Конспект урока по литературе "Мироощущение человека рубежа XIX-XX веков"
Автор: Князева Алена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОУ Обуховская СОШ Камышловского района Свердловской области
Конспект урока
Тема: « Мироощущение человека рубежа 19 – 20 веков»
Цель: сформировать представление о кризисной эпохе рубежа 19 – 20 столетий, что поможет глубже прочитать художественные произведения данного литературного периода.
Ход урока
Мотивационный этап
Запись даты на доске.
Учитель. А какое сейчас время – время, в которое мы живем?
Я помню 1999 год, это ожидание заветной даты: «2000». Все ждали чего-то необычайного, говорили о переменах и фантастичном будущем, что нас ожидает. Действительно, начало 21 века принесло много изменений в жизнь людей. Например, ваш телефон – не заменимая вещь для вас, уже простая и банальная. Нет необходимости писать длинные письма друг другу и ждать ответа. Жизнь стала быстрой, мобильной. Мы имеем возможность быстро перемещаться по миру. А сейчас давайте переместимся во времени: взглянем назад на 100 лет. Сегодня на уроке мы знакомимся с эпохой рубежа 19 – 20 веков. Этот момент особенно нам близок, так как мы сами тоже живет в момент смены столетий. Понимание мироощущения того времени поможет нам глубже прочитать произведения того литературного периода. Но как же нам понять переживания и настроения людей, живущих в то время? Мы можем услышать их голоса через сохранившиеся письма, дневники.
Учитель раздает карточки с цитатами:
«Мы переживаем какое-то переходное время. Власть не чувствует под собой почвы и не стоит того, чтобы её поддерживать. Беда в том, что общество слабо, общество ничтожно, и может произойти кавардак невероятный» (А.С. Суворин в «Дневнике» 1899 год).
«Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетий, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения» (Л.Н. Толстой статья «Конец века» 1905 год).
«В этот период смешалось всё. Апатия, уныние, упадничество – и чаяние новых катастроф и сдвигов… Это был Рим времен упадка…» (Е.Ю. Кузьмина-Караваева 1910-ые годы).
«…люди не знают, что будет завтра, всего ждут – и всё возможно. Мера вещей утеряна. Анархия в самом воздухе. Обыватель соскочил с полочки, удивлен, растерян и искренне позабыл, что дозволено, что можно и что нельзя» (из письма Л. Андреева к Горькому февраль 1902 года).
«Мы живем в эпоху распахнувшихся на площадь дверей, отпылавших очагов, потухших окон. Мне часто кажется, что наше общее поприще – давно знакомый мне пустой рынок на петербургской площади, где особенно хищно воет вьюга вокруг запертых на ночь ставен. Чуть мигают фонари, пустыня и безлюдье…» (А.Блок статья «Безвременье» 1906 год).
«Значительность пережитого нами мгновенья истории равняется значительности промежутка времени в несколько столетий… Я позволяю себе сегодня… в качестве свидетеля, не вовсе лишенного слуха и зрения и не совсем косного, указать на то, что уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, что самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий» (А. Блок статья «В. Соловьев и наши дни» 1921 год).
Учитель. Я прошу вас прочитать про себя, а затем по очереди вслух. Когда будете читать и слушать других, подумайте, как данную эпоху можно определить одним словом?
Учащиеся читают и высказываются. Делаем вывод: начало 20 века – эпоха перелома. Люди чувствуют конец старого века и в тревоге ожидают будущее. Это период тотального кризиса: перелом охватил все сферы общественного сознания.
Учитель. А что происходит в это время в стране и во всем мире.
Выступает группа историков с докладом (Задание для доклада: опираясь на исторические источники, сделайте краткий обзор событий за период с 1890-1917 годы).
На что указывают исторические события?
На метания человека, на его недовольство этим миром. Ведь если человеку хорошо, он не будет бунтовать и воевать.
Что ещё повлияло на представление людей о мире? Большое количество научных открытий. Оказалось, сто даже законы природы относительны.
Выступает группа учёных с докладом (Задание для доклада: какие открытия в науке были сделаны в начале 19 века? Как это повлияло на жизнь человечества?).
Итак, человек почувствовал себя во власти сил и природных, и исторических одновременно. Вспоминая эпоху начала века, А. Белый в поэме «Первое свидание» в 1921 году пишет:
Мир рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой;
Я – сын эфира, Человек, –
Свиваю со стези надмирной
Своей порфирою эфирной
За миром мир, за веком век.
В 1912 году А. Блок пишет стихотворение «Миры летят. Годы летят…» (учащиеся получают раздаточный материал).
Миры
летят. Года
летят. Пустая
Вселенная
глядит в нас
мраком глаз.
А
ты, душа, усталая,
глухая,
О счастии
твердишь, —
который раз?
Что
счастие? Вечерние
прохлады
В
темнеющем саду,
в лесной глуши?
Иль
мрачные, порочные
услады
Вина,
страстей, погибели
души?
Что’
счастие? Короткий
миг и тесный,
Забвенье,
сон и отдых от
забот…
Очнешься
— вновь безумный,
неизвестный
И
за’ сердце
хватающий
полет…
Вздохнул,
глядишь — опасность
миновала…
Но
в этот самый
миг — опять
толчок!
Запущенный
куда-то, как
попало,
Летит,
жужжит, торопится
волчок!
И,
уцепясь за край
скользящий,
острый,
И слушая
всегда жужжащий
звон, —
Не сходим
ли с ума мы в
смене пестрой
Придуманных
причин, пространств,
времен…
Когда
ж конец? Назойливому
звуку
Не станет
сил без отдыха
внимать…
Как
страшно всё!
Как дико! — Дай
мне руку,
Товарищ,
друг! Забудемся
опять.
Беседа по вопросам:
О чём стихотворении?
Как устроена человеческая жизнь?
Что есть счастье?
Что стремился выразить автор?
Как же жить человеку в катастрофичном, неустойчивом мире? Искусство в это время становится не просто писанием, созданием, а творчеством жизни происходит демократизация искусства.
Выступает группа искусствоведов (Задание для доклада: расскажите о живописи и музыке рубежа 19 – 20 веков. Как научные открытия повлияли на искусство?).
Учитель. В это время появляется понятие «модернизм». Модернизм включает в себя направления в литературе и искусстве, новые по сравнению с реализмом прошлого века.
Что же здесь нового? О каковы причины возникновения этого нового? Мы определили мироощущение человека рубежа 19 – 20 веков – кризис, тревога, перелом. Перенесем данное психологическое состояние на себя: как мы действуем, если у нас проблема, кризис в какой-то сфере жизни? Так или иначе мы ищем выход. Поиск предполагает варианты путей.
Поиск выхода определил многообразие литературных течений.
Учащиеся зарисовывают схему:
Модернизм
символизм |
акмеизм |
футуризм и эгофутуризм |
Каждое направление видит свой выход из кризиса. На следующих уроках мы будем изучать эти явления.
Почему мы рассматривали мироощущение в течение урока, а не прямо начали с изучения литературных течений?
Идейно-эстетические особенности произведений имеют связь с эпохой. Понимая атмосферу времени, мы глубже и точнее прочитаем и воспримем художественную идею произведения.
Запись домашнего задания. Написать эссе «Я человек рубежа веков».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Князева Алена Викторовна
→ Словесница 14.12.2015 0 9765 327 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы