Разработка урока литературы "Обличение человеческих пороков в басне М.Н. Лебедева "Самовар"; 5 класс
В оформлении класса: заранее расставляем парты для работы 4х групп (по 5-6 человек в каждой, заранее распределяем учащихся с помощью разноцветных жетонов, каждая группа выбирает капитана); на партах находятся заранее подготовленные распечатки с текстами басен Лебедева «Самовар» и Крылова «Листы и корни» (для удобства на каждого учащегося); а также распечатки маршрутных листов (для работы в группах).
Средства ИКТ, используемые на уроке:
Цель использования средств ИКТ на уроке:
- Усиливать мотивацию, наглядность в обучении, повышать уровень визуализации изучаемого материала.
- Повышать интерес к предмету, расширять познавательные потребности учащихся.
Технические средства: ноутбук, проектор, экран, колонки.
Раздаточные материалы: таблица; тексты басен; раздаточный материал.
Задачи урока:
I. Образовательные:
- повторить и закрепить понятия «басня», «мораль», «аллегория», «антитеза», «олицетворение», «сатира», «диалог», «литературный герой», «образ рассказчика»;
- формировать умение выделять в изучаемом материале главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать умение выделять жанровые признаки басни, находить их в предложенном для анализа тексте;
- развивать умение определять задачи деятельности, раскрывать причинно-следственные связи, планировать деятельность на уроке;
- познакомить учащихся с краткой биографией М.Лебедева, его басней «Самовар».
II. Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русской и коми литературы;
- воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как патриотизм, гуманизм, уважение к другим, справедливость;
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность;
- воспитывать ответственность за результаты как своей, так и коллективной работы, понимать их значимость;
- воспитывать уважительное и доброжелательное отношение учащихся друг к другу; терпимое отношение к взглядам одноклассников;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, слова.
III. Развивающие:
- Развивать умение определять тему, идею произведения, раскрывая его иносказательный подтекст, понимать и объяснять мораль басни;
- Развивать умение производить сопоставительный анализ произведений.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
- Формировать умение логично, ясно и четко излагать мысли, систематизировать, обобщать и делать выводы;
- Развивать умение внимательно воспринимать информацию, запоминать, осмысливать учебный материал, решать проблемные задачи, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль;
- Развивать умение критически оценивать полученную информацию, вести дискуссию;
- Развивать речь, умение анализировать текст, давать оценку описываемым в тесте событиям, поступкам героев;
- Развивать умение анализировать ответ товарища, давать оценку;
- Развивать умение слушать.
Предполагаемые результаты
Предметные:
- закрепление понятий «басня», «мораль», «аллегория», «антитеза», «олицетворение», «сатира», «диалог», «литературный герой», «образ рассказчика»;
- повторение жанровых особенностей басни, формирование умения находить их в тексте произведения;
- понимание замысла автора и особенностей его воплощения в произведении;
- выражение собственного отношения к заложенным в басне ценностям;
- использование литературоведческих терминов (изучаемых в 5 классе) при анализе произведения;
- развитие навыков выразительного чтения произведения.
Личностные:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям коми и русской литературы;
- воспитание уважительного отношения к литературе родного края и русской литературе;
- интерпретация произведения на основе личностного восприятия;
- развитие познавательной активности учеников;
- создание условий для освоения социальных норм, правил поведения, способности осознанно оценивать свои поступки, ответственно относиться к ним;
- развитие внимания, уважительного отношения к одноклассникам;
- развитие готовности противостоять негативным проявлениям, неприятие пороков.
Метапредметные:
Познавательные:
- знакомство с басенным творчеством М.Н.Лебедева;
- формирование умения критически мыслить, анализировать и оценивать прочитанное;
- развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Регулятивные:
- формирование умения самостоятельно ставить цель, задачи, находить способы их решения, прогнозировать результат;
- формирование умения определять понятия, сопоставлять, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии, обобщать;
- развитие умения организации действий, самоконтроля, саморегуляции.
Коммуникативные:
- формирование умения ясно и точно выражать свои мысли в оценочном суждении;
- формирование умения убедительно доказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение;
- планирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- формирование умения применять различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
- развитие устной и письменной монологической речи.
Данный материал предлагается для изучения в рамках урока внеклассного чтения в разделе программы «Из русской литературы XIX века. Басни» (урок №6 в указанном разделе по программе Ланина) с целью реализации этнокомпонента.
Фрагмент
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Цель: Создание благоприятной эмоциональной обстановки, психологический настрой на урок, подготовка учащихся к работе
Учитель: Доброе утро! Посмотрите, как ярко вам сегодня светит солнышко! А сейчас повернитесь к своей соседке по парте, улыбнитесь еще раз. Как вы себя чувствуете? Вот с таким прекрасным настроением мы будем с вами получать новые знания. Итак, мы начинаем урок!
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
Цель: Создание условий для формирования личностного интереса к получению новых и актуализация имеющихся знаний у учащихся.
1. Мотивация
1.1. Анализ высказываний о писателе.
Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Перед вами слайд, на котором представлены слова коми писателей И.Вавилина и В.Попова (слайд № 2). Прочитайте высказывания сначала про себя, а затем я попрошу кого-нибудь из вас выразительно произнести их вслух.
Учитель: Действительно, речь идет о писателе, горячо любившем Коми Край и его народ, о Михаиле Николаевиче Лебедеве.
1.2. Демонстрация портрета писателя (слайд № 3).
Учитель: Рассмотрите внимательно портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каков он по характеру? Чем может быть интересен нам? (Учащиеся высказывают свои предположения)
1.3. Слово учителя о М.Н.Лебедеве (знакомство с элементами биографии писателя)
Михаил Николаевич Лебедев родился 10 (22) октября 1877 года в селе Межадор.
В автобиографии он упоминал о том, что его родители были русскими крепостными крестьянами, работали на Нювчимском заводе, который располагался среди обширных лесов Коми края, в 35 верстах от уездного города Усть-Сысольска, нынешнего Сыктывкара (слайд №4).
Отец писателя был человеком грамотным, служил писарем, он сам научил сына писать и читать, так что маленький Миша с малых лет умел читать.
По признанию писателя, он почувствовал страстную охоту к чтению: читал все, что под руку попадется, даже отрывки газет! Одновременно с этим в нем зародилось огромное желание самому быть «сочинителем».
М.Н. Лебедев создал много интересных произведений разных жанров: стихи, исторические романы, поэмы, писал даже оперетки.
Кроме того, он был известен и как прекрасный переводчик. Он перевел на коми язык произведения Пушкина, Маяковского, Маршака и так полюбившиеся вам басни Крылова.
Особого успеха в 30-е годы добивается и сам писатель именно в басенном творчестве. Пожалуй, в коми литературе не было более искусного баснописца, чем он. В своих баснях Михаил Николаевич обличал разные пороки и недостатки людей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волкова Елена Михайловна
→ ElenaMV 09.03.2015 0 5908 437 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы