Разработка урока литературы «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. Грина "Алые паруса"»
МОУ «Гимназия №58» Заводского района г. Саратова
Урок — проект по литературе в 6 классе
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.Грина «Алые паруса»
Автор Лазарева М.В. учитель русского языка и литературы высшей категории
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Технология: проблемно-исследовательская.
Цель: выяснить, как соотносится в повести жестокая реальность жизни и романтическая мечта
Задачи:
выяснить, что такое мечта;
как помогает мечта героям повести;
как помогло умение мечтать автору повести А. Грину выжить;
нужно ли мечтать?
Гипотеза: романтическая мечта помогает человеку пережить жестокую реальность жизни
Исследовательские методы: анализ текста произведения и словаря; опрос, обобщение, творческий вывод
План работы по проекту:
разделить класс на группы для эффективности исследования;
распределить задания по группам;
провести исследование текста повести
подвести итоги работы по проекту
Этапы урока.
I.Экспресс-опрос.
*Основное содержание повести.
*Есть ли в содержании упоминание о мечте?
*А что такое мечта?
Ответы учащихся обобщаются формулировкой значения слово «мечта», данного в словаре С.И.Ожегова.
II.Работа по группам. Анализ текста повести. Задания группам.
1.История жизни Ассоль. 1.История жизни Грея.
2.Отношение к ней окружающих. 2.Отношения с окружающими.
3.Портрет Ассоль. 3.Портрет Грея.
4.Отличие жизни деревни от жизни семьи Лонгрена.
Вывод по группам.
Ассоль и Грей одиноки среди окружающих. «...дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания».
«Отец Грея удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно искоренимые».
Ассоль и Грей наделены умением видеть и ценить природу. Гл.3 «Проснувшись, Грей...» до «...дикую прелесть». Гл.4 «Так волнуясь и блестя...» до «...алую рябь».
Они способны фантазировать.Гл.2 «Обернувшись к выходу...» до «...связь с бурей исчезла». Гл.4 «Из заросли поднялся корабль...» до «...просто усталость».
В отличиях жизни деревни и жизни Лонгрена главное- отношения. Лонгрен был непохож на других. Он умел любить, чего, по его мнению, не умели жители Каперны.
МЕЧТА=СКАЗКА=ЧУДО.
III. Рассказ учителя о жизни А. Грина. Обращается внимание на жестокую реальность жизни писателя, которую он сумел одолеть верой в мечту.
МЕЧТА ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ЖЕСТОКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ!
IV. Беседа.
1.Е сть ли чудо в том, что сбылась мечта Ассоль?
2.Помог ли Грей осуществлению мечты Ассоль?
3.Откуда появилось у Грея желание помогать людям? Гл.2. «Распятие Христа»,
«Случай с Бетси».
V. Фронтальный опрос. Работа по теории литературы. Жанр феерии.
Что испытывает человек, когда сбывается его мечта? Чтобы выразить эти чувства, А.Грин использовал жанр феерии.(Определение жанра по словарю литературоведческих терминов)
VI. Подведение итогов. Какой же знак должен быть в конце фразы: «Мечтать не вредно...»? Конечно, ! Полезно мечтать о чуде, а еще лучше делать чудеса! Ведь, по мнению А.Грина,чудо - это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощенье и — вовремя сказанное, нужное слово».
Алые паруса стали символом мечты в нашей жизни. А вы любите мечтать? Может быть, не о всякой мечте хочется рассказывать, но все же... Представьте себе, что этот корабль с алыми парусами поможет исполнится вашей мечте. Какая она? Поведайте всем!
( учащиеся прикрепляют к нарисованному паруснику с алыми парусами листок с написанной на нем своей мечтой)
VII.Выводы по проекту:
*исследуя текст повести, учащиеся пришли к выводу, что вера в мечту помогла Ассоль и Грею переживать жестокие обстоятельства рельной жизни;
*вера в мечту помогала А.Грину переживать трудности реальной жизни;
*человек радуется, когда мечта сбывается; автору повести удалось передать ликование чувств героев с помощью жанра «феерия»;
*мечтать не вредно, а просто необходимо, тогда жестокая реальность жизни будет преодолена;
*гипотеза подтвердилась — романтическая мечта помогает человеку преодолевать жестокую реальность жизни.
VIII. Обобщение по уроку. Что нового вы узнали на уроке?
Оценки за работу на уроке.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лазарева Марина Владимировна
→ Публикатор 22.01.2016 1 13174 739 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы