Урок осмысления рассказа Н. Ключарёвой "Юркино Рождество"
Урок осмысления рассказа Н.Ключарёвой
«Юркино Рождество»
Урок разработан и проведён
учителем русского языка и литературы
МОУ Новосельской СОШ
Котоминой Галиной Васильевной
Цели урока:
образовательные:
вспомнить ранее изученные рождественские рассказы (историю рассказа и особенности жанра),
выявить единую нравственную составляющую рождественских рассказов, написанных в разное время,
развивать монологическую речь и умение аргументировать своё мнение.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к близким, желание понимать другого человека, разделять его проблемы;
переосмыслить понятие «подарок».
Ход урока
План:
Справка об авторе
Из истории святочного (рождественского) рассказа
Ответы на вопросы по содержанию
Проблематика и идея рассказа
Вывод
1.
Ключарёва Наталья Львовна родилась в 1981 году в Перми, с 1992 года жила в Ярославле, окончила Филологический факультет ЯГПУ имени К.Д.Ушинского, работала редактором новостей на телевидении, публиковалась в местных изданиях. С 2005 года живёт в Москве, работает журналистом в газете «Первое сентября». В 2009 году издательство «Олимп» проводило среди писателей конкурс святочного рассказа. Она стала победителем конкурса, написав рассказ «Юркино Рождество».
Молодая талантливая писательница, чьё творчество сейчас очень популярно. С её именем связывают будущее русской литературы.
Рассказ был опубликован в 2009 году в православном журнале «Фома» и в журнале «Библиотека в школе». Позднее он вошёл в сборник рассказов Н.Ключарёвой «В Африку, куда же ещё?», но автор сменила название. В сборнике рассказ называется «Не ваше дело».
2.
Родоначальником святочного (рождественского) рассказа явился великий английский писатель 19 века Чарльз Диккенс (рассказ «Рождественский обед»). На протяжение всего 19 века рождественские рассказы создавались во множестве как зарубежными так и русскими писателями:
Х.К.Андерсен «Девочка со спичками»
О Генри «Дары волхвов»
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
А.И.Куприн «Миллионер», «Чудесный доктор», «Тапёр»
Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
А.Грин «Новогодний ужин отца и маленькой дочери»
Л.Андреев «Ангелочек»
Б.Л.Пастернак «Рождественская звезда» (1947)
В.В.Набоков «Рождество» (1921)
Святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы, который выстраивается по определённым канонам:
хронологическая приуроченность
наличие рассказчика
наличие среди героев ребёнка
наличие нравственного урока, морали
наличие христианских мотивов (мотив нравственного перерождения героя).
Святочный (рождественский) рассказ - особый жанр, находящийся на стыке реалистической прозы, литературной сказки, фантастики и христианской апологетики (раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений).
Святочный (рождественский) рассказ - жанр, обращённый и к детям, и к взрослым.
В 20 веке традиция святочных рассказов в СССР была прервана, жанр был практически забыт.
- ПОЧЕМУ?
(другой общественный строй – социализм, при котором церковь была отделена от государства, проповедовался атеизм, религиозные праздники были под запретом, а Рождество Христово связано с православными традициями).
- Ныне в РФ Рождество Христово является государственным праздником.
Вместе с праздником Рождества Христова вернулась в русскую литературу 21 века и традиция написания святочных рассказов.
Спросите в библиотеках сборник «Святочный рассказ 21 века» где представлено творчество М.Палей, П.Алешковского, Нины Горлановой. Там же помещён и обсуждаемый нами рассказ Н.Ключарёвой.
А.Горохов «Перед Рождеством»
Г.Гусев «Новогодняя сосна»
А. Копылов «Гадание на Святках»
В.Корхова «Рождественская лошадка»
3.
- Перескажите сжато содержание рассказа! (Пересказывают)
- В одной из аннотаций я прочитала «это рассказ о жестоком поступке мальчика по отношению к своим пьющим родителям». Сводится ли содержание рассказа только к этой фразе? (Отвечают)
- Сказать так – значит обузить круг проблем, которые поднимает автор. Круг поднятых в рассказе проблем значительно шире. Поступок Юрки оценить непросто.
- Как вы относитесь к поступку мальчика? (Отвечают)
Юрка, выгнав родителей из квартиры, совершает жестокий поступок. Юрка по-детски жесток, он судит родителей высшей мерой своего гнева. При этом он считает себя абсолютно правым.
- Можете ли вы как-то оправдать жестокость мальчика? (Отвечают)
Поступок Юрки был спровоцирован пьянством родителей и равнодушием окружающих. Юрка понимал, что спасти себя может только он сам.
- Как повзрослевший Юрка объясняет Егору свой поступок? (Отвечают)
- О чём жалеет Юрка, говоря о родителях и своём поступке? Почему жалеет?
- В этой такой узнаваемой и одновременно страшной житейской истории показаны этапы взросления мальчика, становление его характера.
(М.Львов:У мужчины должен быть характер//
Если есть – считай, что повезло!).
- Проследим за жизнью Юрки на разных этапах родительского пьянства!
- Что мы узнали о Юрке, ученике начальной школы?
Предоставлен сам себе, никогда не спешил домой, потому что нет у него этого понятия – родной дом, где тепло, сытно и уютно.
Родители лишили его счастливого детства и дома.
- Как дальше развиваются события?
Пятиклассник Юрка вглядывается в новогоднюю ёлку, он в последний раз поверил, что ему купят завтра такую же, но вместо этого – крик отца и отправка Юрки в далёкий круглосуточный ларёк, вернувшись из которого Юрка остаётся ночевать на улице, потому что пьяные родители не слышат его звонков, стуков, криков.
(Никто так и не узнал…).
Именно этой морозной рождественской ночью и принял Юрка своё суровое и жестокое решение – запереть от родителей дверь квартиры - и потребовал лишить родителей родительских прав.
- Выберите из текста слова, отражающие отношение окружающих к Юрке.
Герка суеверно отшатнулся от бывшего друга.
Математичка Бесконечность: «…он не ребёнок, расчётливое коварное существо, от него вся инспекция в шоке».
Все ждали, что Юрка сломается.
Любопытство, безразличие
Получая паспорт (14 лет), Юрка взял себе новую фамилию и отчество изменил.
- Как вы расцениваете этот поступок мальчика?
- предательство родителей
-Юрка разрывает связь с родителями и образом их жизни
-максимализм подростка, желание сделать побольнее, ведь добру его никто не учил.
-он хочет порвать с родителями, но действует теми же методами, что и они – жестокость, озлобленность
- Какова дальнейшая судьба родителей?
-отец
-мать
- Как характеризует Юрку появление в психушке у матери?
-ходит к ней, утешает
Очевидно, что в Юрке происходят изменения. Он много страдал, и душа его стала способна чувствовать боль другого человека. И если в детстве он мстил родителям жестоко, действовал их методом, то теперь всё иначе: Юрке в детстве ёлку не купили, а он приносит в больничную палату большую искусственную ёлку.
И уже мать, как Юрка в детстве, ахнула и открыла рот.
Он подарил матери ощущение чуда, праздника, которого не было у него самого.
Я восхищаюсь поступком Юрки. Он подарил матери радость, поселил праздник в её душе.
- А в чём заключается чудо рождества для самого Юрки?
В обретении души, в том, что почувствовал любовь и сострадание к матери. Он обрёл дар человечности, дар милосердия.
Истинность чувства познаётся в беде: Герка друга в беде оставил, Юрка ходит к матери и поддерживает её.
Рождественский рассказ традиционно имел счастливую развязку. Не изменила традиции и Наталья Ключарёва: мы видим, что в ходе рассказа происходит нравственное перерождение героя. И мальчишка, которого дядя Лёша сравнил с волчонком, становится опорой для матери.
- С чем у вас ассоциируется Рождество Христово?
-Начинаются святочные забавы (от Рождества до Крещения)
- колядование
-Каникулы
- подарки
-Чудо
-Богатство
-Понимание близких
-Решение проблем
-Рождественский гусь
Обратите внимание, что подарок – это не только какая-либо вещь, как мы в большинстве своём привыкли считать. Подарком может стать дар сострадания, этот дар расценивается как величайший подарок, ведь без этого дара нет человека.
- А теперь обратимся к названию рассказа. Может быть, теперь вы скажете, когда произошло Юркино Рождество? Почему рассказ так называется?
Рождество (рождение) Юрки произошло в тот момент, когда он почувствовал любовь к людям, к матери.
Разг. высок.
ЮРКИНО РОЖДЕСТВО
- Обратите внимание, как в заголовке сталкиваются слова разных стилевых пластов. Этот приём позволяет автору донести до читателя мысль о том, что такое нравственное перерождение должен пережить каждый.
Пережить, чтобы иметь моральное право носить гордое имя – Человек.
- Возвращение святочных рассказов в русскую литературу – это случайность?
Это не случайность, это не только восстановление литературной традиции, но и восстановление связи времён и поколений. Это напоминание о суровости современной жизни, о жестоком времени, о том, что библейская заповедь «Возлюби ближнего своего» по-прежнему актуальна.
- Как в библии толкуется понятие «Ближний»?
-любой, кто нуждается в помощи.
- В сборнике рассказов Ключарёвой «В Африку, куда же ещё?» этот рассказ напечатан под заголовком «Не ваше дело». Что вы можете сказать о таком заголовке? Почему он возможен?
У: Не ваше дело – реплика Юрки Кривова на одобрительную реакцию соседа, когда мальчик решил поменять замок. но такой заголовок отражает только одну проблему рассказа – равнодушие окружающих к судьбе мальчика.
- Чем можно объяснить смену заголовка?
З аголовок «Юркино Рождество» полнее отражает идею рассказа.
- Нужны ли нам, людям 21 века, святочные рассказы?
-способствуют пробуждению мысли, ведут к рефлексии
-напоминают, что все действия человека должны быть освещены любовью и добром
-заставляют задуматься над актуальными общественными проблемами.
- Выделим проблемы, которые поднимает в своём рассказе молодая писательница!
Проблема пьянства
Проблема выживания ребёнка в жестоком мире взрослых
Проблема становления (формирования) характера
Проблема прощения
Проблема дружбы
Проблема общественного равнодушия к горю отдельного человека
«Юркино Рождество» - это маленький рассказ о важнейших общественных проблемах.
Хотелось бы надеяться, что сегодняшний урок не оставил вас равнодушными.
И вы сходите в библиотеку и попросите сборники святочных рассказов, перечитаете их и убедитесь в том, что святочные рассказы разных эпох и разных авторов содержат общие черты и общие мотивы и служат одной цели – сохранить человеческое в человеке.
Лучшие современные писатели достойны великой русской литературы, потому что продолжают традицию. Их произведения жёстче, но по тематике, по жанровому своеобразию по выражению авторской позиции они интересны и актуальны.
Спасибо за работу!
В конце урока ученики получают списки рождественских рассказов разных писателей:
Х.К.Андерсен «Девочка со спичками»
О Генри «Дары волхвов»
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
А.И.Куприн «Миллионер», «Чудесный доктор», «Тапёр»
Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
А.Грин «Новогодний ужин отца и маленькой дочери»
Л.Андреев «Ангелочек»
Б.Л.Пастернак «Рождественская звезда» (1947)
В.В.Набоков «Рождество» (1921)
А.Горохов «Перед Рождеством»
Г.Гусев «Новогодняя сосна»
А. Копылов «Гадание на Святках»
В.Корхова «Рождественская лошадка»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Котомина Галина Васильевна
→ filolog201052 29.12.2015 0 19404 417 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы