2012 год-ГОД ИСТОРИИ
|
|
MarijaVagu | Дата: Вторник, 24.01.2012, 17:40 | Сообщение # 1 |
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
"С новым Годом Истории! Он может оказаться пострашнее Года Учителя" (Московский Комсомолец, № 25842 от 14.01.2012
Не успели мы передохнуть от 2010-го — Года учителя, отмеченного в СМИ беспрецедентным черным пиаром отдельных представителей этой профессии и школы в целом, как накатил новый, 2012 год, объявленный Годом отечественной истории, призванным высветить ее роль в мировом историческом процессе.
Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на информационную хулу, заработную плату педагогам повсеместно подтянули, дав возможность учителям с благодарностью отнестись к государству в соответствии с известной поэтической формулой: «от тебя и хула — похвала». Правда, если придерживаться фактологической точности, прибавка к жалованию произошла годом позже, в преддверии других исторических событий.
И вот теперь наступил новый, судя по всему, исторический год. Что сулит он всем нам?
Понять прагматические основания новой президентской инициативы нетрудно. Мой добрый знакомый, питерский писатель А.Мелихов, искренне убежден в том, что «потребность чувствовать себя красивым и значительным — базовая черта всякого народа, а потому склонить какой угодно народ отказаться от какой угодно части его национального достояния совершенно невозможно без целых океанов лести. Обличать же и стыдить его — дело не только бесполезное, но и просто опасное, ничего, кроме озлобленности, оно не приносит. Либеральные обличители национализма тоже бывают сеятелями или, по крайней мере, катализаторами фашизма. Отнестись рационально к своим землям, к своим преданиям для народа означало бы рассыпаться при первом же испытании (выделено мной. — Е.Я.) — ни один рациональный аргумент ничего не может сказать о том, почему одна территория предпочтительней другой, один язык предпочтительней другого, один эпос предпочтительнее десятка других».
Звучит достаточно убедительно, если вспомнить обличительный пафос 90-х и его последствия. Все без исключения народы живут грезами и коллективными фантомами. Тронь одну иллюзию — посыплются все остальные. Следовательно, людям, облеченным властью, осознающим свою ответственность за державу, ничего другого не остается, кроме как поддерживать мифопоэтическое коллективное сознание.
Отсюда нашумевший проект «Имя России» и другие подобные ему, подчеркиваю — педагогические, а не исторические передачи. Что с того, что замечательный русский историк В.О.Ключевский пришел к выводу: жития святых так же похожи на биографию, как икона на портрет? Поэтому, когда во время рассмотрения фигуры Александра Невского один из немногих профессиональных историков робко заметил, что мы обсуждаем золотой миф русского средневековья, государственник Н.С.Михалков резонно его одернул: «А что же мы еще должны обсуждать?..»
Известный режиссер — не первый и не единственный из тех, кто стоит на страже отечественных преданий. В своей статье «Запоздалая тень победы» («Новаягазета», № 75, 2010 г.) философ Г.Померанц, прошедший фронт, раненный под Сталинградом, вспоминает, как после войны в концлагере его соседом по бараку оказался историк Альшиц. Листая летописи, он натолкнулся на приписку, сделанную мелким почерком, о боярском заговоре. Экспертиза установила авторство Ивана Грозного. Так и продержался этот мнимый заговор четыре века. На следствии Альшица обвинили в пародии на процессы тридцатых годов. Вот уж воистину — на ворах и шапки горят.
Впрочем, и раньше ситуация с оценкой прошлого была не лучше. В середине XIX века Сенковский опубликовал перевод саги, в которой убийцы, нанятые Ярославом, рассказывали, как они прикончили Бориса и Глеба. Нашелся только один историк Погодин, который считал необходимым отредактировать житие Бориса и Глеба. Церковь же настояла на незыблемости памятника, запечатленного в сердцах, а стало быть — на незыблемости ложного обвинения Святополка.
Если средневековые сюжеты вызывают такую охранительную реакцию, то что говорить о событиях, близких нам по времени! Боязнь, что рациональное отношение к своим преданиям приведет к утрате идентичности, издавна пронизывала государственную воспитательную политику.
Таковы прагматические основания огосударствления прошлого в школьных учебниках. Авторы воспитательного проекта испытывают страх перед дезинтеграцией России. В силу многих внутренних и внешних причин такая опасность действительно существует. Но именно она заставляет внимательно прислушаться к аргументам противоположной стороны.
Английский историк Пол Томсон справедливо заметил, что для политиков прошлое — рудник для добычи символов в собственную поддержку, как то: имперских побед, мучеников, викторианских ценностей, голодных маршей. Такова специфика их профессии. Так что наши политики не хуже и не лучше других. Проблема в другом. В наших обстоятельствах хаоса в головах, смуты в сердцах, высокого градуса взаимного неприятия и агрессии, когда у каждого своя история, а точнее — эмоционально окрашенные представления о ней, прошлое перестает быть исключительно золотоносным рудником для правящей элиты и превращается в ящик Пандоры. По меткому наблюдению Ю.Трифонова, история — провод многожильный. Потянешь за одну жилу — неизбежно зацепишь другую.
Конечно, в целях сохранения единства державы соблазнительно опереться на укорененное в историческом сознании поколений обожествление государства и опыт святой борьбы с любыми «чужаками» (не важно какими: национальными, классовыми, идейными) вплоть до полного уничтожения противника. Четырехсотлетний юбилей изгнания поляков из Москвы и двухсотлетний — изгнания французов, казалось бы, дают прекрасный повод для сплочения. Но тогда как быть с другой, не менее укорененной в нашей ментальности традиции: потребности в ритуальном поругании (осквернении тела поверженного противника)? Нелишним будет напомнить, что Дмитрий с презрительной приставкой «лже» был не просто растерзан толпой, но прах Самозванца был выстрелен из пушки, обращенной в сторону Польши. Не пощадили и Воренка — больного шестилетнего ребенка, на руках отнесенного палачами к виселице. Выходит, что у государственников своя история, а у охлоса — своя, опирающаяся на не менее укорененные в сознании анархические архетипы.
В галерее героев войны 1812 года мы не найдем портрета генерал-губернатора Москвы Ростопчина. Представления о дворянской чести не позволили императору Александру увековечить дельного (действительно так!) администратора, отметившегося такими «подвигами», как поджог Москвы, осуществленный специальными агентами полиции (во время пожара погибли многие раненые русские солдаты, которых в сумятице отступления не удалось вывести из госпиталей), и отдание на растерзание толпы мнимых французских шпионов.
Вот и получается, что заигрывать с историей опасно. Не ровен час, вызовешь к жизни дремлющих демонов, чудовищ, рожденных сном разума. В русском языке издревле существует выражение «чур меня!». (Ни тени намека на современную персону.) Чур — бог межи, рубежа, границы у древних индоевропейцев. Все живущие за Чуром — враждебные и низшие существа. Для древнего человека и народа древности его отечество — центр мира, свое племя неизмеримо выше всех других, земля лучше других и т.д.
Так вот.
«Чур нас всех!» от доставшегося в наследство от обезьяньих предков, воспроизводимого под любыми благовидными предлогами первозданного инстинкта деления особей на «своих» и «чужих». Похоже, что инстинктивное стремление людей объединяться в группы, сцементированные чувством ненависти к общему врагу, нарастает сегодня во многих точках планеты. Тем более в хрупкой конструкции отечества нашего честный прагматизм, очищенный от инстинктов корысти и властолюбия, диктует по вопросу воспитания историей вполне внятную позицию. Воспитание народа не имеет ничего общего с потаканием национальному нарциссизму. В этой трудной неблагодарной работе ключевая роль принадлежит школе.
24.01.2012
|
|
|
| |
|
Сагвана | Дата: Суббота, 24.03.2012, 05:18 | Сообщение # 2 |
Сагвана
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Я думаю, ничего особого не сулит.
24.03.2012
|
|
|
| |
|
Мамочка | Дата: Суббота, 24.03.2012, 12:26 | Сообщение # 3 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
вообще не понимаю эту нашу любовь к акциям внимания.
Я бы предложила поговорить на тему "История - наука?" и "Можно ли жить не зная дат?" )) "Для чего нужно знать историю?" ))
24.03.2012
|
|
|
| |
|
Иваныч | Дата: Суббота, 24.03.2012, 17:26 | Сообщение # 4 |
Иваныч
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
6123 |
Награды: |
72 |
Статус: |
Offline |
|
Прочитал название темы так: "2012 год - год истерии".
24.03.2012
|
|
|
| |
|
Мамочка | Дата: Суббота, 24.03.2012, 17:27 | Сообщение # 5 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
Иваныч, ну где-то близко ))
24.03.2012
|
|
|
| |
|
Эсмеральда | Дата: Четверг, 12.04.2012, 18:52 | Сообщение # 6 |
Эсмеральда
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
2 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
А я думаю, что пора возвращаться к патриотическому воспитанию наших детей, делая упор на героическое прошлое нашей великой Родины.
12.04.2012
|
|
|
| |
|
Мамочка | Дата: Четверг, 12.04.2012, 19:10 | Сообщение # 7 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
Quote Россия обречена на вечную триаду – вороватую власть, безмолвствующий народ и прекраснодушную интеллигенцию. http://www.gazeta.ru/comments/2012/04/12_a_4343709.shtml
12.04.2012
|
|
|
| |
|
Иваныч | Дата: Четверг, 12.04.2012, 20:42 | Сообщение # 8 |
Иваныч
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
6123 |
Награды: |
72 |
Статус: |
Offline |
|
Оттуда же: Quote Но при этом общество ... смутно ощущает свою почти врожденную неспособность к систематическим личным усилиям по изменению к лучшему окружающего мира
Quote все быстро вернется на круги своя, и Россия вновь застынет в сознании своего самобытного величия и своей планетарной миссии.
А почему так?
12.04.2012
|
|
|
| |
|
Лорисон | Дата: Пятница, 13.04.2012, 14:15 | Сообщение # 9 |
Лорисон
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
890 |
Награды: |
20 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Мамочка) "Можно ли жить не зная дат?" )) Конечно, можно. Многие существа живут без этого... Quote (Мамочка) "Для чего нужно знать историю?" )) История учит думать, адекватно оценивать настоящее и будущее.
13.04.2012
|
|
|
| |
|
Мамочка | Дата: Пятница, 13.04.2012, 20:08 | Сообщение # 10 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Лорисон) Конечно, можно. Многие существа живут без этого... ОК, ОК )) намек ваш понятен, не понятно другое, вот к примеру Иваныч, хорошо знает историю, но не очень с математикой-физикой дружен - он кто? Или Миклухо. Миклухо, вы знаете день восстания рабов на галерах? Вот он кто? Вот к примеру Медведев - президент наш, вот он чтоб поступить на юрфак сдавал историю, а ведет себя будто ее не знает - он кто?Quote (Лорисон) История учит думать, адекватно оценивать настоящее и будущее. ну-ну, ну-ну, учит думать, ну-ну, оценивать мало того что адекватно, да еще настоящее, но и на будущее покушаетесь? ну-ну, ну-ну
13.04.2012
|
|
|
| |
|
Иваныч | Дата: Пятница, 13.04.2012, 20:57 | Сообщение # 11 |
Иваныч
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
6123 |
Награды: |
72 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Мамочка) Иваныч, хорошо знает историю, но не очень с математикой-физикой дружен - он кто? А я еще и программировать умею...
Quote (Лорисон) История учит думать, адекватно оценивать настоящее и будущее. Хорошо бы было, конечно.
13.04.2012
|
|
|
| |
|
Лорисон | Дата: Пятница, 13.04.2012, 22:19 | Сообщение # 12 |
Лорисон
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
890 |
Награды: |
20 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Мамочка) ОК, ОК )) намек ваш понятен, не понятно другое, вот к примеру Иваныч, хорошо знает историю, но не очень с математикой-физикой дружен - он кто? Или Миклухо. Миклухо, вы знаете день восстания рабов на галерах? Вот он кто? Я так и думала, что вы начнете переплетать всё с другими предметами. Но мы здесь говорим о целесообразности изучения, а не о дружбе с предметами. Дружить или не дружить - это уже каждый решает сам. Quote (Мамочка) день восстания рабов на галерах? Я против таких подробностей, но некоторые даты знать всё же нужно для соотнесения событий и выяснения причинно-следственных связей, ну и вообще, для тренировки памяти. Quote (Мамочка) и на будущее покушаетесь? ну-ну, ну-ну На будущее "покушается" любая наука.
13.04.2012
|
|
|
| |
|
Иваныч | Дата: Пятница, 13.04.2012, 22:21 | Сообщение # 13 |
Иваныч
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
6123 |
Награды: |
72 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Лорисон) На будущее "покушается" любая наука. История - это наука?
13.04.2012
|
|
|
| |
|
Лорисон | Дата: Пятница, 13.04.2012, 22:24 | Сообщение # 14 |
Лорисон
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
890 |
Награды: |
20 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Иваныч) История - это наука? Считается, что - да.
13.04.2012
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Пятница, 13.04.2012, 23:01 | Сообщение # 15 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Мамочка) Миклухо, вы знаете день восстания рабов на галерах? Не знаю, но не люблю предводителя восставших.
13.04.2012
|
|
|
| |
|