Программа факультативного курса "Страницы истории земли Пермской" для 10-11 классов
Историческое краеведение – обязательная составляющая предмета «История». Современная Россия столкнулась с так называемым парадоксом этничности, когда по мере углубления интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания народов. Одной из задач образования становится формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем национальной идеи. Решение этой задачи напрямую связано с национально – региональной историей.
История родного края – это часть истории России и всемирной истории и содержит реальные события прошлого в их взаимосвязи и взаимозависимости с событиями других регионов. Коми – Пермяцкий округ, теперь в составе Пермского края – регион с древнейшей историей и культурой.
Программа предназначена для 10-11 классов общеобразовательных школ. Программа рассчитана на 34 часа (0.5 часа в неделю в 10 классе и 1 час в 11 классе). За основу составления данной программы взяты рекомендации по изучению обязательного минимума содержания основного общего образования по истории Коми – Пермяцкого округа.
Цели изучения предмета:
- Овладение учащимися основами знаний о прошлом и настоящем родного края, её народов, их социальном, духовном и нравственном опыте; формирование представлений о будущем края;
- Обретение ценностной ориентации на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, патриотизма и уважения прав человека;
- Содействие формированию культуры исторического мышления учащихся.
Требования к уровню знаний и умений учащихся:
- основные события истории края, их последовательность и значение;
- краткие персоналии;
- характерные черты культуры и быта населения края.
Школьники должны получить представления:
- о богатой истории своего края;
- о богатстве культурных традиций народов, населяющих территорию округа;
- об уникальности культурных традиций коми – пермяков;
- о взаимосвязи истории коми – пермяков с историей других народов.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться краеведческой литературой, исторической картой, словарём;
- применять поисковые, исследовательские методы краеведческой работы;
- выполнять, оформлять рефераты и другие исследовательские задания.
Содержание программы
10 класс
РАЗДЕЛ 1 Наш край в далёком прошлом – 12 часов
Тема 1. Первоначальное заселение Прикамья – 1 час
Процесс формирования человека. Древнейшие люди на Западном Урале. Климат Прикамья эпохи среднего палеолита. Древнейшие стоянки Урала. Следы пребывания неандертальского человека в Прикамье. Прикамье в период позднего палеолита, климатические изменения. Орудие труда эпохи позднего палеолита. Матриархат. Неолитическая революция.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы в нашем крае – 1 час
Наш край в период ранних металлов. Гаринская и Новоильинская археологические культуры. Турбинские племена. Лесные всадники. Прикамье в эпоху раннего железного века. Ананьинская археологическая культура. Патриархат. Скифский звериный стиль в искусстве. Гляденовская археологическая культура.
Тема 3. Наш край в lV – Xl веках- 1 час
Прикамье в эпоху Великого переселения народов. Полуоседлые племена. Курганный обряд погребения. Курганный могильник у д. ХариноГайнского района. Ломоватовская и неволинская археологические культуры. Выделение обработки железа в ремесло. Духовная культура населения Прикамья в эпоху раннего средневековья. Пермский звериный стиль. Древняя иранская серебряная посуда в Прикамье. Формирование культурного облика финно- угорской (прапермской) языковой общности. География древнего и современного проживания финно-угров.
Тема 4. Наш край в Xl – XlV веках – 1 час
Родановская археологическая культура – культура предков коми-пермяцкого народа. Предание о Кудым-Оше. Традиционный звероловческий уклад и пушной промысел. Экономические связи родановского населения. Костюм, снаряжение охотника и украшения родановских племен. Гончарное ремесло. Духовная культура родановских племен. Смена кровно - родственных отношений соседскими. Разложение родовых отношений и появление неравенства.
Тема 5. Русские в Прикамье – 1 час
Русь и Прикамье в XI – XIII веках. Русские летописи о народе коми. Пути проникновения русских в Прикамье. Разгром Камской Булгарии и набеги татаро-монгол на родановское городище. Славянские первопроходцы в Прикамье. Пермский поход воеводы Фёдора Пёстрого (1472). Вхождение Прикамья в состав Русского централизованного государства.
