Как-то мне попалась книга "Преподавание с Любовью и Логикой. Как контролировать класс". (Teaching with love and logic, ее можно купить на амазоне).
Один из авторов - Джим Фей. Он же автор книги "Воспитание с Любовью и Логикой" (очень хорошая книга для родителей,наверное многим известна).
А эта книга, именно для преподавателей. Приводятся приемы и идеи, как можно эффективно использовать подход Любви и Логики при работе с классом.
Лично мне книга понравилась. И я перевела ее частично, для своих друзей-преподавателей. Те, кто читал, тоже очень хвалят, и что-то для себя в ней находят. Вот и подумала, вдруг кому тоже интересно будет
Если что, могу выслать. Есть перевод четвертой части - там как раз отдельным списком(с описанием) приводятся приемы и техники, которые можно применять для решения дисциплинарных проблем в классе. Так же переведены еще несколько глав, с ключевыми моментами. Конечно, это далеко не вся книжка, ну хоть что-то.Добавлено (25.08.2009, 15:53)
---------------------------------------------
Хм.. наверное, слишком много букв для одного сообщения.. Но попробую. Это начало четвертой части книги. Просто мне, ну оочень понравилась.
Педагогические приёмы для решения дисциплинарных проблем в классе.(Система Любви и Логики) Основные приёмы.
Не смотря на то, что основная цель преподавания это обучение, большинство учителей согласятся, что довольно много времени уходит именно на поддержку дисциплины в классе. Ранее в этой книге мы обращали ваше внимание на то, что по мере приобретения навыков управления классом, педагог тратит на дисциплину все меньше и меньше времени и, следовательно, больше времени уделяется именно образовательному процессу.
Эффективное управление поведением в классе во многом зависит от вашего умения положить конец нарушению дисциплины до того, как это нарушение станет серьезным и приведет к последствиям.
Сбить эмоциональный настрой.
Система Любви и Логики предлагает такие позитивные дисциплинарные приемы, которые помогут вернуть ученика обратно в нормальное, допустимое поведение, до того, как ситуация станет серьезной проблемой. Эти приемы, обычно, позволяют учителю восстанавливать порядок в классе, даже не сбивая ход занятий. Многие из этих приемов едва уловимы, и непосвященный наблюдатель даже и не заметит, что учитель занимается налаживанием дисциплины.
Не обманитесь мягкостью первых десяти приемов. Экспериментируйте с ними, и вы будете приятно удивленны результатами.
Прежде чем перейти непосредственно к приемам, важно запомнить следующее:
Ни одна техника не будет эффективной, если ее использовать без самоотдачи
Также важно помнить:
1. Эти приемы не предназначены для того, чтобы научить ребенка важным урокам жизни. Эти приемы предназначены лишь для того, чтобы сбить ученика с нынешнего эмоционального состояния, чтобы предотвратить разрастание нарушения дисциплины до серьезно заметных размеров и позволить учителю, в тоже время, продолжать процесс обучения.
2. Учитель должен перемещаться по классу. Эти приемы не работают, если учитель сидит за своим столом и рявкает .
3. Эти приемы хороши для того, чтобы показать ученикам, что учитель способен держать ситуацию под контролем, не останавливая обучающий процесс.
4. Хотя представленный список приемов и начинается с менее строгих, а продолжается все более и более строгими, это не значит, что приемы надо применять шаг за шагом. Учителю стоит выбрать прием минимальной строгости, который, по его мнению, может «спасти» данную ситуацию.
5. Эти приемы улучшают отношения ученик-учитель. Если учитель применяет эти техники, то на учеников сыпится меньше угроз, их меньше стыдят и т.д., и все это способствует развитию более позитивных отношений между ними и учителем.
В течение многих лет учителя приходят на мои (Джима) семинары, и затем применяют эти стратегии в своих классах. В обратной связи, которую я получаю от них, учителя рассказывают, что, применяя эти приемы в проблемных ситуациях, они становятся ближе своим ученикам, тогда как старые техники отдаляли их от детей. Так же преподаватели заметили, что благодаря тому, что этот подход заметно улучшил их отношения с учениками и
они стали явно меньше безобразничать.
Постарайтесь влюбить их в себя.
Еще несколько мыслей (соображений) по поводу учеников и учителей, которыми я бы хотел поделиться, прежде чем мы перейдем к приемам. Помню, однажды я ездил в Лас-Вегас, чтобы выступить там с докладом. Там же я слышал выступление других докладчиков. Некоторые из них, будучи замечательными педагогами, были весьма не опытны в выступлениях. Я слышал выступление одной учительницы, о ней было известно, что она просто потрясающий педагог в одной из школ Лос-Анджелеса. В ее классе занимались исключительно проблемные дети, те ученики, которых никто не соглашался учить, некоторые дети были из криминальной среды, другие не умели читать и писать.
В своей презентации эта учительница использовала много слайдов, а также аудио и видео -записи. Подробно рассказывала о техниках, приемах, проведенных исследованиях. Аудитория, тем не менее, скучала. И тут один парень довольно прямолинейно и грубо крикнул «Если вы и вправду такая умная, дайте нам хоть один толковый совет, чтобы мы могли пойти и сразу его использовать в наших классах!»
