Старая форма входа
Регистрация
Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: Екатерина_Пашкова  
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей информатики » Компьютерная грамотность (что вкладывается в смысл этого понятия)
Компьютерная грамотность
informatikДата: Понедельник, 16.11.2009, 17:50 | Сообщение # 1
informatik

Шамиль
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
Сообщений:
963
Награды: 5
Статус: Offline
Когда вводился предмет "Основы инфоратики и вычислительной техники" в среднюю школу в 1985 году, в качестве исходной характеристики конкретных целей обучения информатике была объявлена компьютерная грамотность учащихся.
В компьютерную грамотность входит:
1. Умение общаться с компьютером (работать с различными компьютерными программами).
2. Составление простейших программ для компьютера.
3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ.
4. Представления об областях применения и возможностях ЭВМ.
Такая четырехкомпонентная структура КГ может быть обозначена совокупностью четырёх ключевых слов:
1. Общение
2. Программирование
3. Устройство
4. Применение
Словосочетание "компьютерная грамотность" довольно часто встречается в литературе.
А как считаете вы? В каком случаем можно говорить о человеке, как о компьютерно грамотном?
16.11.2009
K@ttiДата: Понедельник, 16.11.2009, 18:18 | Сообщение # 2
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Quote (informatik)
1. Умение общаться с компьютером (работать с различными компьютерными программами).
2. Составление простейших программ для компьютера.
3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ.
4. Представления об областях применения и возможностях ЭВМ.

Это это дает в школе компьютерную безграмотность учеников.

Вот я сегодня в очередной раз работала над планированием. Вот в 7 классе при 1 уроке в неделю.

Комп. черчение (теория +практика) - 2 часа
Комп. графика - 7 часов
Презентации - 7 часов
История разв. выч. техн. - 1 час
Устройство ПК - 3 часа
Программное обеспечение - 4 часа
Файлы и файловая система - 2 часа

Часы дала примерно, потому что точно не помню.

Ну и что это за грамотность? как файлы и файловую систему, и теорию, и практику, и задачи для подготовки к контрольным и экзаменам, и самостоятельную работу можно изучить за 2 часа? То же самое с компьютерным черчением? И много ли можно узнать об истории ВТ за 1 урок?

Какой класс не возьми, все темы даны такими маленькими дозами, что нормально их изучить просто невозможно. Дети получают какие-то отрывки знаний. При 5-10 часах на текстовый редактор, как они научатся не только оформлять текст, но и работать с графикой, таблицами, рамками, стилями, колонками и т.д.? Да они копировать не могут научиться. Или сначала все могут сделать, а потом опять забывают.

Зачем программирование вводить на какое-то маленькое количество часов, какие-то системы счисления, таблицы, БД, тексты, графику и презентации - и все это в течение 1 учебного года? при 1 часе в неделю.

Что я понимаю под компьютерной грамотностью? или каким я представляю себе такого человека?!

Это человек, который, конечно, знает о том, где хранится информация и какое устройство ее обрабатывает. Знает, что такое файл и может разграничивать понятия файл и папка, знает, как выполнять с ними операции. Знает, как запускать программы, знает, что такое рабочий стол и ярлык. Знает, как записать что-то на носитель информации. Знает, как набирать текст на компьютере, как копировать и вставлять фрагменты текста. Как использовать меню и диалоговые окна. Как проверять на вирусы. Как работать в интернете.

Исходя из этого, базовый курс информатики по 1 часу в неделю с ориентацией на контрольные работы и экзамены не дает возможности учителю подготовить грамотных учеников. Конечно, у меня есть гимназические классы, в которых мы успеваем проходить программу быстрее, чем написано в планировании, но основная масса моих учеников - наоборот - отстает от программы. Большая сложность - это постоянная ориентация на к.р. и экзамены, когда на уроке происходит постоянное "натаскивание" на тесты и другие задания.

informatik, а вы как думаете?

16.11.2009
informatikДата: Понедельник, 16.11.2009, 20:37 | Сообщение # 3
informatik

Шамиль
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
Сообщений:
963
Награды: 5
Статус: Offline
Я думаю что если человек компьютерно грамотный, то он должен:
уметь быстро набирать текст, владеть навыками работы с различными операционными системами, работать с базами данных, иметь представление о программировании, в том числе объекто-ориентированном, обрабатывать графические изображения, звук, видео на компьютере; выполнять расчёты, строить графики, диаграммы, схемы; знать как себя вести в тех случаях, когда компьютер не включается, зависает, не загружается. Уметь пользоваться устройствами, поключаемыми к компьютеру: сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом. Уметь пользоваться Интернетом, находить, скачивать нужную информацию, обмениваться информацией с другими людьми; объединять компьютеры в локальную сеть. Знать, как пользоваться антивирусными программами, ограничивать доступ к конфединциальной информации. Иметь представление о модернизации компьютера, уметь осуществлять настройки в BIOS, устанавливать ОС, заменять компоненты ПК.
16.11.2009
K@ttiДата: Понедельник, 16.11.2009, 21:13 | Сообщение # 4
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Quote (informatik)
; знать как себя вести в тех случаях, когда компьютер не включается, зависает, не загружается.

Quote (informatik)
Уметь пользоваться устройствами, поключаемыми к компьютеру: сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом

C этим согласна. Просто не написала.

С остальным - нет. smile

16.11.2009
ПровинциалДата: Понедельник, 16.11.2009, 23:24 | Сообщение # 5
Провинциал

Сергей
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
760
Награды: 18
Статус: Offline
Современное общество строится на разделении труда, навыков и знаний.
Я ещё могу согласиться, что компьютерная грамотность заключается в ЗНАНИИ, что существуют
"различные операционные системы, базы данных, программирование, в том числе объекто-ориентированное..."
что можно "объединять компьютеры в локальную сеть", что нужно ограничивать "доступ к конфиденциальной информации". Чтобы пользоваться компьютером, вовсе не обязательно "иметь представление о его модернизации, уметь осуществлять настройки в BIOS, устанавливать ОС, заменять компоненты ПК."

Мало того, что администратор баз данных, программист и системный администратор - АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ. В каждой категории существует букет специализаций.

PS1.Уважаемого Informatikа прошу не обижаться. В перечислении навыков человека, могущего начать СПЕЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ в любой компьютерной профессии, он прав.
Боюсь только, что такой спектр навыков нормальный человек (не фанатик) не может получить за приемлемое время. Про уроки информатики помолчу...
PS2.На вопрос: "Умеете ли делать ту или иную ФИГНЮ (обрабатывать графические изображения, звук, видео на компьютере...)" всегда отвечал (и научил отвечать своих подчинённых, детей и детей подчинённых): "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ".

16.11.2009
informatikДата: Вторник, 17.11.2009, 00:49 | Сообщение # 6
informatik

Шамиль
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
Сообщений:
963
Награды: 5
Статус: Offline
Quote (informatik)
уметь быстро набирать текст

Человек, который читает по слогам ещё не достаточно грамотный... скорее, полуграмотный. Точно так же можно сказать и о пользователе ПК, который медленно набирает текст на клавиатуре, с трудом отыскивая нужные клавиши.
Quote (Провинциал)
Я ещё могу согласиться, что компьютерная грамотность заключается в ЗНАНИИ, что существуют
"различные операционные системы, базы данных, программирование, в том числе объекто-ориентированное..."

Конечно! Следуя такой логике можно назвать грамотным дошкольника, который знает, что в школе учат разным предметам, знает, что есть буквы, в том числе строчные и прописные. Детсадовцы умеют считать, знают алфавит, но мы ведь не можем их назвать грамотными.
А разве можно быть компьютерно грамотным, если не владеешь хотя бы элементарными навыками работы в операционных системах?

Quote (Провинциал)
Чтобы пользоваться компьютером, вовсе не обязательно "иметь представление о его модернизации, уметь осуществлять настройки в BIOS, устанавливать ОС, заменять компоненты ПК."

Конечно! Дошкольник тоже может пользоваться азбукой, просматривая в ней картинки, но, тем не менее, мы не можем назвать его грамотным.
С самого начала введения информатики в школы учащимся прививали алгоритмическую культуру. Почти во всех школах сейчас учат составлять программы на разных языках программирования. Вы считаете, что составление программ - это лишь прерогатива программиста?
А базы данных... Ведь мы с вами почти каждый день пользуемся базами данных. Разве нет? Когда вы заходите в поисковик и обращаетесь к системе с запросом, это не что иное, как работа с базой данных.
Quote (Провинциал)
Боюсь только, что такой спектр навыков нормальный человек (не фанатик) не может получить за приемлемое время.