Тема 6. Христианство и язычество в Прикамье – 1 час
Языческие верования коми-пермяков. Пантеон коми-пермяцких богов. Культ Перуна. Миссия Стефана Великопермского. Начало крещения коми-пермяков (1463) и сопротивление христианизации. Синтез христианства и язычества в обычаях и обрядах.
Тема 7. Превращение Перми Великой в наместничество Русского централизованного государства- 1 час
1505 год – прекращение Великопермской династии. Чердынь – уездный центр края. Стихийная и организованная колонизация Перми Великой. Государевы льготы переселенцам. Перепись Боброва и податное обложение население края. Набеги вогулов и татар. Участие коми-пермяков в защите рубежей русского государства. Фольклор коми о походе Ермака.
Тема 8. Хозяйственная деятельность населения Прикамья- 1 час
Сельские населенные пункты: деревни, починки и заимки, сёла, погосты. Развитие и система земледелия (подсека, перелог, трёхполье), орудия труда. Скотоводство, бортничество, рыбий и звериный промыслы. Солеварение. «Пермяк – солёные уши». Углежжение, сплав, извоз. Торговля и транспортные пути. Бабиновская (царская) дорога.
Тема 9. Строгановы - хозяева земель пермских – 1 час
Появление Строгановых в Прикамье. Жалованная грамота Ивана IV. Складывание Строгановской вотчины. Рост земельной собственности Строгановых. Роль Строгановых в хозяйственном и культурном развитии Пермского края.
Тема 10. История моего села (деревни, поселка, города) – 1 час
Географическое положение, происхождение, население. Основные занятия, жизненный уровень, связи с внешним миром. Культура: традиции и обычаи, зодчество, исторические памятники.
Тема 11. Быт и культура коми – пермяков – 1 час
Жилища крестьян (изба, клеть, подклеть, матица). Пища и утварь. Одежда (сарафан, дубас, пониток, шабур, зипун, лузан), пояса, головные уборы. Обувь (поршни, лапти, чёботы, черевички). Устное народное творчество. Формирование общин в быту и культуре русского и коми- пермяцкого населения.
Тема 12. Кудымкар центр Иньвенской волости – 1 час
Первое упоминание в книгах Яхонтова (1579). Кудымкар – центр округи, состоящий из 4 деревень (1609). Открытие Строгановского вотчинного правления Иньвенской дачи. Двухклассное мужское училище (1841). 1850 год – 100 дворов (700 человек). Кудымкар – центр культурно – просветительной работы всего Иньвенского края.
Раздел 2 Пермский край – часть Российской империи (Vlll- XlX вв.) – 6 часов
Тема 13. Пермский край в XVlll веке – 1 час
Формирование Уральского горнопромышленного района. Строительство Пожвинского, Никитинского и других заводов. Волнения приписных и вотчинных крестьян накануне крестьянской войны Пугачева. Волна старообрядческого расселения. Особенности заселения Юрлинского района. Указ Екатерины II об открытии Пермского наместничества в г. Перми.
Тема 14. Развитие промышленности – 1 час
Замедление темпов развития горнозаводской промышленности как следствие крепостнической системы. Пожвинский завод и первые паровые двигатели. Инженеры Соболевский П.Г. и Вологдин В.П. Лесоводство и лесоторговля. Машиностроение. Н.В. Воронцов, Н.Г. Славянов. Жизнь и быт рабочих (первые попытки облегчения труда на Кувинском заводе). Кустарная промышленность.
Тема 15. Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства– 1 час
Иньвенский край – житница соседних уездов. Крестьяне государственные и владельческие. Караванная повинность. Манифест 19 февраля 1861 года. Массовое недовольство крестьян содержанием Манифеста. Военное подавление организованных выступлений. Общественный резонанс по случаю Ёгвинского расстрела. Тяжести выкупных платежей и растущее малоземелье крестьян.
Тема 16. Административные реформы– 1 час
Земская и городская реформы. «Мужицкий» состав Пермского земства. Успехи земской деятельности на коми-пермяцкой земле. Роль С.Т. Строганова, С.В. Строгановой, земских служащих, учителей в просвещении и трудоустройстве народа, благоустройство сёл.
Тема 17. Развитие культуры и общественной мысли. Культура жизни коми-пермяков– 1 час
Интерес учёных к Западному Уралу. Дмитриев А.А., Теплоухов Ф.А., Кривощёков И.Я. Складывание системы народного образования: приходские и народные училища, гимназии. Пермские «якобинцы», «декабристы», «народники». Вопрос о положении «инородцев». Работа над азбукой, грамматикой для коми-пермяцких детей. Народные татары в Кудымкаре и Куве.
11 класс
Раздел 3 Наш край в первой половине XX века – 9 часов
Тема 1. Революционные бури в Прикамье- 1 час
Традиционный уклад жизни и отсутствие динамики в социально-экономическом развитии в начале XXвека. Экономический кризис 1900- 1903 годов на Урале: депрессия, забастовки. Крестьянские волнения в период революции 1905-1907 годов. Социальный характер требований рабочих Пожвы и Майкора. Первые Советы рабочих депутатов. Деятельность профессиональных революционеров в крае. Февраль 1917 года. Установление советской власти в Перми, Кунгуре, Мотовилихе, на территории Иньвенского края.
Тема 2. Гражданская война « …и пошёл брат на брата» - 1 час
Создание комбедов, крестьянские восстания против красных в Полве, Юрле. Май 1918 года: Восточный фронт. Третья Красная армия – против частей Белой армии. Пермь в руках белых (декабрь 191 июнь 1919). Белые в Коми крае и их изгнание. Красный и белый террор. Красногвардейские отряды рабочих в Пожве и Майкоре. И.Л. Назукин.
Тема 3. От военного коммунизма – к НЭПу – 1 час
Состояние экономики и положение населения крае после гражданской войны. Голод 1921-1922 годов. Переход от продразвёрстки к продналогу. Противоречивость НЭПа, его основные результаты. Вопрос об административно- хозяйственной и культурной автономии коми-пермяков. 1925 год – образование Коми-Пермяцкого национального округа. Ф.Г. Тараканов и первые руководители округа. Структура управления и первые руководители окружной администрации. Подготовка специалистов и национальных педагогических кадров. А.Н. Зубов, М.П. Лихачёв. Помощь государства в преодолении экономической и культурной отсталости края. Борьба с медико - социальными заболеваниями. В.А. Коркин
Тема 4. Индустриализация и коллективизация в Прикамье – 1 час
Стройки первых пятилеток: Вишерский и Камский ЦБК, Березниковский химкомбинат, Соликамский калийный. Развитие энергетики, нефте - и угледобычи. 1929 – год «великого перелома». Создание колхозов и ликвидация кулачества. Голод 1932-1933 годов. Спецпереселенцы на территории округа. Формирование ГУЛАГа. 1037 год в Прикамье. Аресты среди руководящих кадров и творческой интеллигенции округа. Сухой Лог. Переименование Перми в Молотов. 1933 год - Кудымкар – посёлок городского типа 1938 год – город Кудымкар.
Тема 5-6. Годы великих испытаний – 2 часа
Индустриальный рост Западного Урала: эвакуация промышленных предприятий, выпуск военной продукции. Фронтовые здания лесозаготовителей, «красные обозы», сбор средств в фонд обороны, тыловые госпитали. Труд колхозников округа в годы войны - «в труде как в бою».
Тема 7-8. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны – 2 часа
Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, участники движения Сопротивления. Легендарные разведчики Н. И.Кузнецов и Г.И. Братчиков. Боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса. Боевой путь односельчан – участников войны.
