Разработка урока литературы "Аустерлицкое сражение. Подвиг князя Андрея Болконского"; 10 класс
Цели и задачи урока: выявить идейно-художественные особенности изображения Аустерлицкого сражения как композиционного центра всей войны 1805-1807 гг.; осознать роль в этом эпизоде Андрея Болконского; уметь отвечать на вопросы; выстраивать монологическую речь; способствовать воспитанию патриотического чувства.
Форма урока: групповая .
Особенности урока: дифференцированный подход.
Оборудование: текст 1 т. романа «Война и мир», карточки с вопросами, иллюстрации, компьютер, DVD.
Ход урока.
- Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.
Каковы причины войны 1805-1807гг? Как относится Толстой к этой войне? Как проявили себя в Шенграбенском сражении рота Тимохина и батарея Тушина? Что такое трусость и героизм? С какими мыслями уходил Андрей Б. на войну? Какие чувства он испытал, участвуя в этой войне?
Учитель. Подводя итог всему сказанному, делаем вывод: Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой относится к войне отрицательно. Она жестока и бессмысленна. Ведь все люди - братья. Но даже здесь солдаты проявляли чудеса героизма. Рота Тимохина в условиях растерянности «одна в лесу удержалась и атаковала французов». На самом жарком участке , в центре сражения, билась батарея Тушина. Андрей Болконский уходит на войну, чтобы совершить воинский подвиг, завоевать славу. В начальном этапе войны он понимает, что герои - это не обязательно люди офицерского звания, а простые солдаты. Он увидел, что подвиг на войне - это обычное дело.
Да, Князь Андрей шел на войну за подвигом и славой. Давайте посмотрим, удалось ли ему это сделать?
Делимся на три группы. Каждой группе даются задания и вопросы на карточках.
Вопрос: В ходе разработки диспозиции (плана действий) Кутузов откровенно спит. Почему?
Учащиеся пытаются найти ответ. Потому что в любой, даже самый тщательно разработанный план могут вмешаться разные обстоятельства. А любой исход дела решают люди. Нельзя предсказать, как они поведут себя.
(Уч-ся из 1 гр. читают отрывок о начале сражения)
Вопрос: Что случилось? Какая случайность вторглась в диспозицию?
Туман не был предусмотрен.
Вопрос: Как повели себя солдаты, увидев французов перед собой? И началась паника.
Вопрос: Чем объяснить еще бегство солдат?
Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, чуждость ее целей для народа.
Вопрос: Как ведет себя Кутузов в решительные минуты боя ?
Он находится в самой гуще толпы своих солдат. Не пытается вырваться из нее, мучительно пытается понять, что же происходит.
Вопрос: Как Толстой раскрыл душевное состояние Кутузова?
Кутузов испытывает полное бессилие перед бегством своих солдат, он испытывает муку от того, что видит. Он взывает о помощи к Андрею Болконскому. Ему стыдно и горько.
Что делает князь Андрей?
(Учащиеся 2-1 гр. зачитывают отрывок поведения князя Андрея в бою.)
Вопросы: Что испытывал Андрей Б., видя, как бегут солдаты с поля боя?
Что подтолкнуло князя Андрея схватить знамя и побежать вперед?
Что видит и слышит Андрей Б., когда со знаменем в руках бежит на врага?
Князь Андрей был одержим одной мыслью: надо остановить этот позор, прекратить бегство. До Аустерлица он думает только о своем подвиге. И вот все случилось так, как он представлял: ему довелось со знаменем в руках «идти впереди войск», и весь батальон побежал за ним. Он слышит только свист пуль и видит, как знамя волочится по земле. Красоты подвига князь Андрей не ощутил.
Вопрос: Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?
Это славный подвиг, достойный чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность подвига. Ведь Наполеон тоже может пойти впереди своего войска. Эта внутренняя сущность подвига Андрея Болконского и является причиной того, что подвиг не поэтизируется.
(Учащиеся 3 гр. зачитывают заключительный отрывок главы).
Вопросы: Как относился Андрей Б. к Наполеону до войны?
Почему раненому князю Андрею сейчас Наполеон кажется маленьким и ничтожным?
Раньше князь Андрей считал Наполеона героем. А теперь он увидел его истинную сущность, узнал, как он добывал себе славу, идя по трупам своих солдат. Андрей Болконский разочаровался В Наполеоне. Наполеон представился ему «маленьким, ничтожным человечком», «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».
Вопросы:
Что открыл для себя князь Андрей, глядя на высокое небо?
В чем значение образа «высокого неба» в этом эпизоде?
В этом образе неба есть величие, бесконечность стремления, холодность. Небо - абсолютное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость, совершенство. Жизнь не должна быть запутана. Князь Андрей видит небо, глядя поверх человеческой жизни.
Вопрос: Чем стал Аустерлиц для князя Андрея и для России?
Аустерлиц принес князю Андрею открытие нового мира, нового смысла жизни. Он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он иначе понимал ее теперь». Мир открылся Андрею Болконскому в другом измерении, где честолюбивые мечты, слава, почести – все было ничтожным по сравнению с бесконечным небом.
Аустерлиц стал эпохой позора и срама для России. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели, затеянная ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Поэтому она и закончилась Аустерлицем. А ведь русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей были бы понятны цели сражения.
Домашнее задание. На выбор:
- Написать сочинение-мини «В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического?»;
- Составить план главы;
- Составить ОСК «Аустерлиц»;
- Проиллюстрировать главу.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мартынова Татьяна Павловна
→ Публикатор 10.09.2015 0 26133 1103 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы