Статья: "Как слово наше отзовется... Литература и чтение — залог качественного образования"
Озерова Ольга Михайловна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 города Чаплыгина Липецкой области
"Как слово наше отзовется..."
(Литература и чтение - залог качественного образования)
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к художественной литературе сильно изменилось.
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
Данные о детском чтении: любят читать- младшие школьники – 33%, старшие – 27%; не любят читать - младшие школьники – 28%, старшие - 30%. Приведенные выше данные говорят о том, проблема чтения среди школьников и молодежи очевидна. Последствия того, что дети мало читают, для нас, учителей, тоже очевидны.
Не случайно 2015 год объявлен в России Годом литературы, целью которого является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом. Кризис детского чтения указывает нам, педагогам, на наличие проблемы, заставляет искать пути ее решения, ведь литература и чтение являются залогом качественного образования.
Всем известно: чтобы научиться считать, ребенок должен считать. Чтобы научиться писать, он должен писать. То же самое и с чтением. Чтобы научиться читать, ребенок должен читать. Научить современного ребенка находить нужную информацию не только из "Всемирной паутины", но и из книги - наша задача, потому что именно книга по-прежнему является источником знаний, заставляет человека мыслить, воспитывает собственное мнение, развивает воображение, потому что без чтения книг человек не может познать окружающий мир и себя. Читая, ребенок сопереживает героям. На наш взгляд, книга была и будет главным воспитателем человека. Безусловно, чтение - это труд, но ребенок должен понять, что в итоге он получает такой объем информации, переживает такой накал страстей, который не переживал нигде и никогда.
Не случайно Эдвард Радзинский отметил:" Вы можете беседовать с Толстым и Достоевским, читая их книги. Книга – это машина времени».
В нашей школе имеется некоторый опыт работы по развитию интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка.
Мы считаем, что ценность книги в современном не уменьшилась, просто нужно найти способ убедить в этом детей, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него.
А сейчас небольшое отступление.
(Выступление ученика: И.Бунин "Вечер")
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
-Как я люблю эти стихи! Их написал Иван Алексеевич Бунин.
Знаете, этот мальчик - обычный ученик, но у него есть особенность, свойственная многим современным детям, - гиперактивность, мы подобрали к нему ключик: увлекли литературой, привлекли его к работе в литературном кружке. Систематические занятия показали, что у него развивается умение тонко чувствовать поэтическую мысль.
А началось все с выступлений в литературной гостиной, которые в нашей школе проходят несколько раз в год. Мы, учителя, увидели, какие тексты выбирают дети , заучивают их, как трепетно ребята относятся к художественному слову.
Одно из правил литературной гостиной -участие не только детей, но и педагогов, родителей, что очень сближает и объединяет.
Следующее направление, по которому я работаю много лет, -это литературное краеведение. Считаю, чтобы понять писателя, повысить эмоциональный уровень восприятия произведения, «заворожить» книгой, заставить думать , искать ответы на многие проблемные вопросы, необходимо знать жизненный и творческий путь мастера слова. Ведь жизненный любого писателя или поэта, о ком бы мы ни говорили, будь то Толстой, Есенин, сам по себе является захватывающей историей. Вспомним трагическую любовь и смерть Пушкина, о которой спорят до сих пор, вспомним страдания молодого Лермонтова.
Ученые высказывают разные точки зрения на уход из родного дома, из семьи Л.Н.Толстого. Разве это не может заинтересовать ученика? Именно за ответами на разные волнующие нас вопросы мы везем детей в Ясную Поляну, Константиново, Санкт-Петербург.
Однажды нам повезло. Мы были в Финляндии и Швеции и посетили необыкновенно интересный музей музей писательницы А.Линдгрен в Стокгольме.Мы считаем, что литературные экскурсии способствуют гармоничному развитию личности, расширяют кругозор учащихся, воспитывают любовь к литературе, чтению.
Именно в том месте, где родился и вырос мастер слова, можно почувствовать «власть места». Сколько романтики, ярких, неизгладимых впечатлений оставляют поездки, связанные с творчеством писателей и поэтов! Именно эти эмоции, впечатления помогают мне на уроках литературы раскрывать внутренний мир мастера слова.
Интересно проходят и виртуальные экскурсии. Например, со своими пятиклассниками я еще не побывала в Ельце, но заочную экскурсию «Бунинский Елец» мы подготовили и приняли участие в региональном конкурсе "Липецкие тропы к Бунину", где заняли 1 место.
Хочу отметить, что все подготовка всех путешествий требует серьезной работы. Перед тем, как совершить поездку, мы знакомимся с биографией писателя, его произведениями. Я делаю все, чтобы это стало не только прогулкой, но и эмоциональным, творческим развитием ученика, вызвало интерес к личности мастера слова, а значит, и к его творчеству.
Я всегда поддерживаю связь со своими выпускниками, и они неоднократно мне говорили, что, полюбив, например, Санкт –Петербург, они полюбили Пушкина, Достоевского, Ахматову.
Методическое объединение учителей филологического цикла нашей школы систематически проводит научно-практические конференции, посвященные различным актуальным проблемам литературы и русского языка.
Тематика конференций разнообразна
"И мы сохраним тебя, русская речь..."
"Я был готов объять весь мир..." (К 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова)
Искусство поэтического перевода
Дорогами топонимики.
Необыкновенно познавательны рекомендации научно-практических конференций.
Я покажу вам только одну из рекомендаций.
Результатом последней конференции стало создание фильма "Мне лучше края на земле не надо: Чаплыгин - это родина моя!"(просмотр фрагмента фильма).
На каждом уроке литературы в любом классе мы читаем художественные тексты, стараюсь найти интересные, захватывающие или трагичные места произведений. Таким образом развивается любовь к слову, книге, писателю.
Проектно- исследовательская деятельность- приоритетное направление в нашей работе. Причём я использую этот метод в любом классе. Хочу отметить, что проектно- исследовательская работа оправдывается на все 100%. Все ученики, даже те, кого мы называем "немотивированными", с удовольствием и интересом выполняют задания, так как здесь ученик выступает в роли исследователя. Исследовательские задания заставляют учащихся обратиться к книге, и не просто прочитать художественный текст, а проанализировать его, интерпретировать, в результате ученик понимает, что именно книга является главным источником знаний, архитектором души.
Следует отметить, что все направления, которые я реализую в урочной и внеурочной деятельности, тесно связаны между собой, влияют на качество обучения, способствуют гармоничному развитию личности, расширяют кругозор учащихся, воспитывают любовь к чтению и книге.
В.В.Путин подчеркнул: «…даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться. Именно мы несем ответственность перед цивилизацией за сохранение русской литературы, за ее сбережение, ее колоссальный гуманистический идеал».
Что нашим детям мы дадим в наследство?
Компьютеры, машины, Интернет?
Наверное, это здорово ... Но в сердце
От них тепла, я точно знаю, нет.
Как объяснить подросшим нашим чадам,
Бегущим из родительских домов,
Что только в книгах для души отрада,
И вечна мудрость стареньких томов...
На странице приведен фрагмент.
Автор: Озерова Ольга Михайловна
→ Публикатор 09.11.2015 0 2719 229 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.