Открытый урок по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Развёрнутый план воспитательного мероприятия с пояснительной запиской»
Название мероприятия: «Открытый урок по роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Воображаемая экскурсия по «нехорошей квартире» №50».
Дата проведения: 30.09.12.
Класс: 11
Количество присутствующих: учащиеся (20-25 человек), преподаватель, завуч.
Длительность открытого урока: 2 часа.
Подготовленность и оформление классного помещения к проведению мероприятия:
1)оформление доски: на доске записана тема мероприятия и написаны главные действующие лица романа с комментариями.
2)оформление стендов: на первом стенде расположены фотографии из жизни Булгакова; на втором – прикреплены фотографии главных героев романа «Мастер и Маргарита»; на третьем – вывешены фотографии из «нехорошей квартиры» и дома, где происходили некоторые действия романа.
Цель: открыть для учащихся мир Булгакова через роман «Мастер и Маргарита»; показать фрагмент фильма.
Задача для учащихся: усвоить материал и применить полученные знания в контрольной работе.
На момент проведения открытого урока ученики должны быть ознакомлены с содержанием романа и иметь на уроке произведение на любом носителе!
__________________________________________________________________
Прежде, чем начинать открытый урок нужно заранее провести в классах обычное занятие.
нужно рассказать достаточно полную биографию писателя.
познакомить учащихся с другими известными произведениями Булгакова, например «Белая гвардия», «Роковые яйца», напомнить про уже прочитанную повесть «Собачье сердце».
постараться вскользь рассказать кратко о каждом вышеупомянутом произведении: даты написания, кратко рассказать о моментах жизни в эти годы.
Заранее дать задания двум-трём учащимся, чтобы на вводном уроке они представили краткие содержания вышеперечисленных произведений.
Чтобы не было казусов на открытом уроке во время дискуссии, выборочно двух-трёх учеников попросить пересказать наиболее интересные для них моменты из произведения, тем самым проверить читался ли роман или нет.
__________________________________________________________________
Содержательность проведённого мероприятия (по минутам):
В начале открытого урока представить тему и сказать, что сегодня будет на занятии. (1-2 минуты)
Рассказать наиболее интересные моменты из жизни Михаила Афанасьевича Булгакова. Особенно уделить моментам во время написания романа «Мастер и Маргарита».
Параллельно при рассказе биографии указывать на фотографии из жизни Михаила Афанасьевича, специально подобранные к занятию.
После завершения представления учащимся интересных моментов из биографии кратко рассказать об истории созданиях и выставках в Государственном музеи имени Михаила Афанасьевича Булгакова в Москве и «Булгаковском доме» (параллельно показывая фотографии подъезда здания, табличку с надписью и моменты из выставок в музеях).(15-20 минут)
После представления музеев рассказать о главных действующих лицах романа «Мастер и Маргарита», параллельно показывая приготовленные фотографии на стенде. (5-10 минут)
Прежде, чем рассказать о моментах содержания романа, спросим у ребят: «Какие сатирические приёмы использует писатель при создании комичных ситуаций и сатирических портретов москвичей и главных героев?» (Если ответ не последует, то самому рассказать о шарже, иронии, гротеске, сарказме, фантастике и показать эти моменты в тексте). (15 минут)
Пересказать наиболее интересные моменты романа, представить композицию, проблематику, проследить по роману, опираясь на текст, трагическую любовь Мастера и Маргариты (возможет диалог с учащимися). Рассказать о фантастических моментах романа и «нечистой силе». (30 минут)
Особое внимание уделить «Балу Сатаны» в романе. Показать фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» (желательно показать этот отрывок из фильма, где главную роль играет Анна Ковальчук, так как там наиболее близко к тексту представлены появления героев на бал и красочно показано само действие). (30-35 минут)
По завершению фрагмента фильма рассказать о концовке произведения (5-7 минут)
Подойти к стенду с фотографиями «Нехорошей квартиры» и показать ребятам, опираясь на текст, насколько соотносится описание с изображениями. (5-7 минут)
По окончании занятия предупредить ребят, что на основе этой лекции на следующем уроке литературы будет контрольная работа.
Занятие после открытого урока:
Как и обещали, провести контрольную работу, состоящую из:
5 вопросов по биографии Михаила Афанасьевича Булгакова (ответ нужно написать самому учащемуся);
10 вопросов по содержанию текста (в форме теста, выбор правильного ответа из четырёх предложенных);
задания на определение героя по описанию его портрета или манер поведения (написать имя или кличку героя);
Краткое содержание выбранной учителем главы.
Контрольная работа рассчитана на урок, длительностью 45 минут.
На основе проверки контрольных работ увидеть, насколько был усвоен учащимися материал открытого урока, и сделать выводы:
Учащиеся хорошо/плохо усвоили поданный материал в форме открытого урока;
Спросить у ребят, что им понравилось и, самое главное, не понравилось в такой форме, как открытый урок.
На основе ответов учащихся следующие уроки литературы построить в ключе мини открытых уроков для одного класса (если учащимся понравился такой стиль работы), либо сформировать урок в том ключе, который лучше усваивают школьники
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузькин Дмитрий Сергеевич
→ kuzkin_d 15.02.2016 0 9690 542 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы