, должно быть на всех уроках, тогда детям проще понять, что мы от них хотим. Предлагаю открыть тему по приемам, реализующим стандарты второго поколения. Я думаю, всем будет полезно!!!!!!!!!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 lanbren • 16:59, 10.07.2014
Я присоединяюсь к предложению. Было бы очень интересно и полезно.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 Екатерина_Пашкова • 17:15, 10.07.2014
С удовольствием. Открыла тему от имени автора предложения. Милости прошу, давайте делиться >>>
[Материал]