Конечно, этот комментарий, как вы понимаете, ее смутил, но когда она оправилась от первого шока, то начала говорить просто, от самого сердца.
«Если вы предлагаете выбрать только одну вещь, на которую стоит опираться в работе, то, по моему мнению, это отношения между учениками и педагогом. Все мои ученики сильнее, жестче, чем я, т.е. напугать я их ничем не могу. Они просто никого не боятся. И единственная вещь, на которую я могу надеяться, это то, что они полюбят меня.
Я знаю, многие из вас считают, что достаточно уважения, и мы можем заставить их делать все, что надо, потому что мы взрослые, а они дети. Но с детьми-хулиганами это не работает, с ними я должна влюбить их в себя, чтобы они были способны сделать для меня то, что не сделали бы ни для кого на свете, даже для самих себя.
Действительно мне надо, чтобы они ради меня могли пойти на самый большой риск в их жизни. Нет, это не выхватить нож, и пойти разбираться с другими ребятами - нет, эти поступки они и так совершают каждый день. Величайший риск для них- это перед лицом своих товарищей показать, как они умеют читать или писать. И вот, когда я скажу «Джо, сделай это, пожалуйста, для меня, хорошо? Я знаю, ты можешь.» И они делают.
И я знаю только один путь добиться этого. В самый первый день школьных занятий вы можете застать меня перед дверью моего класса, где я жму руки моим будущим ученикам, смотрю им в глаза, улыбаюсь, говорю «Я так рада, что ты будешь учиться в моем классе!». Очень может быть, что это им кажется ненормальным, ведь никто никогда не говорил им раньше подобного.
Ученикам в классе я даю какое-нибудь посильное занятие, сама же иду встречать у входа остальных учеников, говорю им: «Дай пять!» Жму руки, улыбаюсь, показываю, что они мне не безразличны, что они интересны мне как люди, как личности, прежде всего, а уж потом как ученики.
Потом, когда я узнаю их поближе, я начинаю задавать вопросы. «Твоя сестра уже выписалась из больницы?», «Как твоя мама? Справляется с малышом?», «Ты ходил на этой неделе играть в баскетбол?», «Ты уже умеешь водить машину?». Я задаю ребятам эти персональные вопросы, и они чувствуют, что я отношусь к ним как к личностям.
Из-за таких вот отношений со своими учениками, у меня в школе есть одна удивительная привилегия. Я единственный человек из педагогического состава, кто может покинуть планерку преподавателей до того, как директор закончит свою речь. Такие заседания у нас каждую среду, наш директор очень многословен и никогда не укладывается в расписание.
Когда он первый раз не закончил свою речь во время, я встала и сказала: «Я должна идти, мне нужно встретить моих учеников». Он был очень возмущен и сказал: «То, что я говорю — важно! Останьтесь здесь!» Тогда я ответила: «Если я не смогу встретить их заранее, то пусть кто-нибудь другой учит этих детей». На это все учителя хором сказали «Отпустите ее. Все нормально, мы ей все передадим». Да, я единственный человек, которому было такое позволено, и еще я единственная из всех преподавателей, кто не волнуется за свою машину на стоянке. Мои ученики за ней присмотрят»
Это выступление замечательным образом выразило то, что преподавание- это построение позитивных отношений с учениками, чтобы они хотели выполнять то, что вы просите. Добиться такого отношения – настоящее искусство.
Кто знает, что случилось в жизни учеников утром до того, как они пришли в школу? Может у одного из них жажда поругаться, дать отпор, чтобы вернуть себе ощущение уверенности. Некоторые наши приемы могут сработать с одними ребятами, а на других не действовать совсем. Или же с одним и тем же ребенком в один момент прием может сработать, а в другое время совсем не поможет. Но если у нас будет достаточное количество инструментов в нашем «мешке трюков», то мы сможет подобрать что-нибудь подходящие фактически почти для всех ситуаций.
Далее мы описываем предлагаемые приемы, от совсем мягких к более жестким, но не надо следовать этому списку пошагово. Возможно данная конкретная ситуация потребует от вас применения весьма интенсивного приема из конца списка. Единственное действие, к которому я бы советовал прибегать с осторожностью, это посылать ребенка в кабинет директора. Я думаю, что между первым приемом «Злющий взгляд» и четырнадцатым « Отослать к директору» очень большое расстояние.
Как учитель, я буду чувствовать себя более уверенно, если у меня будет возможность сказать своему начальнику «Я попробовал на нем все тринадцать приемов, прежде чем решил отослать этого ученика к вам»
Еще одно предупреждение. Очень легко решить, что теперь, когда у нас есть работающая «система» приемов, совсем незачем полагаться на личные взаимоотношения с учениками. Это совсем не так. Особенно со старшими ребятами. Если у вас с ними нет хороших, позитивных отношений, то большинство этих приемов работать не будет
Если вы хотите запомнить только одну вещь – то это именно отличные взаимоотношения с учениками!