Тема 9.Образование и культура военных лет – 1 час
Эвакуация учреждений культуры в город Молотов. Работа старших школьников после уроков: на полях, фермах, помощь семьям фронтовиков. Тимуровские команды. Сбор средств на строительство танковой колонны «Народный учитель». 5000 выбывших учащихся. Драмтеатр им. Горького в годы войны. Произведения Н.В. Попова в сборниках «Фронтовые стихи» и «Громовые годы».
Раздел 4 Пермская область и Коми – Пермяцкий округ во второй половине XX - начале XXl века – 8 часов
Тема 10. Послевоенная жизнь. Округ в середине 40-60-х годов – 1 час
Экономические последствия войны. Оказание шефской помощи Ростовской области, городам Донбасса. Производство товаров народного потребления. Строительство ГЭС – Камской и Воткинской. Лесная отрасль в округе. Крупнейшие предприятия округа: Пожвинский завод «Лесосплавмаш», Кудымкарский РМЗ, комбинат «Комипермлес». Развитие сельского хозяйства. Жилищное строительство: бараки, «хрущёвки». Развитие просвещения и культуры.
Тема 11. Округ в середине 60 – начале 80-х годов – 1 час
Развитие промышленности и сельского хозяйства. Движение за коммунистический труд. Выдающиеся труженики округа: Герои Социалистического труда В.М. Туркин, М.П. Крохалев, В.В. Четин, Т.Ф. Полуянов. Застойные явления в социально- экономическом развитии округа.
Тема 12. Духовная сфера – 1 час
Развитие культуры в условиях идеологического монополизма. Клубы, библиотеки, школы, техникумы. Учёные коми- пермяки: Яковкин А.А., Тонков В.Н., Чугаев В.А., Вилесов Ф.И.. Литература: С.И. Караваев, Н.В. Попов, М.Д. Вавилин, И.А. Минин, В.Я. Боталов, А.Д. Баяндин, Ф.С. Истомин, Т.П. Фадеев. Музыка: А.И. Клещин, Н.В. Пахоруков.
Драматический театр – лауреат премии Станиславского. Природа, люди, история Пармы в творчестве живописцев.
Тема 13. Прикамье и реформы (1985-1997) – 1 час
Перестройка. Спад производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Талонная система распределения. Появление новых форм собственности. Приватизация. Отставание округа от средне областных показателей.
Тема 14. Политическая жизнь Прикамья, округа – 1 час
Конституция 1993 года. Коми – Пермяцкий автономный округ – субъект Российской Федерации. Выборы в Государственную Думу. Первые депутаты Государственной Думы: А.П. Власова, М.Ю. Водянов, А.М. Федосеев, А.А. Климов. Многопартийность.
Тема 15. Образование Пермского края – 1 час
«За» и «против» объединения. Референдум 2005 года. Восемь тезисов «за» объединение: инвестиции в окружную экономику; развитие инфраструктуры округа; особое внимание к округу со стороны федерального центра; новые рабочие места для жителей коми-округа; качественное образование для детей; качественное здравоохранение; сохранение и развитие коми-пермяцкой культуры; ответственность власти пред народом. Политические лидеры.
Тема 16. Достижения культуры – 1 час
Развитие связей с финно - угорским миром. Открытие Кудымкарского института – филиала Удмуртского государственного университета. Вклад коми-пермяцких деятелей в развитии культуры Пермского края. Кино А. Балуева и А. Дудина. Творчество Е. Плотниковой. Ансамбль «Шондiбан».
Тема 17. Настоящее и будущее края – 1 час
Урок по методике «Гражданский форум» или беседа по вопросам:
- Как сберечь природу?
- Какая судьба ждёт коми-пермяцкий язык?
- Какие отрасли промышленности надо развивать?
- Как сделать сельское хозяйство рентабельным?
- Какова роль малого и среднего бизнеса в нашем регионе?
- Сможем ли выжить без железной дороги и АЭС?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Часовских Людмила Леонидовна
→ Екатерина_Пашкова 07.07.2015 0 4609 373 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.