Читать и писать мы тоже не сразу научились. А овладеть компьютерной грамотой гораздо сложнее, чем научиться считать, читать и писать.
17.11.2009
informatikДата: Вторник, 17.11.2009, 01:02 | Сообщение # 7
informatik

Шамиль
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
Сообщений:
963
Награды: 5
Статус: Offline
Quote (K@tti)
Это человек, который, конечно, знает о том, где хранится информация и какое устройство ее обрабатывает. Знает, что такое файл и может разграничивать понятия файл и папка, знает, как выполнять с ними операции. Знает, как запускать программы, знает, что такое рабочий стол и ярлык. Знает, как записать что-то на носитель информации. Знает, как набирать текст на компьютере, как копировать и вставлять фрагменты текста. Как использовать меню и диалоговые окна. Как проверять на вирусы. Как работать в интернете.

С этим я не согласен! Следуя вам, можно назвать компьютерно грамотным школьника, который знает, что его любимая игра хранится на диске, умеет включать компьютер и запускать свою любиму игру (по ярлычку с рабочего стола или другим способом), знает как подключаться к игровому серверу, сумеет скопировать на болванку или флэшку эту игру своему другу, сумеет набрать в консоли в сетевой игре своему другу сообщения с клавиатуры. Нет! Это не компьютерная грамотность!
17.11.2009
ПровинциалДата: Вторник, 17.11.2009, 01:33 | Сообщение # 8
Провинциал

Сергей
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
760
Награды: 18
Статус: Offline
Сегодня пора спать...
На сон грядущий:
давайте не будем рассуждать о "компьютерной грамотности" как о компоненте, дополняющей "цифровое правительство" до "электронной России"...
Завтра продолжим.
17.11.2009
K@ttiДата: Вторник, 17.11.2009, 16:05 | Сообщение # 9
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Quote (informatik)
работать с базами данных

Quote (informatik)
обрабатывать графические изображения, звук, видео на компьютере

Quote (informatik)
выполнять расчёты, строить графики, диаграммы, схемы

Вот я, учитель информатики, ни в работе, ни в личной или еще какой-то жизни это не использую. Зачем же это простому смертному??

17.11.2009
informatikДата: Вторник, 17.11.2009, 17:14 | Сообщение # 10
informatik

Шамиль
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
Сообщений:
963
Награды: 5
Статус: Offline
Quote (K@tti)
Вот я, учитель информатики, ни в работе, ни в личной или еще какой-то жизни это не использую. Зачем же это простому смертному??

Простому смертному оно и не к чему. Люди в прошлые века обходились и без компьютеров. Но "простых смертных" и нельзя назвать компьютерно грамотными.
17.11.2009
ПровинциалДата: Вторник, 17.11.2009, 17:51 | Сообщение # 11
Провинциал

Сергей
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
760
Награды: 18
Статус: Offline
Помните эпизод из "Крокодила Денди", в котором он высовывается из окна гостиницы и кричит на всю улицу, что он понял, для чего предназначено биде!?

А я понял, чего мы в рассуждениях друг друга не понимаем:
мы рассуждаем о широте познаний "компьютерной грамотности",
но каждый по-своему понимает глубину познаний...

Ну, а у меня ещё и ущемили профессиональную гордость:
дорожной грамоте и вождению в школе не учат, не учат скальпель держать,
бороться с террористами, плавить сталь и строить дома.
Не говорят даже о поголовной грамотности в вопросах тепло, газо, водо, канализац, электро-оборудования...
То есть, это всё профессии. А вот прогу написать, защитить инфу, BIOS покурочить, базёнку сварганить - это компьютерная грамотность.
Поголовная, причём. Неважно, что потом свои координаты навигационный приёмник со спутника получает, а на этикетку дискеты ставят не только "цифровую подпись", но и "цифровую печать".

Так что для понятия "минимум грамотности" я скорее согласен с уровнем познаний, обозначенным K@tti.
А с informatik, думаю, мы сойдёмся на том, что такой уровень нельзя называть "компьютерной грамотностью".

А со своей стороны могу сказать, что разработчики СОФТа и ХАРДа уже сегодня сильно поломали
представления о НАВЫКАХ пользователя. И, большая часть познаний о головках, дорожках, секторах, FAT - утратили актуальность. Что там на очереди?

17.11.2009
informatikДата: Вторник, 17.11.2009, 19:05 | Сообщение # 12
informatik

Шамиль
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
Сообщений:
963
Награды: 5
Статус: Offline
Quote (Провинциал)
А я понял, чего мы в рассуждениях друг друга не понимаем

Не зря, видимо, говорили древние, что когда двое говорят об одном и том же, это не одно и то же.
Quote (Провинциал)
дорожной грамоте и вождению в школе не учат, не учат скальпель держать,
бороться с террористами, плавить сталь и строить дома.

А вот компьютерной грамотности в школе пытаются учить.
Quote (Провинциал)
это всё профессии

Но не у всех выпускников школ профессия будет связана с компьютером.

Quote (Провинциал)
То есть, это всё профессии. А вот прогу написать, защитить инфу, BIOS покурочить, базёнку сварганить - это компьютерная грамотность.
Поголовная, причём.

Поголовной компьютерной грамотности в настоящее время быть не может. Точно также как не существовало поголовной грамотности населения в дореволюционной России.
Quote (Провинциал)
А со своей стороны могу сказать, что разработчики СОФТа и ХАРДа уже сегодня сильно поломали
представления о НАВЫКАХ пользователя.

Всё течёт, всё изменяется. Со временем, возможно, и понятие "компьютерная грамотность" будет пошире.
А на счёт определения компьютерной грамотности согласно K@tti я уже писал, что это уровень полуграмотного школьника, который научился включать компьютер и запускать свою любимую игру. Это не компьютерная грамотность.
17.11.2009
arkadyДата: Среда, 18.11.2009, 00:23 | Сообщение # 13
arkady

Аркадий
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
Сообщений:
374
Награды: 5
Статус: Offline
Quote (K@tti)
Вот я сегодня в очередной раз работала над планированием. Вот в 7 классе при 1 уроке в неделю.

Комп. черчение (теория +практика) - 2 часа
Комп. графика - 7 часов
Презентации - 7 часов
История разв. выч. техн. - 1 час
Устройство ПК - 3 часа
Программное обеспечение - 4 часа
Файлы и файловая система - 2 часа

Часы дала примерно, потому что точно не помню.

Прошу прощения, что вопрос слегка не в тему - это по какой программе? По Босовой у нас как-то иначе все выглядит в 7 классе...

Добавлено (18.11.2009, 00:23)
---------------------------------------------
И... ээ... простите если перебил... может, лучше использовать два разных термина - "компьютерная грамотность" и "ИКТ-компетентность"? Тогда первое больше касается вопросов работы с компьютером (на полупрофессиональном уровне), а второе - это уровень владения компьютером для выполнения своих текущих нужд (уровень которых определяется и ограничивается целями и задачами конкретной группы пользователей).

18.11.2009
informatikДата: Среда, 18.11.2009, 00:41 | Сообщение # 14
informatik

Шамиль
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
Сообщений:
963
Награды: 5
Статус: Offline
Quote (arkady)
лучше использовать два разных термина - "компьютерная грамотность" и "ИКТ-компетентность"?

Можно добавить к этим двум терминам ещё один: "информационная культура".
arkady, а что по вашему входит в компьютерную грамотность?
18.11.2009
arkadyДата: Среда, 18.11.2009, 01:03 | Сообщение # 15
arkady

Аркадий
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
Сообщений:
374
Награды: 5
Статус: Offline
Quote (informatik)
что по вашему входит в компьютерную грамотность

Вчитавшись внимательнее в тему, полагаю, что именно то, что Вы, informatik, и перечислили. В основе же - требования стандартов по информатике и икт (основного общего и полного базового) к уровню подготовки выпускников.

18.11.2009
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей информатики » Компьютерная грамотность (что вкладывается в смысл этого понятия)
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:



Отзывы

Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска"
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, в нашем чате Телеграм поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить