Доклад: "Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе"










Доклад на тему: “Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе”







Подготовила учитель

русского языка и литературы

Елькина Н.В.








Филиал КОУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры “Специальная учебно-воспитательная школа №1” в ИК-15 г. Нижневартовска

2015 г

Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе.


Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, интерпретации данных и проведения исследования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает.

Необходимыми становятся не сами знания, а понятие о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как добывать, интерпретировать информацию или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (где результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся будет решение задач, то есть освоение деятельности, особенно новых видов: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и других. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:

- учет интересов учащихся;

- учение через обучение мысли к действию;

- познание и знание - следствие преодоления трудностей;

- свободная творческая работа и сотрудничество.

Деятельностный аспект содержания обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения. То есть учебный процесс представляет собой взаимодействие и решение коммуникативных задач.

Среда обучения - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - взаимоотношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, общения, равнопартнёрства. Во взаимодействиях «учитель – ученик», «ученик – ученик» главная роль отводится пониманию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов бытия. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении коммуникативных задач.

Коммуникативная задача - проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)». Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом - как эту потребность реализовать. Субъект может реализовать ее сам, может обратиться к другому человеку. И в этом, и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другими людьми. Ответы на вопросы помогают в решении задачи.

Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются самим учащимся как необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это такая деятельность, которая соотносится с познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации учащегося настойчиво и увлеченно работать над учебной задачей, и противостоит другим побудительным действиям.

Согласно Д. Б. Эльконину, «основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект». Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:

1) сам формулирует проблему;

2) сам находит ее решение;

3) решает;

4) сам контролирует правильность этого решения.

Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности.

Тем самым достигается, как указывается в Стандартах образования и документах по модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в следующем:

- в соответствии результатов образования запросам индивида;

- в формировании у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру;

- в осознанном проявлении этого отношения к деятельности;

- в развитии индивидуальных интересов, социальной активности, что является наиболее продуктивным в условиях личностно-деятельностного обучения.

Личностно-деятельностный подход был определен концепцией общего среднего образования, выдвинутой в качестве одного из системно-образующих факторов перестройки школьного образования. Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост.

По мнению Л.С. Выготского, «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач». Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки).


Что же  позволяет достичь деятельностный подход?

  • Уйти от  репродуктивного способа обучения  и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является  наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.

  • Изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с  предметом  через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться  решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.

  • Перейти на другой тип  отношений между субъектами образовательного процесса.

Деятельностный подход, существовавший и прежде в несколько другой форме выражения, актуализируется сейчас и акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.


Литература


  1. Вестник № 11/ 2003. Б.Д. Эльконин. Педагогика развития: пробное действие как основа образования.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996.

  3. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000.

  4. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977.

  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.























Полный текст материала Доклад: "Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Елькина Нина Васильевна  Публикатор
22.10.2015 1 5023 353

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК