Эксперимент "Роль афоризмов в воспитательном процессе"
|
|
alla-matematik | Дата: Среда, 10.04.2013, 17:32 | Сообщение # 1 |
alla-matematik
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: Математика
|
Сообщений: |
5 |
Награды: |
3 |
Статус: |
Offline |
|
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами своими впечатлениями и выводами о проведенной мною исследовательской работе "Воспитательное пространство как средство развития личности студента". В рамках этого направления проводился эксперимент под названием "Роль афоризмов в воспитательном процессе", целью которого было - выявить а) являются ли для студентов ценностью афоризмы культурно-нравственного содержания; б) какие темы для размышления особенно привлекательны для учащихся; в) каков характер воздействия на студентов изречений культурно-развивающего содержания при условии их ненавязывания преподавателем; г) степень влияния личности преподавателя на внутренний мир студента в зависимости от того, является ли преподаватель авторитетом или не является таковым для учащихся; д) каков один из механизмов приобретения студентами личностно-нравственного опыта, опыта осмысления нравственных ценностей.
Проведение исследования: В течение одного месяца ежедневно на уроке (любая учебная дисциплина) на доске записывается афоризм культурно-нравственного, культурно-развивающего содержания, указывается его автор. Афоризмы могут быть подобраны на усмотрение педагога.
По окончании эксперимента проводится оценка результатов, полученных в форме анкетирования, посредством наблюдения за реакцией студентов в течение месяца или в виде письменных ответов на вопросы. Обобщенный анализ собранных данных показал, что студенты с интересом отнеслись к предлагаемым их вниманию афоризмам. Большинство учащихся записывали их для себя с первого урока, некоторые - со второго, небольшая часть не писала вовсе, что вполне нормально тоже. Любопытны и значимы были варианты ответов на один из предложенных вопросов: "Как эти фразы повлияли на Вас?" - "Повлияли в очень хорошую сторону" "Стал смотреть другими глазами на жизнь" "Я стала задумываться о своих поступках" "Они подходят к разным жизненным ситуациям" "К ним надо прислушаться" "Надеюсь, они помогут мне в будущем" "Я сделала выводы"
Уважаемые коллеги, буду благодарна, если Вы оставите свои комментарии и пожелания, а также с удовольствием отвечу на Ваши вопросы по проведению данного эксперимента.[i]
10.04.2013
|
|
|
| |
|
Tatyana_Buchneva | Дата: Четверг, 11.04.2013, 19:42 | Сообщение # 2 |
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте, Алла Викторовна! Мне этот эксперимент кажется довольно любопытным, спасибо за разработку. Однако у меня возник вопрос: какого возраста студенты участвовали в данной работе?
11.04.2013
|
|
|
| |
|
alla-matematik | Дата: Четверг, 11.04.2013, 20:02 | Сообщение # 3 |
alla-matematik
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: Математика
|
Сообщений: |
5 |
Награды: |
3 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата (Tatyana_Buchneva) Здравствуйте, Алла Викторовна! Мне этот эксперимент кажется довольно любопытным, спасибо за разработку. Однако у меня возник вопрос: какого возраста студенты участвовали в данной работе? Добрый вечер! Большое спасибо Вам за теплый отзыв об этом эксперименте. Он проводился в двух группах первого курса колледжа, то есть возраст учащихся - 16-17 лет. В данный период продолжается формирование личности, соответственно, проведенная мною работа способствует наилучшему протеканию этого процесса, приобретению столь необходимого для развивающегося человека личностно-нравственного опыта.
11.04.2013
|
|
|
| |
|
anna-nikolaevna-borisova | Дата: Четверг, 11.04.2013, 20:38 | Сообщение # 4 |
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Приветствую! Прежде всего, мне хочется выразить Вам благодарность за подобное распространение своего опыта. Я считаю, все это не зря! Ученикам, как школьникам, так и студентам, необходимы подобные эксперименты! В настоящее время не так много внимания уделяется культурному развитию детей, их морально-нравственному воспитанию, вокруг них лишь ТВ и Интернет, кишащие не всегда полезной информацией. Приятно удивляет и то, что Вы - преподаватель математики. Я думаю, это замечательно - когда на занятиях уделяется время не только специальной учебной программе, но и развитию личности. Полагаю, вопросов не будет, только пожелание: пусть подобные мероприятия станут не просто экспериментами, а постоянной практикой. Добавлю, что я, если Вы не против, возьму на заметку эту разработку и попробую провести это в своей школе. Спасибо!
11.04.2013
|
|
|
| |
|
alla-matematik | Дата: Четверг, 11.04.2013, 21:01 | Сообщение # 5 |
alla-matematik
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: Математика
|
Сообщений: |
5 |
Награды: |
3 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата (anna-nikolaevna-borisova) Приветствую! Прежде всего, мне хочется выразить Вам благодарность за подобное распространение своего опыта. Я считаю, все это не зря! Ученикам, как школьникам, так и студентам, необходимы подобные эксперименты! В настоящее время не так много внимания уделяется культурному развитию детей, их морально-нравственному воспитанию, вокруг них лишь ТВ и Интернет, кишащие не всегда полезной информацией. Приятно удивляет и то, что Вы - преподаватель математики. Я думаю, это замечательно - когда на занятиях уделяется время не только специальной учебной программе, но и развитию личности. Полагаю, вопросов не будет, только пожелание: пусть подобные мероприятия станут не просто экспериментами, а постоянной практикой. Добавлю, что я, если Вы не против, возьму на заметку эту разработку и попробую провести это в своей школе. Спасибо!
Здравствуйте, Анна Николаевна! Я благодарю Вас за такой приятный для меня комментарий. Вы, безусловно, правы: развитие личности учащегося - важнейшая задача педагога. И, бесспорно, помимо передачи знаний в области преподаваемой дисциплины, мы должны воспитывать в детях самые лучшие качества! Об этом можно бесконечно говорить, однако я позволю себе процитировать Льва Николаевича Толстого, который очень точно определил следующее:
"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель."
По моему мнению, каждый из нас, уважаемые коллеги, должен стремиться стать совершенным учителем для своих учеников. Данный эксперимент для меня - еще один шаг в этом направлении.
Анна Николаевна, я обязательно прислушаюсь к Вашему пожеланию сделать подобные мероприятия постоянными. И, конечно, наивысшей оценкой для меня будет передача моего опыта и успешное его использование в Вашем учебном заведении.
Спасибо!
11.04.2013
|
|
|
| |
|
kirina1977 | Дата: Суббота, 13.04.2013, 19:11 | Сообщение # 6 |
kirina1977
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: Физика
|
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте! Мне Ваш эксперимент также кажется достойным внимания. Спасибо за то, что поделились подобным опытом и такой интересной идеей. Не могут не радовать результаты Вашего исследования! И, если возможно, расскажите, какие высказывания были использованы? На какие темы? Спасибо.
13.04.2013
|
|
|
| |
|
alla-matematik | Дата: Суббота, 13.04.2013, 19:47 | Сообщение # 7 |
alla-matematik
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: Математика
|
Сообщений: |
5 |
Награды: |
3 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте, Людмила Васильевна! Спасибо Вам за такую оценку этого эксперимента, буду рада, если данная разработка окажется полезной для Вас. Как я уже описывала, педагог на свое усмотрение может подбирать самые разнообразные цитаты и высказывания. Приведу примеры тех афоризмов, которые использовала я: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы." (Демокрит) "Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования." (Л.Н. Толстой) "У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию и бездействие." (В.Г. Белинский) "Никто не может судить о других, пока не научился судить о самом себе." (И. Гёте) "Если вас никто не любит, будьте уверены, это ваша вина." (Ф. Добридж) "Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, не всегда счастливы." (О. Уайльд) "Счастья целиком, без примеси страданий, не бывает." (В. Шекспир) "Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят." (Н. Миклухо-Маклай) "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным." (Сенека) Благодарю Вас за проявленный интерес и желаю успехов в реализации подобных идей!
13.04.2013
|
|
|
| |
|
AlinaSergeevna | Дата: Воскресенье, 14.04.2013, 22:23 | Сообщение # 8 |
AlinaSergeevna
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Должность: Английский язык
|
Сообщений: |
47 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
Уважаемая Алла Викторовна! Спасибо вам за такой прекрасный методический приём – использовать афоризмы на занятиях. Так просто и так действенно!
Мне вдруг захотелось повернуть затронутую вами тему «Роль афоризмов в воспитательном процессе» в несколько ином ключе. Вернее сказать, развернуть эту тему на 180 градусов, а заодно ответить на вопрос вашего эксперимента – «Как эти фразы повлияли на вас?». Мы, учителя, порой ТАК выражаемся на своих уроках, что за нами хоть записывай «наши афоризмы». И это наше «красноречие», конечно же, влияет на наших учеников. Хорошо бы нам больше следить за собственной речью, а то, к сожалению, получается тема «Роль учительских афоризмов в антивоспитательном процессе». Итак,
НАШИ УЧИТЕЛЬСКИЕ АФОРИЗМЫ, (Часть первая) Помню из личного опыта младшего школьника, я не всегда понимала, о чём говорили учителя. Например, одна учительница нам часто повторяла: «Ваше поведение было неудобоваримым!» Будучи первоклассницей и слыша в очередной раз эту фразу (а повторяла она её очень часто!), я обычно размышляла над её содержанием: «НЕУДОБОВАРИМО – это плохо или хорошо?» И мне почему-то представлялась та наша учительница в фартуке и с поварешкой в руке, колдующей что-то над кастрюлями или у себя дома на кухне, или в школьном кабинете домоводства. Другая учительница, видимо, как мне уже стало понятно много позже, имея в виду некоторую грубость и излишнюю заносчивость того или иного ученика (то, что дети называют «воображуля»), часто говорила так: «Он (ученик) прямо-таки возвёл себя на пьедестал, вознёс свою драгоценную личность до небес так, что к нему и на козе не подъедешь». Наверное, я была не слишком сметливой первоклассницей, т.к. мой мозг никак не мог расшифровать смысл этого речевого сообщения учительницы. Слово «возвёл» я понимала, как «этот мальчик вёл себя каким-то особым образом». Слово «вознёс» подсказывало мне, что он при этом что-то куда-то «нёс». А, может быть, и «унёс» совсем. Но при чём тут несчастная коза, на которой наша учительница почему-то должна была куда-то ехать и, по всей видимости, так и не доехала, судя по её недовольному тону и громкости высказывания, я решительно не понимала. Ещё мне тут виделась «коза рогатая», которая периодически приходила «за малыми ребятами», чтобы жестоко их забодать. В общем, тот мальчик и домашнее животное с рожками мне как-то особенно запомнились. Другой пример из той же серии «козьих» или, я бы даже сказала, «козлиных» высказываний взрослых был такой. Одна наша учительница часто повторяла слова: «Сделал козью морду!» Если, например, ученик не выполнил того, что было задано на дом, или не смог повторить то, что только что объясняла учительница в классе, или каким-то образом её подвёл и расстроил, «добрая учительница» тут же вставляла в свою эмоциональную речь любимое образное выражение: «Я ему (ученику) это битый час объясняла, а он мне на следующем уроке козью морду сделал!» Или: «Я её (ученицу) об этом попросила, а она мне в ответ козью морду сделала!» Я внимательно наблюдала за своими одноклассниками, но ни разу не заметила, чтобы кто-то из них строил той оскорблённой учительнице рожицы. «Может быть, они такое вытворяли с ней наедине, чтобы никто другой этого не видел?!» - рассуждала я. Но долгое время для меня оставалось тайной, как и когда мои одноклассники корчили рожи, в частности, «козьи морды», нашей учительнице, изображая у неё на глазах молодых козликов и козочек. Такое вот взрослое красноречие.
14.04.2013
|
|
|
| |
|
alla-matematik | Дата: Понедельник, 15.04.2013, 06:52 | Сообщение # 9 |
alla-matematik
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: Математика
|
Сообщений: |
5 |
Награды: |
3 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте, Алина Сергеевна! Мне очень приятно проявление такого интереса к данному эксперименту! Хочу поблагодарить Вас не только за высокую оценку работы, но и за развитие темы, за взгляд с другой стороны. Вы абсолютно правы, наша речь - тот инструмент, с помощью которого мы воздействуем на учащихся, должна быть четко и правильно сформулированной, ведь мы стремимся стать совершенными учителями для наших учеников! Ваш искрометный рассказ-воспоминание не только вызывает улыбку, но и лишний раз подтверждает вышесказанное. Каждому из нас следует неустанно работать над собой, совершенствоваться в разнообразных областях, дабы вложить в ребенка самое лучшее и остаться в его памяти не таким "неудобоваримым" педагогом! Поэтому желаю успехов в самоактуализации и плодотворной профессиональной деятельности!
15.04.2013
|
|
|
| |
|
AlinaSergeevna | Дата: Воскресенье, 05.05.2013, 18:10 | Сообщение # 10 |
AlinaSergeevna
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Должность: Английский язык
|
Сообщений: |
47 |
Награды: |
5 |
Статус: |
Offline |
|
НАШИ УЧИТЕЛЬСКИЕ АФОРИЗМЫ (Часть вторая)
Одна моя учительница постоянно повторяла такую фразу: «А ты ему / ей (имелось в виду ученику / ученице) хоть кол на голове теши!» В младших классах я его не знала. И, наверное, поэтому глагол «теши» в быстрой речи учительницы мне слышался как «чеши», начальная форма - «чесать». У слова «кол» я тогда знала лишь одно значение – «самая низкая и позорная школьная оценка», т.е. «единица». А ещё из моего школьного опыта я знала, что в конце особо важных заключительных уроков по той или иной теме учительница перед звонком раздавала нам, ученикам, особенно хорошо работавшим в классе и отвечавшим всё правильно, большие «пятёрки» и «четвёрки» красного цвета, вырезанные из плотного картона и размером с ладонь. Слыша таинственную фразу учительницы про «кол», который она, видимо, собиралась дать неуспешному ученику, моё воображение рисовало большую картонную «единицу» чёрного цвета, которая должна была непременно оказаться на голове моего нерадивого одноклассника. Только я никак не могла понять, что именно собирается делать учительница с картонным «колом» чёрного цвета на голове ученика – либо почёсывать сам «кол», либо расчёсывать-начёсывать-причёсывать этим картонным символом не успешности учения голову бедного ребёнка, что, наверное, является страшным наказанием и позором.
А другая учительница на своих уроках часто повторяла: «Это – фантасмагория какая-то!» Я тогда не знала этого сложного длинного слова. Я думала, что «Фантасмагория» - это имя собственное. Так зовут женщину. И эта женщина – сестра Фантомаса. И, наверное, она откуда-то с гор. Ведь Фантомас в знаменитом кино в горах прятался. Но почему учительница всё время упоминала сестру известного киноперсонажа, и что общего она имеет с нашими уроками, я никак не могла понять.
Следующим выражением взрослых, которого я не только не понимала, но и которое меня изрядно пугало была безобидная для взрослых фраза: «Дурная голова рукам (ногам) покоя не даёт». В детстве мне, видимо, очень много читали разных сказок и историй. Вероятно, среди них было что-то и об отдельной голове, которая вела совершенно самостоятельную от тела жизнь. Помните «Голову профессора Доуэля» Александра Беляева и говорящую голову из сказок Пушкина? Почему-то каждый раз, когда я слышала выражение: «Дурная голова рукам (ногам) покоя не даёт», я никак это не связывала с собственной головушкой. Нет, мне представлялась некая отдельная от туловища человеческая голова, закреплённая каким-то образом на холме канатами, колышками, ремнями и верёвками. И голова эта дурная зорко следит со своего холма за маленькими детишками, не давая им тем самым ни минуты покоя. Иногда мне такие «дурные головы» даже снились во сне.
Такое вот взрослое красноречие.Добавлено (05.05.2013, 18:10) --------------------------------------------- Алла Викторовна, хочу добавить в ваш замечательный проект по работе с цитатами интересные высказывания и афоризмы, которые используются в школах США и Канады.
(По материалам моей статьи «Поддержка ученика – важное дело учителя. Ненаглядная наглядность в их заморских школах. Журнал «Английский язык. Всё для учителя», № 5, 2013 г.: http://www.e-osnova.ru/journal/10/17/ )
Оказавшись в их заморских школах я обратила внимание на то, что на стенах висит много разных плакатов позитивного характера, которые поддерживают, подбадривают, вдохновляют. В наших учебных заведениях, правда, тоже присутствует наглядность. Но она какая-то другая. Что-то типа «Учись учиться», или «Правила поведения». Их же плакаты мне настолько понравились, что я стала ходить по их учебным заведениям с блокнотом и карандашом, переписывая плакаты прямо со стен. Таким образом, у меня набралась целая коллекция из разных интересных высказываний. Хочу привести примеры подобных плакатов:
· If life gives you lemons – make lemonade. (Если жизнь вам подбрасывает лимоны, сделайте из них лимонад.) · There is only one person who is responsible for your future – you. (Есть только один человек, который несёт ответственность за твоё будущее, это – ты сам.) · The biggest mistake you can make is to think that you study for someone else. (Самая большая ошибка, которую ты можешь совершить – это решить, что ты учишься для кого-то другого, а не для себя.) · Difficulties are stepping stones to success. (Трудности – это ступеньки на пути к успеху.) · If you run a race and finish last you are still ahead of those who have not even entered the race. (Если вы участвуете в забеге и финишируете последним, вы всё же опередили тех, кто, вообще, не участвовал в этом забеге.) · The man who makes no mistakes does not usually make anything. (Человек, который не совершает ошибок, обычно ничего не делает.) · Never say DIE until you are dead. (Никогда не говори: «Умираю!», пока не умрёшь.) · Your life – your choices – your actions. (Это твоя жизнь – твой выбор – твои дела.)
· Life is full of cactuses but you do not have to sit on them. (Жизнь полна кактусов, но это вовсе не значить, что вы должны обязательно на них садиться.)
Такие вот заморские афоризмы.
05.05.2013
|
|
|
| |
|
Маша_Акинина | Дата: Среда, 08.05.2013, 10:14 | Сообщение # 11 |
Сообщений: |
331 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата (alla-matematik) эксперимент под названием "Роль афоризмов в воспитательном процессе" Интересно, правда. И действует.
Я это использовала чисто интуитивно, когда работала в школе. Но писала не только на доске. Развешивала высказывания на этикетках в разных местах. У входа в кабинет (Ученость есть сладкий плод горького корня. Катон), над зеркалом (Здесь важна не красота твоего отражения в зеркале, а красота твоей души, отраженная в глазах окружающих тебя людей), и на моем рабочем столе у меня стояла фигурка с прищепкой на которую я чего нибудь прищипывала (Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить. Кащеев Евгений).
И не только на русском языке (дети обязательно спрашивают перевод), не только великих мыслителей, не только афоризмы и не только серьезного содержания.
08.05.2013
|
|
|
| |
|