Автор эссе: Баграмова Евгения Георгиевна
МОУ лицей станицы Азовская Краснодарского края - Мама, я хочу быть учителем.
Это моя дочь. Она учится в 10-м классе Моей Школы.
- Мамочка, а ты не обидишься, если я буду филологом, а не музыкантом?
Я не обижаюсь. Я говорю, что в её годы тоже выбирала – быть ли мне учителем литературы или музыки.
Я не вполне искренна.
Дело в том, что ни в ее годы, ни позже, при выборе профессии –
НИКОГДА!
Я НЕ ХОТЕЛА БЫТЬ!
ШКОЛЬНЫМ УЧИТЕЛЕМ!
Но жизнь мудро расставила все по своим местам.
Впрочем, неизвестно, как сложилась бы моя судьба, а также судьба многих моих коллег, друзей и единомышленников, если бы каждый из нас в свой час не познакомился бы с Михаилом Петровичем Щетининым, светилом отечественной педагогики эпохи перестройки. Его идеи окрыляли, перспективы казались заманчивыми. И вскоре со всех концов бывшего Союза слетелись в маленькую станицу Азовскую молодые, дерзкие, творчески сильные люди, привлеченные юношеской максималистской мечтой объять необъятное.
Тогда – то я и познакомилась с Виолеттой Сергеевной Лукьяновой, Андреем Остапенко, Натальей Прохоровой и многими другими своими будущими коллегами и друзьями. Это сейчас они – те, кто они сейчас. А тогда…
Легкие на подъем, веселые романтики, мечтатели – идеалисты. Шутка ли – играя с детьми в «Крокодила», одними жестами ухитрялись объяснять друг другу смысл слова «солипсизм». Играючи! Легко!
Это потом уже выяснилось, что не так-то и легко объять необъятное. А если уж быть совсем точным – просто невозможно!
О тех нескольких годах нашей жизни можно говорить много. Наверное, даже можно написать диссертацию об уникальном социальном эксперименте, проведенном нами (или над нами). Одно лишь ясно – эти годы не прошли для нас даром. Они обогатили наш жизненный и педагогический опыт, закалили дух и сориентировали в выборе друзей.
С тех пор прошло уже много лет. Мы изменились. Мы состоялись. Мы осознали себя частью продуманной, результативно работающей системы.
Мы, мы… пожалуй, стоит сформулировать и определить, что же входит в это емкое понятие - «мы».
Мы – это маленькая уютная школа в предгорной станице, расположенной в самом сердце Кубани. Здесь всегда горит камин, а из столовой вкусно пахнет домашней выпечкой. Здесь знаешь всех детей поименно и каждому успеваешь посмотреть в глаза. Здесь понятие «директор» ассоциируется с понятием «мама». Здесь все твои друзья одновременно являются твоими же руководителями, коллегами, учителями твоего ребенка и родителями твоих учеников.
А еще Мы – это известная экспериментальная площадка, где создаются интересные педагогические проекты, апробируются новые технологии, где директор Виолетта Сергеевна Лукьянова имеет звание заслуженного учителя России и должность доцента педагогического университета, а твои друзья и коллеги – кандидаты и доктора наук, которые отнюдь не собираются уходить из лицея.
Здесь располагаются представительства редакции журнала «Народное образование» и Шуйского государственного педагогического университета.
Здесь активно действует несколько образцовых творческих коллективов – лауреатов международных, всероссийских, краевых и районных конкурсов. Это фольклорный ансамбль «Белый день», хореографический ансамбль «Перезвоны», оркестр народных инструментов «Славяне», джазовый оркестр. И во всех этих коллективах ученики, учителя, родители – мы вместе.
Одним словом, мы – это Азовский государственный педагогический лицей, содружество учеников, учителей и родителей, объединенных одной целью, одними этическими установками и педагогическими принципами.
Более чем за десять лет своего существования мы прошли долгий путь (тут, по идее, должно следовать классическое словосочетание «полный взлетов и падений»).
Только вот падений–то и не было. Как–то не случилось. А что же было?
Были фестивали, выставки и конференции, общественно-значимые инновации и существенно сохраняемые традиции.
Были тихие вечера у камина и шумные праздники, литературные гостиные, художественные выставки и музыкальные конкурсы.
Были восхищенные глаза первоклашек и заплаканные глаза выпускников.
А еще были глаза моей дочери:
- Мама, я хочу стать учителем…
Что является более значимым, каковы критерии продуктивности образовательного учреждения – процент хорошо сдавших ЕГЭ или процент хорошо пишущих стихи? Количество выпускников поступивших в ВУЗы или количество выпускников вернувшихся работать в родную школу и избравших общую с нами судьбу – судьбу российского учителя? Пожалуй, это действительно трудно определить. Одно не вызывает сомнений – бесспорным показателем успешной работы любой команды является активный, непрерывный, совместный творческий процесс.
Выдающийся хормейстер, руководитель прославленного Кубанского казачьего хора В.Г.Захарченко однажды сформулировал три уровня мотивации творчества и расположил их в порядке значимости:
- мотивация социальная – награды, аплодисменты, портреты в газетах;
- мотивация личностная – удовольствие, получаемое группой людей от совместного творчества;
- мотивация этическая – четкое осознание того, что дело, которое ты делаешь, необходимо людям.
Стало быть, дело, которое делаешь ты, должно быть действительно необходимо твоим ученикам. А работа, которую производят они, должна быть действительно значима для тебя и окружающих.
Добиться этого трудно. Но если удастся «замкнуть» эту «цепь», пропустив через нее веселую искорку радостного труда, то можно преодолеть любые трудности, решить любые проблемы, встающие на пути современной школы.
Тогда вообще многое можно преодолеть. Играючи! Легко! И нет необходимости «обнимать» необъятное.
Достаточно просто обнять друг друга.