Статья "Бюрократия и чиновничество в драматургии М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.В. Сухово-Кобылина"
I. Введение.
Драматургия – род литературы, открывающий возможность непосредственного, активного контакта с адресатом (читатель и зритель). Драма изображает одно «бурно» развивающееся и завершающееся событие, один замкнутый цикл действия.
В 60 – е годы свой вклад в развитие русской драматургии внесли Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин, Александр Васильевич Сухово – Кобылин, А. К. Толстой, А. Ф. Писемский, А. А. Потехин, А. Островский.
Активность творческого взаимодействия драматургов в 60 – е годы имело подлинное культурное значение именно потому, что участниками литературного процесса были первоклассные таланты. К ним принадлежат М. Е. Салтыков – Щедрин и А. В. Сухово – Кобылин.
Глубокий подход к социальным явлениям был в высшей степени присущ Салтыкову – Щедрину, который выдвинулся в число ведущих, наиболее читаемых, оказывающих огромное влияние на формирование общественного сознания. Салтыковым – Щедриным написаны две пьесы: «Смерть Пазухина» (1857) и «Тени» (1865). Они стали заметным явлением литературы 60 – х годов. Если «Смерть Пазухина» явно находится в русле «школы Островского», то «Тени» - одно из оригинальнейших произведений 60 – х годов.
В своей работе мы сравниваем драматургические произведения М. Е. Салтыкова – Щедрина и А. В. Сухово – Кобылина не случайно, так как и тот и другой обратились к теме разоблачения бюрократии и чиновничества.
Александр Васильевич Сухово – Кобылин (1817 – 1903), драматург – сатирик, стоял особняком в литературном процессе XIX века, выражал ревнивую антипатию к творчеству Островского и других драматургов. Но в то же время он был тесными узами связан с литературой своей эпохи.
Его первая пьеса «Свадьба Кречинского» (1854) – бытовая комедия через изображение семейных отношений раскрывала социально – исторические процессы, происходившие в России после отмены крепостного права.
Усиление элементов экспрессии, трагедийного начала, с одной стороны, и острокомедийных, гротескных форм – с другой, в творчестве Сухово – Кобылина сопряжено с углублением драматурга в проблемные ситуации своей эпохи, поэтому стиль А. В. Сухово – Кобылина сближается с щедринским.
Творчество Сухово – Кобылина поныне остается малоизученным. Долгая жизнь писателя известна нам лишь в отрывочных эпизодах.
Драматургическое наследие Сухово – Кобылина, по праву вошедшее в золотой фонд отечественной классики, не получило должного внимания со стороны литературных критиков.
Высказывалось и дожило до нас мнение, будто пьесы А. В . Сухово – Кобылина явление случайное, спонтанное, не связанное с реальной жизнью русского общества и даже чуждое русской литературе. На протяжении многих лет Сухово – Кобылина пытались вывести за пределы большой русской литературы, упорно объявляли его творчество пустым и подражательным.
Трилогия живет вопреки всем наветам, и бессмертие ее может быть объяснено только ее самобытностью, жизненностью, правдивостью.
Трилогия пропитана горечью и гневом обличения. В образах ее героев – Кречинского, Расплюева, Варравина, Тарелкина и других – драматург с негодованием и болью вывел на всеобщее осмеяние самые характерные и самые отвратительные свойства промотавшихся дворян, пустившихся в разгул и в аферы, чиновников, которые, по его словам, раздирали в «одну сплошную рану великое тело России». Боль за Россию, тревога за ее историческую судьбу исторгала из груди писателя смех злобный, язвительный, жестокий, смех, бичевавший «воров, негодяев, скотов и бездельников», властвовавших над народом.
Сухово – Кобылин, как и М. Е. Салтыков – Щедрин, выступил суровым и беспощадным обличителем чиновничества.
Выбор темы определяется малоизученностью драматических произведений А. В. Сухово – Кобылина – «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» и М. Е. Салтыкова – Щедрина – «Смерть Пазухина», «Тени».
Цель: подробно изучить художественные тексты; с помощью литературоведческих исследований установить их идейно – эстетическое своеобразие.
Сопоставить литературно – критические и литературоведческие оценки данных произведений с собственными наблюдениями над их идейно – эстетическим содержанием, определить место драматургического наследия А. В. Сухово – Кобылина и М. Е. Салтыкова – Щедрина в истории развития русской драматургии.
II. Типологическая общность идейно – эстетического содержания пьес А. В. Сухово – Кобылина и М. Е. Салтыкова – Щедрина.
1. Трилогия А. В. Сухово – Кобылина – новое слово в русской драматургии.
Александр Васильевич Сухово – Кобылин прожил долгую жизнь, охватившую собой почти целое столетие (1817 – 1903). Его детство совпало с периодом формирования декабристского движения.
А. В. Сухово – Кобылин родился 17 сентября 1817 года в селе Воскресенском Подольского уезда Московской губернии, в старинной и богатой дворянской семье. Его отец, Василий Александрович, был боевым участником Отечественной войны 1812 года. Однако главой дома была мать писателя – Мария Ивановна – хозяйка прославленного литературного салона Москвы. Она дала своим детям превосходное домашнее образование.
В юности Сухово – Кобылин был связан узами тесной дружбы с Константином Аксаковым. С чувством почтительной дружбы относился к своим старшим товарищам – А. И. Герцену и Н. П. Огареву.
Сухово – Кобылин утверждал, что под влиянием Герцена он с юных лет пристрастился к литературе и философии. Писатель не без влияния своего «друга детства» поступил в 1834 году на физико – математическое отделение философского факультета.
В университете Сухово – Кобылин занимался очень серьезно и вскоре завоевал славу выдающегося студента. В студенческие годы началось страстное увлечение гегелевской философией.
В 1838 году Сухово – Кобылин окончил Московский университет, а затем отправился в Берлин для усовершенствования в области философии. Он начинает переводить Гегеля, занимается музыкой, углубленно изучает русскую литературу, зачитываясь Гоголем «до упаду».
1850 год был переломным в личной жизни Сухово – Кобылина. В Москве при таинственных обстоятельствах была убита гражданская жена писателя – француженка Луиза Симон – Деманш. В убийстве был обвинен Сухово – Кобылин. 16 ноября он был арестован. Началось сложное, до крайности запутанное «дело», длившееся более семи лет. В 1857 году Александр II утвердил решение государственного совета оправдать Сухово – Кобылина, а за «любодейную связь подвергнуть церковному покаянию для очищения совести». В тульской тюрьме была дописана пьеса «Свадьба Кречинского».
В 1858 году Сухово – Кобылин уезжает в Берлин и женится на баронессе Мари де Буглон, а спустя год она умирает от чахотки.
Успех «Свадьбы Кречинского» окрылил автора, и он с большим подъемом принялся за работу над пьесами «Дело» и «Смерть Тарелкина». Вся трилогия вышла отдельным изданием в 1869 году под общим названием «Картины прошедшего».
Остались неопубликованные философские труды Сухово – Кобылина, большая часть которых была уничтожена пожаром в 1899 году в имении Кобылинка. В 1902 году он был избран в почетные академики разряда изящной словесности Академии наук.
11 марта 1903 года А. В. Сухово – Кобылин скончался на юге Франции, в Болье.
А. В. Сухово – Кобылин вошел в историю русской литературы и русского театра как создатель сатирической трилогии: в 1854 году он написал комедию в трех действиях «Свадьба Кречинского», затем драму в пяти действиях «Дело» (1861) и комедию – сатиру в трех действиях «Смерть Тарелкина» (1868).
Эти три пьесы составляют единое художественное целое. Каждая из них имеет свою специфику, которая определяется как предметом изображения, так и своеобразием драматургического конфликта и жанровыми принципами: первая пьеса – это социально – психологическая комедия, вторая – сатирическая драма, третья – комедия – памфлет. Три пьесы связаны между собой не только действующими лицами, но и единым развитием сюжета: финал «Свадьбы Кречинского» является началом нового драматического действия, развернутого в «Деле» и «Смерти Тарелкина».
Сухово – Кобылин выступил как драматург – новатор: он смело разрушает устоявшиеся драматургические каноны, опираясь на традиции русской реалистической школы. Уже в «Свадьбе Кречинского» обнаруживается следование гоголевскому драматическому принципу.
Драматург нарисовал полнокровные художественные характеры различных сословий русского общества тех лет – поместного дворянства (Муромский, Атуева, Нелькин), купцов и ростовщиков (Щебнев и Бек), слуг и дворовых, полицейских и чиновников. Но главная заслуга Сухово – Кобылина состояла в создании образов Кречинского и Расплюева, олицетворявших новые капиталистические отношения. Ничего святого, ничего человеческого для таких людей не существует. По их понятиям, все подлежит денежному исчислению, и ради денег такие люди готовы растоптать человеческие представления о совести, чести, долге, порядочности.
На протяжении многих лет Сухово – Кобылина старались вывести за пределы большой русской литературы, но трилогия живет вопреки всем наветам, благодаря своей самобытности, жизненной достоверности и обличительной направленности.
Образы трилогии объективно призывали к борьбе против произвола и беззакония чиновничества.
