old | Дата: Среда, 23.11.2011, 21:27 | Сообщение # 1 |
old
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Социально-педагогические технологии и методики в приюте
Опыт работы в стационарном отделении Центра «Семья» показывает, что повышенный уровень тревожности, страхи, посттравматические состояния, искаженные представления о нравственности, нормах поведения в обществе, собственной значимости значительно препятствуют адаптации воспитанников. Помещение в социозащитное учреждение для многих детей также является стрессом. Этот период характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для несовершеннолетнего, связанными с переживанием страха перед общением с незнакомыми людьми, неопределенностью жизненной перспективы, нарушением детско – родительских отношений. Одним из важнейших направлений работы с данными детьми является реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей. На этом этапе работы организуются беседы и игры направленные на: • ознакомление с педагогическим коллективом и сверстниками; • правилами поведения в группе; • режимом дня; • разъяснение и уточнение причин помещения ребенка в стационарное отделение; • обсуждение причин неблагополучия в семье; • формирование мотивации для занятий в рамках индивидуальной реабилитационной программы; • построение жизненной перспективы. Также одним из эффективных методов развития адаптационного потенциала воспитанников на этом этапе является так называемая «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата в группе, атмосферы доверия и взаимопонимания. Эффективными средствами являются включение ребенка в коллективную, творческую, трудовую деятельность. В процессе второго этапа адаптации воспитанники усваивают новые социальные роли и способы поведения. Задачами этого этапа являются: 1. Развитие интеллектуальных способностей, показателями которого являются умение анализировать и синтезировать конкретную задачу, проблему, ситуацию; умение обобщать и систематизировать информацию; 2. Формирование ценностных ориентации и нравственных представлений. 3. Формирование коммуникативных умений, показателями которого являются конструктивное общение в социуме, слаженная деятельность в детском сообществе и эмпатия; 4. Коррекция представлений о собственной значимости, развитие уверенности в себе. На этом этапе активно используются занятия, направленные на развитие осведомленности, социальной компетентности, правовой культуры формирование представлений о ЗОЖ, основах личной безопасности. Применяется широкий спектр адаптационных, познавательных и коммуникативных технологий. В их числе: Личностно-ориентированная технология обеспечивает каждому воспитаннику комфортные, бесконфликтные безопасные условия для его развития и коррекции. Опираясь на данные первичной и уточняющей диагностики, стараюсь выявить у каждого ребенка ресурсы (склонности, способности, интересы) для использования их коррекционно-развивающей работе. В этом случае главной целью является заставить ребенка поверить в собственные силы, познакомить его с собственным потенциалом, а также повысить его социальный статус в группе. Например, получить ему оформление стенда по ЗОЖ. Так же часто применяется технология сотрудничества, которая позволяет сформировать воспитанникам представление о равенстве, партнерстве, собственной значимости, активизировать познавательные интересы. Ярким примером использования данной технологии, является совместная работа с воспитанниками над открытым письмом. Дети предлагают актуальные темы, совместно с воспитателем занимаются поиском информации, изготавливают рисунки, элементы социальной анти рекламы пишут сочинение, анализируют полученную информацию и предлагают проект оформления открытого письма. Занимаются его оформлением и презентацией в образовательных учреждениях города. Например «Мы за здоровый образ жизни, здоровым быть модно». Компьютерные технологии позволяют сделать занятия интенсивными интересными. Работая с компьютером, дети дольше сохраняют работоспособность, так как представляется информация на экране в игровой форме. Видео сюжеты вызывают у детей огромный интерес и желание продолжить занятие. В ходе коррекционно-реабилитационной работы используется программы мультимедиа: «Современный рынок труда», «Россия на рубеже веков», «Энциклопедия А.С. Пушкин» и др. позволяют наглядно, красочно и доступно расширить кругозор воспитанников, сформировать навыки учебной деятельности. В процессе работы осуществляется информационное обучение воспитанников по вопросам ЗОЖ и профориентации. Например, распространение информационных буклетов, информирование о мире профессий, современном рынки труда. А также оформление информационных стендов: «Как сказать нет!», «Нет наркотикам!». Технология моделирования используется с целью формирования представлений воспитанников о правилах и нормах поведения. Воспитательные технологии применяются для формирования познавательного интереса, восполнения пробелов знаниях, формирования представления о культуре досуга, нравственных нормах, правилах поведения в обществе. Данная технология реализуется виде культурно-массовых мероприятий, шоу- представлений, литературных вечеров. Если у ребенка плохие оценки, неполадки в отношениях в группе с воспитанниками, к его мнению мало кто прислушивается, не принимают его в серьёз, то применяется технология воспитания успехом. На занятиях мы не живем прошлым, а строим с ребенком будущее, достойное его. Ребенок приглашается в увлекательное путешествие в космос на корабле Успеха, чтобы из окон посмотреть на свои ошибки и просчеты, которые мешают добиться успеха. Одним направлением работы является валеологическое просвещение родителей. Использование данной технологии помогает повысить педагогический потенциал семьи, расширить представление клиентов о ЗОЖ. Одной из адаптивных технологий также является технология проблемного обучения, способствующая осознанию и осмыслению материала предложенного в процессе коррекционно – развивающих занятий, формированию коммуникативных навыков и навыков самостоятельной работы…. Наиболее эффективны в работе с подростками коммуникативные и развивающие игры, такие коммуникативные технологии как «технология педагогического общения», «Технология разрешения конфликтов», Технология дискуссии (форма «Круглый стол»), техники «Большой круг», «Карусель», «Микрофон». Повышению уровня усвоения знаний воспитанниками способствует использование метода «дидактического конструктора», в основе которого лежит учет возрастных особенностей детей и ведущего вида деятельности несовершеннолетних, а также возможность варьирования приемов и методов работы педагога.
23.11.2011
|
|
|
| |
|