Урок литературы "Р. Рождественский. Вспомним всех поименно..."(по поэме "Реквием"); 9 класс
Урок планируется для проведения в 9 классе в качестве внеклассного чтения после изучения произведений о Великой Отечественной войне (произведения М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского). В классе 30 человек. В качестве домашней работы обучающиеся получают задание самостоятельно прочитать поэму «Реквием» Рождественского, принести текст на урок (будет удобно распечатать из Интернета).
Тип урока: урок изучения конкретного произведения поэта.
Методическая задача: сопровождать учащихся в процессе усвоения темы и способствовать формированию умения определять роль и значение литературного произведения в историко-культурном поле страны.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, элементы технологии проблемного обучения, сотрудничества.
Ход урока
Этап урока |
Деятельности учителя |
Виды деятельности учащихся |
1. Целеполагание и мотивация |
1.Обращает внимание на великую для нашей страны дату 70-летие со Дня победы. (Слайд 1- плакат « День Победы!») 2.Читает известные строчки о войне (из Твардовского, Симонова, Самойлова, Берггольц, Рождественского) (Слайд №2) 3.Задает вопросы: -Что беспокоит поэтов, написавших эти строки? (осознание ответственности поколений за мир, цена Победы, сохранение Памяти о погибших, пропавших без вести) -Актуальна ли проблема памяти в наши дни? ( Возможно искажение фактов, событий) Почему? - Почему поэт Рождественский утверждает: «Это нужно - не мертвым, это надо – живым!» 4. Предлагает обратиться к содержанию поэмы, чтобы ответить на вопрос (целеполагание)
|
Отвечают на вопросы, выстраивают ассоциативные связи, работают с презентационным материалом, строят монологические высказывания, ставят, формулируют цель урока и проблему. |
2. Изучение нового материала |
1. Обращает учащихся к истории создания поэмы ( старая фотография, из шестерых братьев матери с войны вернулся один). - Что, как вы думаете, чувствовал поэт, глядя на старое фото? 2.Задает вопросы: -Какая поэтическая форма позволила поэту выразить свои чувства? (поэма) -Почему? (лиро-эпическое содержание открывает большие возможности в описании чувств и событий) -Чем эта поэма отличается от тех поэм, к которым вы уже обращались в других классах? (высокая патетическая сила оратора-автора, название) - Что такое реквием? Где уже слышали этот термин? ассоциации? ( Из музыки, Моцарт) Слайд № 3 ( понятие реквиема) -Почему, как вы думаете, Роберт Рождественский берет такое название для произведения о войне? (Ре́квием (лат. Requiem) — заупокойная служба (месса) в католической или лютеранской церкви. Соответствует панихиде в Православии.) -Поэма «Реквием» состоит из 10 глав. Как каждая из глав помогает раскрыть автору идею поэтизации подвига погибших солдат?
|
Решают проблему, работают со справочным материалом, высказывают собственное мнение на основе прочитанного, услышанного, анализируют поставленную проблему, производят сопоставительный анализ, осуществляют смысловое чтение, строят монологическое высказывание, формулируют собственное мнение, фиксируют основную информацию в тетрадях на основе интерпретации. На основе распознавания признаков и явлений определяют понятие. |
3. Контроль |
1.Делит обучающихся на группы ( 5-6 групп). 2.Инструктаж ( определение руководителя группы, использование словаря литературоведческих терминов, время на работу) 2.Группы получаю вопросы: -Реквием, как музыкальное произведение, характеризуется полифоничностью. Как это явление отражено в содержании поэмы. Приведите примеры. Какую художественную задачу, на ваш взгляд, решает этот прием? ( чувство горя и потери испытывает каждый) - Определите ключевые слова-образы каждой части ( Слава героям, Родина, Победа, Черный камень, милый сын, грядущее - дети, Клятва, Без нас…, только б успеть, Помните) - Какие художественные приемы использует автор на протяжении всей поэмы и для чего? (метафора, олицетворение, гипербола, эпитет, инверсия, риторический вопрос и восклицание; высокая лексика, разговорная лексика)
|
В групповой форме отвечают на поставленные вопросы, обсуждают, работают с текстом поэмы, |
4. Итог |
1. Выслушивает ответы групп. 2.Корректирует полученные знания. 3. Задает вопросы: - Что изменилось в вашем восприятии поэмы Р. Рождественского « Реквием» после такого пристального прочтения? ( Возможно: стали понятны чувства автора: горечь утраты, возможность почувствовать себя частью всей страны, объединенной великим горем.) - Почему поэт Роберт Рождественский утверждает: «Это нужно - не мертвым, это надо – живым!» Что он имеет в виду? ( Возможно: «…помните, какой ценой завоевано счастье…», « Убейте войну, проклятую войну, люди Земли!..) -Имеет ли право поэт обратиться с этим призывом ко всем людям Земли? Почему? ( Возможно: война – это болезнь, от которой надо лечить нашу Землю; война может начаться там, где люди убиваю свою историческую память, то есть забывают о потерях, о солдатах, погибших на фронте, о сиротах, поломанных судьбах). 3. Предлагает варианты д.з: -Выучить наизусть любую понравившуюся часть поэмы и подготовить выразительное чтение. - Создать иллюстрации к поэме. - Послушать ораторию Д. Кабалевского на слова поэмы Рождественского « Реквием» и письменно выразить свои чувства от произведения. Ответить на вопрос, удалось ли композитору отобразить художественную идею поэмы. 4. Выставляет оценки и выслушивает руководителей групп ( Кто активней всего участвовал в групповой работе)
|
Устанавливают соответствие результатов поставленной цели, проверяют соответствие своих ответов коллективному мнению, вступают в дискуссию, дают самооценку и формулируют домашнее задание на основе дифференциации. |
5. Рефлексия |
Задает вопросы: -На каком этапе урока вам было труднее всего? Какое задание показалось интересным? Что теперь вы умеете? Где можно применить полученные знания? |
Строят монологическое высказывание, отвечая на вопросы. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грудинина Ольга Петровна
→ luna_o 05.10.2015 0 10351 336 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.