Устный счёт, речевое развитие и другие проблемы...
|
|
Ek_Ov | Дата: Четверг, 07.08.2014, 01:44 | Сообщение # 16 |
Ek_Ov
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
154 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата BlackMargo ( ) Объясняла на пальцах, но через 2-3 дня всё благополучно забыто, то есть понимания нет. Так как быть? Объяснять заново изо дня в день, из месяца в месяц . Для ребенка это абстракция; хорошо, если в момент объяснения понимает, на следующий день с нуля - это норма. Кстати, а части речи с членами предложения не путает? Насколько помню себя в началке, у нас практически каждый урок начинался с хорового повторения каких-либо правил и понятий; на контрольных всегда сначала повторение с примерами, затем уже диктант или задания.
Цитата BlackMargo ( ) объяснить, что корень, приставка - это рабочие, что помогают слову существовать. Мы с дочкой тупо шли по учебнику Закожурниковой (советский учебник, есть в интернете), не было проблем. Возможно потому, что не давалось все и сразу. Сначала был корень и куча упражнений для отработки, затем окончание и тд.
Цитата BlackMargo ( ) Боже мой, племяшка утверждает, что глагол - это к примеру, расчёска. surprised А вот растение - это глагол. Можно что-то сделать в такой ситуации? Я бы попросила объяснить ее точку зрения. Ну и дальше - в зависимости от объяснения ребенка. Подозреваю, что говорит "глагол", потому что это слово легче запомнить, чем "существительное" .
------- Что-то вспомнилось. Дочка подписывала названия частей речи, слово "и". Забыла, что это, задумалась, говорит: "Ну это наша страна так называлась, когда ты маленькая была - Советский Союз! Вспомнила, союз!" ------ Как я объясняла названия частей речи дочке, чтобы запомнила. Глагол - глаголет (то есть говорит) что делать, что сделать. Имя существительное - что это по сущности: человек, собака, облако, дождь, радость или кто/что еще. Имя прилагательное - прилагается к существительному, поэтому и отвечает на вопросы какой, который. Местоимение - вместо имени (существительного или прилагательного), отвечает на их же вопросы. Союз - объединяет союзников (какие-то слова, или маленькие предложения в большое). Служебная часть речи, на вопросы не отвечает. Предлог: приставка приставляется к слову, пишется слитно, а предлог перед словом, но через пробел.
-- Это я коротенько, дочке больше всего наговорила. В том числе ляпнула, рассказывая про союзы (служебную часть речи ), что во времена моего детства была передача "Служу Советскому Союзу". От этого объяснения и ее ассоциативный ряд
07.08.2014
|
|
|
| |
|
Alesya-dv | Дата: Четверг, 07.08.2014, 14:56 | Сообщение # 17 |
Alesya-dv
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2511 |
Награды: |
22 |
Статус: |
Offline |
|
Попробуйте через сказки, игры.... Мне нравится книга " Учимся играя" Волина. Волина. Учимся играя Книгу эту можно и скачать.
07.08.2014
|
|
|
| |
|
Ek_Ov | Дата: Четверг, 07.08.2014, 22:53 | Сообщение # 18 |
Ek_Ov
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
154 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Alesya-dv, спасибо за наводку! Супер-книжка - то, чего нам не хватало
07.08.2014
|
|
|
| |
|
Alesya-dv | Дата: Пятница, 08.08.2014, 16:42 | Сообщение # 19 |
Alesya-dv
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2511 |
Награды: |
22 |
Статус: |
Offline |
|
Рада помочь)))))))
08.08.2014
|
|
|
| |
|
BlackMargo | Дата: Среда, 13.08.2014, 17:31 | Сообщение # 20 |
BlackMargo
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Должность: Русский язык и литература
|
Сообщений: |
118 |
Награды: |
11 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Ek_Ov ( ) а части речи с членами предложения не путает? Она пока не понимает, что такое члены предложения. Подлежащее найти может только с 3-4 подсказки. Alesya-dv, спасибо большое, книгу скачаю, но есть проблема. Я совершенно не умею объяснять играя, как раз через сказки. Вот со старшими классами работаю хорошо, а чем меньше ребёнок, то... У меня просто не выходит, я объясняю девочке всё равно так, будто она в классе 7-8, не могу иначе, а сестра всё давит, давит на племяшку, думая, что с ней что-то не так. Если у нас всё идёт медленно, значит, так и должно быть? У меня на работе ученики в большинстве своем быстрые, проблем нет, но племяшка не такая. Осталось объяснить это сестре, у которой много родительских амбиций, она постоянно сравнивает дочь с другими детьми.
13.08.2014
Сообщение отредактировал BlackMargo - Среда, 13.08.2014, 17:32
|
|
|
| |
|
Alesya-dv | Дата: Среда, 13.08.2014, 18:10 | Сообщение # 21 |
Alesya-dv
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2511 |
Награды: |
22 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата BlackMargo ( ) Если у нас всё идёт медленно, значит, так и должно быть? У м Все дети разные. Есть медлительные. Если нет других предпосылок, можно принять это за особенность ребенка и подстраиваться по нее. Цитата BlackMargo ( ) она постоянно сравнивает дочь с другими детьми. это распространенная ошибка родителей. Попробуйте наглядно показать сестре результат. Табличку составьте, например, по технике чтения. Или процент ошибок уменьшился, даже если их больше нормы. Цитата BlackMargo ( ) Подлежащее найти может только с 3-4 подсказки. Попробуйте учебник Рамзаевой. Мне нравятся там задания. Предложения простые берите. Составьте схему-подсказку: 1)Ищем слово,кот отвечает на вопро КТО/ЧТО.-ээто подлежащее, подчеркиваем 1 чертой. 2)Задаем отэ этого слова вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ/и т.д.-это сказуемое,подчеркиваем двумя чертами. и так далее. И каждый раз все подробно проговаривайте.
13.08.2014
|
|
|
| |
|
Ek_Ov | Дата: Четверг, 14.08.2014, 14:24 | Сообщение # 22 |
Ek_Ov
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
154 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата BlackMargo ( ) У меня просто не выходит, я объясняю девочке всё равно так, будто она в классе 7-8, не могу иначе, Вот даже не знаю, как сформулировать подход в разнице объяснения более старшим и мелким. Я с дочкой не то, чтобы играю. Просто чем ребенок младше, тем больше он смотрит на интонации, а не сам смысл слов. Взрослых интонация уже отвлекает. Для малышей терминология не так важна, как много-много шуток-юмора и эмоциональная окрашенность.
Цитата BlackMargo ( ) Я совершенно не умею объяснять играя, как раз через сказки. Игры не потому, что игры нужны ради игр. Я не могу кривляться от своего лица. А от лица Степашки, надетого на руку - само прет .
------- Цитата BlackMargo ( ) Она пока не понимает, что такое члены предложения. Подлежащее найти может только с 3-4 подсказки. Идем дальше. А что такое предложение, вообще речь - она понимает? Мне проблема еще вот в чем видится. У взрослого ребенка уже достаточный опыт, чтобы абстрактные учительские объяснения привязать к уже имеющимся практическим навыкам.
У малышей нет такого опыта. Мы весь первый класс как мантру повторяли "Предложение это законченная мысль человека", "Речь бывает устная и письменная" и тд. И куча упражнений просто на опознание предложений, словосочетаний, затем упражнения типа "Это словосочетание или предложение? - Словосочетание - Добавь одно слово, чтобы получилось предложение" и "Прочитай предложение. Убирай слова, но так, чтобы предложение не превратилось в словосочетание". Вводить новые термины (подлежащее, сказуемое и тд) можно уже после того, как с такими упражнениями вопросов не будет. Это как езда на двухколесном велосипеде - равновесие надо почувствовать, "поймать". Так и тут - основу предложения (то есть то, что делает предложение предложением) надо "поймать". И только после можно вводить термины. Причем, один термин - минимум один урок, с каждой новой информацией ребенок должен "переспать" (до следующей информации того же типа должна пройти минимум одна ночь, нельзя как в некоторых современных учебниках на одном уроке дают слова-предметы, слова-действия, слова-признаки), иначе в голове будет полная каша и путаница.
Собственно, в началке со всеми объяснениями так.
Цитата BlackMargo ( ) Осталось объяснить это сестре, у которой много родительских амбиций, она постоянно сравнивает дочь с другими детьми. Чтобы просто хотя бы иметь моральное право сравнивать своих детей с чужими, надо для начала сравнить свой труд, вложенный в ребенка, с трудом родителей этого самого чужого ребенка. Причем, собственный труд точно не мартышкин? Все правильно делаем? Уверены, что ребенок растет и воспитывается благодаря, а не вопреки? Ну а если нет, то, может, претензии не к ребенку? Это не говоря о том, что все дети разные. До рождения младшей я считала, что воспитание это достаточное условие. Ога-ога. У меня старшая в 4 года сказки писала, а младшая в шесть лет говорила "два кошечкаф", "моя папа", да и сейчас, в восемь с половиной, время от времени всплывает "три рублей" "шесть яблока".
14.08.2014
|
|
|
| |
|
BlackMargo | Дата: Четверг, 21.08.2014, 00:50 | Сообщение # 23 |
BlackMargo
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Должность: Русский язык и литература
|
Сообщений: |
118 |
Награды: |
11 |
Статус: |
Offline |
|
Спасибо всем, кто не прошёл мимо! Рамзаевой пользуюсь как раз, действительно много лучше остальных учебников. Племяшка учится по программе "Планета знаний", но я как посмотрела учебники... Ужас, одним словом.
Цитата Ek_Ov ( ) А что такое предложение, вообще речь - она понимает? Да. Цитата Ek_Ov ( ) Мы весь первый класс как мантру повторяли "Предложение это законченная мысль человека", "Речь бывает устная и письменная" и тд. И куча упражнений просто на опознание предложений, словосочетаний, затем упражнения типа "Это словосочетание или предложение? - Словосочетание - Добавь одно слово, чтобы получилось предложение" и "Прочитай предложение. Убирай слова, но так, чтобы предложение не превратилось в словосочетание". Вводить новые термины (подлежащее, сказуемое и тд) можно уже после того, как с такими упражнениями вопросов не будет. Никогда не думала о таком подходе. Завтра как раз иду заниматься с ней. Попробую. Хотелось бы ещё спросить, как научить пересказу? Недавно просила рассказать о любимом мультике, она буквально его фанатка. Единственное ,чего удалось добиться, так это имена героев и что они классные. Всё. Наверное, речь будет развиваться с возрастом. Может, и моя вина в том, что я сравниваю её речевое развитие с теми детьми второклассниками, с которыми работала в школьном лагере. Там дети разговаривают так, будто на 2-3 класса взрослее. Хочется, чтобы племяшка не отставала. Что ж , мы будем заниматься, запасёмся терпением,потом напишу, как продвигается у нас дело.
21.08.2014
|
|
|
| |
|
Ek_Ov | Дата: Четверг, 21.08.2014, 09:44 | Сообщение # 24 |
Ek_Ov
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
154 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата BlackMargo ( ) Хотелось бы ещё спросить, как научить пересказу? Недавно просила рассказать о любимом мультике, она буквально его фанатка. Единственное ,чего удалось добиться, так это имена героев и что они классные. Всё. Дочка начала пересказывать после того, как мы стали писать изложения и мини-сочинения. Вообще у нас такая последовательность была. Сначала научились составлять рассказы по серии картинок (от 3 до 6), одна картинка - одно предложение (это устно, брали логопедические пособия для дошкольников, автора не скажу, не помню). Первые рассказы в основном я говорила, дочка лишь соглашалась, затем повторяла мои предложения, затем я другие предложения к этой же серии картинок придумывала. Выбирали вместе, какой рассказ получился красивей к конкретной серии картинок. Еще раз его дочка повторяла. Через несколько занятий дочка сама начала предложения формулировать. Вообще маленьким образцы выполнения обязательно давать надо.
Потом мы стали писать изложения и мини-сочинения, пособия Есениной и сборник изложений Максимук. С пересказами принцип тот же, что и с изложениями. Сначала делаем по готовому плану, затем учимся сами планы составлять. В изложениях планы очень подробные: одно предложение - один пункт (причем все пункты практически подробные вопросы). В Максимук изложения для второго класса так построены. Прежде чем переходить к написанию изложения, его целиком по плану дочка вслух проговаривала. После этого с пересказами просто было. Только планы уже - один пункт это один абзац. При написании или пересказе планом пользуемся обязательно, дочка еще карандашом зачеркивала пункты плана, которые уже рассказала. Тут опять-таки главное от простого к сложному. Сразу что-то рассказать - это трудно. Сначала надо научить вообще говорить, выделять главные мысли и тд.
Что еще. Письменные задания можно делать не только письменно , но и печатно. Это если надо сэкономить время: дети печатают быстрее. Опять-таки на компьютере можно редактировать. Окончательный вариант обязательно надо прочитывать вслух с выражением.
21.08.2014
|
|
|
| |
|
ekushenko | Дата: Среда, 27.08.2014, 08:09 | Сообщение # 25 |
ekushenko
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
3 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Научить ребенка пересказывать нужно прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе. Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?» Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит. Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе. Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя. Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека. Спросите ребенка: «Понравился ли ему ваш совместный пересказ?». Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать. А вы наверняка что-то упустите. Если не понравился, спросите: «Чем?», «Что было не так?». И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся! В следующий раз у нас обязательно всё получится!
27.08.2014
|
|
|
| |
|
Санин | Дата: Пятница, 29.08.2014, 14:53 | Сообщение # 26 |
Санин
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: Тренер по шахматам
|
Сообщений: |
580 |
Награды: |
10 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата BlackMargo ( ) Конечно, я не математик, но вы могли бы мне подсказать, как обучить ребёнка устному счету? Есть же такая методика! Всё новое- хорошо забытое старое. В нашей семье считается нормой в 6 лет складывать и отнимать в уме в пределах 100. Методика проста до безобразия и состоит из 36 бумажек со значками двух цветов. Лет с четырёх с ребёнком начинают играть в карты. Играя в дурака, он учится считать, сравнивать числа.Затем переходим к игре в "101" и учимся считать очки. К семи-восьми годам осваиваем "тысячу", и с математикой проблем никогда не возникнет.
29.08.2014
|
|
|
| |
|
BlackMargo | Дата: Пятница, 29.08.2014, 18:12 | Сообщение # 27 |
BlackMargo
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Должность: Русский язык и литература
|
Сообщений: |
118 |
Награды: |
11 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Санин ( ) и с математикой проблем никогда не возникнет. Благодарствую! С математикой мы уже на "ты".
29.08.2014
Сообщение отредактировал BlackMargo - Пятница, 29.08.2014, 18:12
|
|
|
| |
|
Alesya-dv | Дата: Суббота, 30.08.2014, 08:33 | Сообщение # 28 |
Alesya-dv
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2511 |
Награды: |
22 |
Статус: |
Offline |
|
Я вот не совсем согласна, что перессказ надо с классики начинать. По моему, надо выбрать интересный ребенку литературный материал. У меня дети любят книги Матюшкиной ("Кот да Винчи", "Ага, прячьтесь" и др.) может, с литературной стороны эти книги и не значимы, но детям нравятся. А потом уже, когда ребенок заинтересуется, можно и замахнуться, так сказать ......)))
30.08.2014
Сообщение отредактировал Alesya-dv - Суббота, 30.08.2014, 08:35
|
|
|
| |
|