Классный час: "STOP — Коррупция!"; 9-11 класс
STOP – Коррупция!
(классный час)
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 12 г. Абакана РХ
Архипкина Анастасия Валерьевна
Цели:
1.Образовательная: выяснить суть дефиниции «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции;
2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, формировать собственное понимание на проблемы современного общества;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;
Возрастная аудитория: 9-11 класс.
Методы: репродуктивный (объяснение учителя), продуктивный.
Формы работы: индивидуальная, работа в малых группах.
Оборудование: мультимедиа с ПК, презентация, карточки с ситуациями, чистые листы формата А4, маркеры или фломастеры, подготовленные заранее.
Подготовительная часть мероприятия:
Заранее дети делятся по группам. Была сформирована инициативная группа из детей, которые дома подготовили сценарий ситуаций предложенные учителем. Возможна самостоятельная работа учащихся.
Классный час проводится в рамках правового месячника, который проходит ежегодно в школе. Учащиеся активно приняли участие в республиканском конкурсе эссе и плакатов, а также участвуют в школьном проекте “Ребенок и закон”.
Ход мероприятия
I. Организация класса.
II. Вызов. Слайд 1.
Учитель: Что мы знаем о коррупции? Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (каждый ученик называет свою ассоциацию, учитель пишет их на доске столбиком: произвол, взятка, власть, подкуп, чиновники, МВД, карман и т.д.)
III. История коррупции.
Учитель: К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах. Давайте обратимся к закону. Слайд 2 .Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Слайд 3
Как же долго существует коррупция? Давайте обратимся к истории.
В России коррупция зародилась еще в древности, тогда это не считалось чем-то необычным, а было просто обыденностью. Первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят из русских летописей. Слайд 4
Слайд 5. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. 1556 г. – отмена кормления. Вспомните что такое кормление?
Ученики: Кормление - система жалования должностных лиц за счет местного населения.
Учитель: Во время правления Ивана IV, впервые ввелась смертная казнь в наказание за чрезмерность во взятках. Слайд 6.
Слайд 7. Петр 1 грозился издать указ, что любой укравший деньги из государственной казны, на которую можно купить будет веревку, на этой веревке и будет повешен. На что генерал-прокурор Ягужинский сказал: «Вы - император рискуете после такого указа остаться без подданных. Все мы воруем, кто больше, кто меньше». На что Петр 1 махнул рукой и сказал: «Пес с вами, воруйте!» Последующие правители в деятельности по искоренению коррупции не отмечались. Слайд 8.
Слайд 9. Александр II впервые в России ввел в практику декларирование имуществ государственных служащих.
Слайд 10, 11. По декрету 1918 г. о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. 1922 г. по Уголовному кодексу за взяточничество – расстрел. 1957 г. - официальная борьба приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением. Но из курса истории мы уже знаем, что в 70-80 е гг. XX в. коррупция достигла своего апогея. На многих местах сидели родственники и приближенные Л.И. Брежнева. Была попытка искоренения коррупции Андроповым, но после его смерти последующие правители не ставили в своей политике задачу борьбы с коррупции.
Слайд 12. С 2004 года по инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день по борьбе с коррупции». Слайд 13.
Учитель: Обратите внимание на слайд 14, на котором представлены формы коррупции:
Взятка;
Растрата;
Волокита - форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки,
Вымогательство;
Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы.
Злоупотребление должностными полномочиями;
Группы получают карточки с ситуациями, им следует определить форму коррупции.
Ситуации:
При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Штрафник В.В. заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Штрафника В.В. (взятка.)
Государственный служащий Нищета А.С., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата)
Родственникам больного П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Вымогательство)
Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Перышкина К.Р. (волокита)
Учитель: Слайд 15. 1 июня 2011 года Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект по борьбе с коррупцией. Он обязывает чиновников и депутатов каждый год предоставлять сведения о доходах и имуществе своей семьи, наказывает увольнением за неполную декларацию или скрытое участие в работе бизнес-структур.
А какие вы предложите способы борьбы с коррупцией? На столах лежат листы и маркеры, вам необходимо в течение 5 минут подумать, обсудить и записать свои способы борьбы с коррупцией. Слайд 16.
Ученики: работают в группах. По истечению времени представители от каждых групп зачитывают, что записали. Идет обсуждение.
IV. Вашему вниманию инициативная группа подготовила сценки на следующие ситуации:
I ситуация: Преподаватель института вас заваливает на экзамене третий раз. Всем своим видом (а может и напрямую) он дает понять, что нужно заплатить. Ваши действия.
II ситуация: Вам срочно нужен иностранный паспорт, что бы отдохнуть по горячей путевке. А его можно получить только через месяц. Ваши действия.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Ученики: Есть люди, которые берут взятки, и люди, которые дают. Слайд 17.
V. Заключение.
Учитель: Коррупция - это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях. Слайд 18. Борьба с коррупцией – дело каждого!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Архипкина Анастасия Валерьевна
→ Анастасия1898 10.09.2015 0 54355 5576 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы