Конспект урока по теме "Валерий Брюсов — вождь русского символизма"; 11 класс
Тема: «Валерий Яковлевич Брюсов, вождь русского символизма»
Цель урока – дать представление о личности и творчестве В.Я. Брюсова как выдающемся теоретике и практике символизма на примере заранее прочитанных стихотворений, выявить особенности тематики и проблематики лирики, поэтики и творческих особенностей; понять влияние поэта на формирование русской поэзии старших и младших символистов.
План урока
1) Повторение, актуализация знаний по теме «Модернизм, его возникновение и развитие» (ок. 10 мин.).
2) В.Я.Брюсов, краткая биохроника, мотивы лирики (ок.10 мин).
3) Анализ стихотворений по заданному образцу (что, зачем, как написано?) (ок. 20 мин).
4) Подведение итогов, обобщение теоретико-литературных знаний в связи с творчеством Брюсова (ок. 10 мин.).
5) Домашнее задание (ок. 5 мин.).
Материал, используемый учащимися при подготовке к уроку
Учебник «Литература. 11 класс. Под ред. В.Журавлева»
Сборник лирики В.Я.Брюсова с заранее названными стихотворениями (см. п.3 – «Анализ стихотворений»)
Факультативно – книга Л.Н.Гумилева «От Руси к России»
Литературоведческий словарь
Предполагаемый ход урока
1. Вступительная часть. Комментарий учителя по поводу темы, её формулировки. Форма работы – вопросно-ответная ( В. – О).
В.:
Что такое модернизм как общекультурное явление, время и причины его появления? Что такое символизм, какие представления о символе существуют? Каковы особенности и этапы развития русского символизма?
О.:
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы в соответствии с ранее полученными знаниями об этапах развития модернизма, влиянии импрессионизма на русский модернизм, рассказывают о старшем и младшем символизме, их идеологическом и творческом различии, называют имена (Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Анненский, Блок, Белый и др.).
2. Основная часть, работа над новым материалом (предварительно прочитана статья в учебнике (стр.117-124))
В.:
Какие наиболее важные этапы формирования личности поэта можно отметить?
Кто и что повлияло на человеческое и творческое становление Брюсова?
Основные мотивы лирики поэта?
О.:
Учащиеся рассказывают о семье, воспитании будущего поэта, влиянии народнических идей, ученических годах, формировании Брюсова – журналиста, издателя, поэта.
Называют основные мотивы лирики (историко-мифологические, урбанистические, социальные), говорят об особенностях творческого «я».
На данном этапе урока происходит актуализация теоретических понятий (лирика как род литературы; эпитет, метафора, звукопись и т.д. как примеры особенно востребованных символистами художественных приемов).
3. Анализ стихотворений в связи с их тематикой и проблематикой (список обязательных для прочтения произведений предложен заранее: «Я», «Третья стража», цикл «Любимцы веков», «Фонарики», «Каменщик», «Грядущие гунны», «Конь блед»)
Осмысление и поэтическая оценка происходит в соответствии единой концепцией, которая уже освоена учащимися в предыдущий период (анализ лирического произведения как вид устной и письменной работы).
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что написано в стихотворении (тема или тематика)?
- Зачем написано (проблематика, идейная составляющая, актуальность)?
- Как написано (особенности поэтики, художественные приемы, тропы)?
При анализе стихотворений учитель должен обратить внимание на следующие аспекты:
В.:
- Каковы сквозные мотивы и образы лирики ( О.: мотивы дороги, скифства, эгоцентризма, исключительности выдающейся личности – «Я», «Дон Жуан», «Скифы», «Наполеон», «Клеопатра» )?
- Какова связь между кажущейся «элитарностью» символиста Брюсова и окружающей исторической реальностью (О.: см. «Каменщик», «Грядущие гунны» - т.е. тематика, возникшая в период социальных потрясений начала 20 века в России)?
- Какова закономерность, историческая предопределенность тематики и проблематики лирики Брюсова периода Серебряного века? (О.: это период не только расцвета «пассионарности» в искусстве (см.концепцию Л.Н.Гумилева, например – в доступной для учащихся книге «От Руси к России), но и время великих исторических перемен – «Фонарики», «Конь Блед», «Третья стража» ).
4.Подведение итогов урока. Обобщение теоретико-литературных знаний в связи с творчеством Брюсова.
В.:
Каковы приемы символизма использует Брюсов? В чем особенность его взгляда на место поэта и поэзии в обществе? Какова роль и место В.Я.Брюсова в культурном процессе к.19-н.20 вв.?
О.:
Учащиеся говорят о символике поэзии, приводя примеры, об особенностях восприятия «Я» («…я был ласкаем всеми, но сам любил лишь сочетанье слов»).
Должна прозвучать тема о Брюсове – издателе и организаторе, повлиявшем на формирование поэтов более позднего периода (напр., Блока и, в особенности, Гумилева).
Если остается время – учитель читает стихотворение Н.С.Гумилева «Волшебная скрипка», посвященное В.Брюсову.
5. Домашнее задание:
стр. 124-130 (учебник «Литература. 11 класс. Под ред. В.Журавлева);
читать и анализировать по известному плану (что, зачем, как) стихотворения К.Д.Бальмонта «Будем как Солнце», «Кинжальные слова», «Я – Избранный…», «Я не знаю мудрости…», «Скифы», «Маленький султан» и др. (по выбору).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Наталья Николаевна
→ Публикатор 06.11.2015 0 8919 556 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы