Статья на тему: «Печорин как "светский Демон"»
Печорин как «светский Демон». Рассмотрите характер Печорина в одном типологическом ряду с другими известными демоническими персонажами Лермонтова (Евгений Арбенин, Демон, Демон из «Сказки для детей» и др.). Как меняются в романе художественные способы изображения данного образа по сравнению с другими произведениями Лермонтова?
Не секрет, что каждый поэт пропускает всех героев произведений через свою душу. Он живёт ими, дышит ими, с помощью них говорит о насущном, о несправедливом! Поэтому многие герои имеют типологическое сходство.
Демонизм в творчестве Лермонтова связан с личной реакцией персонажа на несправедливость устройства мироздания. Такую реакцию можно назвать реакцией бунта.
В поэме «Демон», написанной в 1839 году проблема представлена в общефилософском, обобщенном плане. Здесь Демон сделал попытку из существа стать человеком (он даже роняет нечеловеческую слезу). Клятва Демона — блистательный образец любовного мужского красноречия — чего не наобещает мужчина женщине, когда в его «крови горит огонь желаний!». В «нетерпении страсти» он даже не замечает, что противоречит себе: то обещает взять Тамару в надзвёздные края и сделать царицей мира, то уверяет, что именно здесь, на ничтожной земле, построит для неё пышные — из бирюзы и янтаря — чертоги. И все-таки исход рокового свидания решают не слова, а первое прикосновение — жарких мужских уст — к трепещущим женским губам. Здесь можно провести некую параллель между Демоном и Печориным. Они оба потеряли любовь, оба её разрушили, только, на мой взгляд, Демон, в отличие от Печорина, был ближе к истине, был ближе к любви. Иногда мне кажется, кто слеза, которую уронил Демон не прожгла бы даже каменного сердца Печорина.
А в драме «Маскарад», как и в «Герое нашего времени» проблема представлена более конкретно. Главных героев произведений - Арбенина и Печорина, можно поставить в «отдельную категорию демонов» – «демоны в быту». Оба главных героя произведений хотят найти нравственную опору в любви. К сожалению, им это не удаётся. Они сами всё рушат, сами всё ломают, они причиняют боль не только себе, но и заставляют страдать женщин, которых, казалось, любили. Покончив с азартными играми, Арбенин не может, а может быть и не хочет поверить в искренность любви Нины. Но всё же Арбенин и Печорин, в первую очередь, являются жертвами судьбы. Они пытаются её изменить, но никто не знает, насколько она изменится, как повернётся. Судьба судьбой, но Печорин является ещё и жертвой предрассудков общества, именно общество толкает его на необдуманные поступки, именно перед обществом он хочет показать себя с той стороны, которую считает уместной в ситуациях. В отличие от Арбенина, который просто запутался в своих чувствах, в своей вере, в результате сдёрнув маску, он оказывается у разбитого корыта… Но не смотря ни на что, демонический герой карабкается, пробивается сквозь преграды и стремится к любви, думая, что совершив зло, он всё равно получит любовь, ан нет, получает только обиды. В обоих произведениях существует не любовный треугольник, а любовная линия:
Нина – Арбенин – Звездич («Маскарад»)
Мери – Грушницкий – Печорин («Герой нашего времени»)
Только вот, в случае с драмой «Маскарад», эту линию между Ниной и Арбениным, на мой взгляд, разрывает не Арбенин, отравив Нину, а Звездич. Своей клеветой и необдуманным поступком он обрывает сразу две жизни. А в романе «Герой нашего времени» Печорин сначала из двух составляющих линии (Мери - Грушницкий) делает ломаную, вступая в неё сам, а потом разрывает её на три части, убив физически Грушницкого, а морально Мери. Важно заметить, что Печорин, на мой взгляд, делает это всё играючи, не причиняя себе ни капли страданий, я не верю ему, не верю в искренность его переживаний, чувств! Арбенин же, на мой взгляд, только в конце понимает то, что он потерял, а потерял он не просто жену, он потерял в первую очередь опору, надежду, а уже потом, уверенность в себе, доверие к людям. Вот, что может сделать обычная клевета.
А уже в «Сказке для детей» Лермонтов говорит:
И этот дикий бред
Преследовал мой разум много лет.
Но я, расставшись с прочими мечтами,
И от него отделался — стихами!
Лермонтов здесь уже, на мой взгляд, противоречит сам себе. Демонический герой хочет восстановить гармонию, поэтому тщетно пытается вернуться в этот мир. Именно этим можно объяснить стремление Печорина к любви женщин, надежда на то, что хорошие чувства победят в Грушницком, поэтому он сломя голову бросается в погоню за Верой. И опять остаётся один.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузькин Дмитрий Сергеевич
→ kuzkin_d 10.03.2016 0 6003 270 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.