Первая пьеса А. В. Сухово – Кобылина «Свадьба Кречинского» сравнительно легко проникла на сцену и завоевала популярность.
«Дело» и «Смерть Тарелкина» стали знакомы широкой русской аудитории только после многолетних цензурных мытарств.
Разоблачения Сухово – Кобылина оставались актуальными, несмотря на все попытки переадресовать его сатиру в прошлое, превратить ее в «Картины прошедшего» (как он сам из тактических соображений, надеясь обмануть бдительность цензуры, назвал свою трилогию). Тем не менее Сухово – Кобылин , создавая свою трилогию, смог отрешиться от узкоклассовой точки зрения, правдиво воссоздать современную реальность и вынести ей суровый приговор.
2.Объекты критики и традиции «хорошо сделанной пьесы» комедии «Свадьба Кречинского».
«Свадьба Кречинского» - наиболее популярная пьеса А. В. Сухово – Кобылина. Она была написана в 1852 – 1854 годах и дорабатывалась в то время, когда писатель был обвинен в убийстве и подвергался аресту. Однако обличительный пафос в ней еще не достигает той силы, которая проявится в последующих пьесах Сухово – Кобылина. В «Свадьбе Кречинского» настроения, порожденные судебным процессом, нашли уже свое выражение, хотя здесь они еще смягчаются юмором и изяществом стиля. «Разочарованность писателя в светской жизни, характерная для него в годы, когда обрушившиеся на него несчастья показали ему лживость и бессердечие высшего дворянского круга, выразилась в комедии в том, что Петербург рисуется в ней как город разврата хищничества, опасный для простых дум, а попытка приобщиться к высшему свету – как путь, ведущий к гибели».[1]
В сюжете первой комедии сказалось своеобразие литературных симпатий и интересов писателя. Зачитываясь «до упаду» Гоголем, Сухово – Кобылин во время пребывания за границей посещал парижские и римские театры. Еще Гоголь писал в «Театральном разъезде» (1842): «Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отмстить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?» [2]
Это глубокое гоголевское наблюдение является ключом к пониманию первой пьесы Сухово – Кобылина «Свадьба Кречинского» (1854).
В ней ярко отразилась эпоха упадка и разложения феодально – крепостного строя, породившая дворянских хищников, циничных искателей «денежного капитала», ради которого они совершают любые подлости и преступления. Пробивающие себе дорогу новые капиталистические порядки необычайно усилили власть золота, которое становится главным мерилом человеческих достоинств, высшим критерием ума, чести, благородства, любви, изначальной и конечной целью существования. В комедии эта тирания «чистогана» распространяется не только на дворянскую богему (Кречинский, Расплюев), но и на типичного представителя патриархально – помещичьего уклада (Муромский), который олицетворяет внутреннее бессилие, растерянность, практическую беспомощность «благородного сословия» накануне краха крепостной системы.
Сюжет «Свадьбы Кречинского» по существу глубоко драматичен. Это история о том, как проходимец в дворянском фраке, стремясь ограбить богатый дом, завлекает в свои сети молодую, наивную девушку, безжалостно растаптывает ее первую любовь и разбивает ее сердце. Причем в этой истории повинны не только Кречинский и Расплюев, но и воспитатели Лидочки Муромской, коснеющие в сословных предрассудках, слепо преклоняющиеся перед мнением «света», видящие в браке лишь выгодную или бракопристойную сделку. Сухово – Кобылин облек эту тему в комедийную форму. Он беспощадно высмеял и разоблачил Кречинских и Расплюевых, указал на их социальную опасность и в то же время отметил, насколько убого и порочно дворянское воспитание, насколько низок уровень духовных запросов дворянского сословия, ограниченность и невежество помещичьей среды. Писатель сумел создать полнокровные художественные характеры, в которых выражена сущность той социальной среды, порождением которой они являются. Эти характеры при всей их неповторимой конкретности и индивидуальности художественно обобщены и подняты до типов, действующих в исторически обусловленных типических обстоятельствах.
Тема дворянского хищничества и паразитизма с большой силой воплощена в образах Кречинского и Расплюева. Безудержная страсть к стяжательству, наживе, деньгам – основное свойство характера Кречинского. Ему безразличны те пути, которые ведут к обогащению. Карточная игра – только одно, но отнюдь не единственное средство для достижения цели. «Современник» в рецензии проницательно писал: «… шулерство, воровство или женитьба, ему все равно, - ему нужны богатство, блеск, значение… . Для Кречинского шулерство – средство жизни».[3]
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саросек Анна Дмитриевна
→ Публикатор 10.09.2015 0 4774 361 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы