Оза, Ромашка27, влад-р, Спасибо за мнение! Но почему так скромно. Вижу, что реальность давит, но неужто цель образования это только передача знаний?
Только Оза высказала что-то оптимистичное.
А ведь тема чрезвычайно интересна. И наверно глубже образования как такового. Каким мы хотим видеть мир, каких мы хотим видеть людей вокруг, какими людьми мы сами хотим стать - возможно стоит ответить прежде и на эти вопросы.
Походив по форумам, заметил одну волшебную фразу: "Никогда не знаешь что в жизни пригодится". Веет безысходностью, пассивностью. Кажется что вот выпустишься ты из школы в неведомый мир, и все на что можно рассчитывать - это те знания, что копил 10 лет.
Вот что мне недавно представилось - это диалог отца с сыном, сыну 6 лет.
- Ну что сынок, кем хочешь стать?
- Хочу стать счастливым.
- Для этого надо много учиться...
- Я буду!
проходит время, сын заканчивает школу с золотой медалью, поступает в престижный вуз, учится на бакалавра, магистра, заканчивает аспирантуру....
- Пап, теперь я счастлив?
- Конечно сынок и ведь каждый может как ты, да только все лентяи и бездари!!
На следующий день отец узнает, что сын повесился.
Не знаю как вы, но я в детстве точно знал свое будущее - школа, институт, работа(на девчонках я жениться не собирался - это я знал тоже точно)
Была какая-то ослиная уверенность, что достаточно все делать добросовестно, действовать по правилам и все будет хорошо, ведь взрослые умные, ведь человечество прожило столько тысячелетий, что и сомнений быть не может - не задумывайся, делай как говорят.
В чём повезло, так это в том, что мне нравилось учиться. Уж не знаю почему, может природа наградила, может родители воспитали, может произошло что-то необъяснимое в далеких детских годах. А может это было и не везение вовсе.
Всю школу было просто интересно учиться, не задумываясь зачем и почему. Наверно если бы меня клонировали и составили класс из этих гомункулов, учителя были бы счастливы - это будет идеальный класс: идеальная тишина, ни единого движения, стеклянные глаза уперлись в доску и внимают мудрости.
Крайность конечно, но именно такими многие мечтают видеть детей.
Все проблемы начинаются со слова "почему" Когда нам что-то не хочется делать, мы задаемся вопросом - а с чего нам это надо? Я не задавал. Проблем со мной не было.
Единственным учителем, который запомнился - был преподаватель математики. Помню как он ненавидел стремление получить оценку повыше. Действовал он просто - доставал журнал и говорил на весь класс - "Кто хочет пятерки - поднимите руки - поставлю, без каких либо последствий". На моей памяти таких не было. А урок я запомнил на всю жизнь, ведь не оценки вовсе важны. Да пусть у меня хоть по всем предметам будет стоять два, это лишь цифра на клочке бумаге, неужели она может хоть как-то повлиять на меня, на то как я о себе думаю, как другие думают обо мне, на то кто я есть. Похожий пример я нашел в книге про американского физика Ричарда Феймана. В детстве отец показал ему на птицу, а затем назвал её имя на множестве различный языков. Однако как не называй, птица от этого не изменится. Простая концепция, но думаю многим из вас встречались люди, которым нужна была не суть, а формальное определение.
Хотелось бы сказать, что я никого никогда не виню. Я и сам не знаю каким образование должно быть и какие цели должно преследовать. Но всегда хочется видеть какой-то ориентир где-то вдалеке. Что-то к чему можно стремиться, хотя бы в мечтах.
Во-первых несколько интересных видео. На иностранных форумах, и в сообществах, где ведутся диспуты на эту тему, это что-то вроде "must see":
http://www.ted.com/talks/lang/eng/ken_robinson_says_schools_kill_creativity.html
http://www.ted.com/talks/lang/eng/sir_ken_robinson_bring_on_the_revolution.html
http://www.ted.com/talks/lang/eng/ken_robinson_changing_education_paradigms.html
(присутствуют русские субтитры, не просмотрите их!!)
Кен Робинсон высказывает интересные идеи, а главное призывает думать, мечтать, ломать стереотипы, пытаться увидеть то, что не очевидно или наоборот забыть то, что кажется само собой разумеющимся.
Мне бы хотелось, чтобы дети вырастали в людей, способных управлять своим будущим, не надеющихся на свой багаж знаний, а способных класть туда то, что нужно им. Не верящих слепо в догмы, которые существуют сотни лет, но способных критически их оценить. И наконец следующих своей мечте, своим идеалам - то что у нас называют просто целеустремленностью.
Знаю мало что можно изменить, но верю в силу оптимизма и воображения.
А во что верите вы?