Как заинтересовать учеников с математическим и структурным мышлением уроками литературы? Составление опорных схем на уроках литературы
Схемы и таблицы упрощают подачу материала (но не сам материал) и одновременно:
- обобщают накопленные факты;
- систематизируют знания;
- способствуют лучшему запоминанию материала;
- дисциплинируют мышление;
- помогают наиболее эффективно использовать небольшое количество уроков литературы в старших классах.
Конечно, схема есть схема. По своей природе она обобщает и порой упрощает, но оттенки и нюансы в нее вписываются плохо.
Наверное, любой учитель, слыша об опорных конспектах или сигналах, вспоминает Виктора Федоровича Шаталова. И действительно, его книги: «Куда и как исчезли тройки», «Педагогическая проза», «Точка опоры», «Опорные конспекты по кинематике и динамике», «Эксперимент продолжается» [3-7] — являются отправной точкой для преподавателя, стремящегося к оптимальной организации учебной деятельности школьников, воспитанию у них интереса к учебе, активности, самостоятельности, развитию общей культуры умственного труда.
Базовые категории технологии обучения В.Ф. Шаталова — опорные конспекты и опорные сигналы — основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Как известно, текст мы запоминаем не весь, а только смысловые блоки. Информация у нас хранится в свернутом виде, однако в случае необходимости мы «разворачиваем» ее с незначительными отклонениями за счет того, что по ассоциативной связи с определенным блоком разворачивается и какая-то часть текста. Таким образом, свертывание и развертывание информации — универсальная особенность человеческого мышления, именно на нее и опирается методика опорных сигналов, призванная помочь ученической памяти и пониманию.
Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами информации, и их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат эталоном, на основе которого формируются данные приемы и у школьников.
Не упрощая произведение, схемы представляют роман как систему, подчиняющуюся своим внутренним законам. Именно этой систематизации и логичности не хватает в классических произведениях учащимся с ярко выраженным логическим, структурным мышлением.
Схемы могут быть использованы на разных этапах изучения произведения и применены как для проверки знания и понимания учащимися текста (в таком случае схема дается в неполном виде и ученики должны восстановить пропущенные связи), так и для систематизации полученных знаний (в этом случае схема создается на доске совместно учащимися и преподавателем).
К последнему приему хотелось бы привлечь внимание особо: схема рождается на глазах у старшеклассников (а не приносится в класс в готовом виде, как это чаще всего бывает у В.Ф. Шаталова), рождается при их непосредственном участии, что позволяет постичь принципы структуризации и систематизации материала (совсем не обязательно, что только литературного). В результате уже сам процесс создания схемы носит обучающий характер.
Опыт показывает, что схемы позволяют учащимся не только глубже понять художественную структуру текста, но и более надежно запомнить изученный материал.
Схемы на уроке литературы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Опорный конспект по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит из двух схем, вторая в этом случае является расширением одного из фрагментов первой. Данные схемы составляются на доске преподавателем совместно с учащимися на заключительном уроке по роману.
Составляем первую схему
Преподаватель пишет на доске название романа, «Преступление и наказание», и задает учащимся вопрос: «Что является в романе Достоевского «преступлением», а что — «наказанием»?
Вспоминая идейный замысел романа, учащиеся отвечают, что, с точки зрения автора, главное преступление героя отнюдь не убийство старухи-процентщицы, а значит, главное наказание — не каторга. Герой наказывается за созданную им теорию, наказывается душевной дисгармонией, разладом с миром, близкими, самим собой.
Следующий вопрос: плодом чего является преступление и наказание? Ученики приходят к выводу, что теорию породил разум, логика Раскольникова, а наказывается он не людьми, а собственной совестью, говоря словами Достоевского, «натурой».
Таким образом, мы приходим к ОБОБЩЕНИЮ: и преступление, и наказание не внешние по отношению к герою события. Раскольников несет в себе и то, и другое. Именно это, как мы помним, и предопределяет внутреннюю драму героя и главный конфликт романа: между логикой и натурой. Преступление неотделимо от наказания: одно предполагает другое.
Составляем вторую схему
Во второй схеме мы укрупняем один из элементов предыдущей схемы, помня, что это есть «изображение» главного героя. Теперь мы пробуем определить, в ком из героев романа в наибольшей степени отражены отдельные стороны личности Раскольникова, обращаясь таким образом к одному из основных мотивов всего творчества Достоевского, мотиву двойннчества.
На предшествующих занятиях шло обсуждение и сравнение двух теорий: Раскольникова в Лужина. Именно такое сопоставление позволило глубже понять теорию центрального героя: увидеть, с одной стороны, ее бесчеловечность, а с другой — альтруизм.
Петра Петровича Лужина можно назвать «зеркалом» рациональной, логической стороны главного героя. Причем, в отличие от Раскольникова, Лужину неведомы муки совести вследствие отсутствия таковой.
Этого нельзя сказать о другом «двойнике» Раскольникова, Аркадии Ивановиче Свидригайлове, который живет, подчиняясь движениям души.
Именно «натура» (необычайно широкая, как у большинства героев Достоевского) толкает Свидригайлова в бездну и в то же время не дает смириться с преступлением, предопределяя трагическую развязку. Аркадий Иванович, в отличие от Раскольникова, лишен рациональности и не пытается оправдать себя, понимая всю глубину своего падения.
Свидригайлов, таким образом, является воплощением «чистой натуры», другой стороны главного героя.
Следует обратить внимание на то, что рассмотренные выше «двойники», помогая глубже понять характер главного героя, не оказывают существенного влияния на его развитие. Этот срез личности Раскольникова можно назвать синхронным.
На диахронном срезе мы можем наблюдать развитие главной темы. Персонажи этого уровня исключительно активно (и на сюжетном, и на идейном уровне) влияют на Раскольникова.
Порфирий Петрович (своеобразный «двойник» Достоевского, несущий в себе идею совестного суда, раскаяния по личному решению) воздействуя на натуру героя («Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, — прямо на берег вынесет и на ноги поставит» [1, 439]), стремится привести его к покаянию, но Раскольников, пытаясь оборониться, выстраивает свою защиту, опираясь на логику.
В итоге воздействие Порфирия Петровича (являющегося также и «историческим» двойником Раскольникова) не оказывает должного результата и не приводит Раскольникова к возрождению.
Это удается сделать только Сонечке, являющейся «двойником» детской, лучшей части героя. Именно мальчик, плачущий об убитой лошадке, тянется к дочери Мармеладова. Герою кажется, что он хочет понимания, хотя он жаждет сострадания. Раскольников пытается убедить Сонечку, изощряясь в логических построениях. Героиня же, оставляя последние без внимания, обращается непосредственно к душе героя («Господи! Это человек-то вошь»[1. 398]).
В результате именно активизации натуры (души) и приведет героя к необоснованному логически отказу от теории (вспомним, по Достоевскому, нельзя строить жизнь «по теории») и, следовательно, возрождению.
Лучше понять всепроникающий принцип двойничества в романе и осознать принципиальное различие в жизненных философиях Раскольникова и Сони помогает промеждуточная схема, составляемая на соответствующем занятии.
Раскольников, пытаясь логически постичь Соню («Что же поддерживало ее?» [1, 307]), намечает для нее три (и только три!) возможных пути («Ей три дороги, — думал он: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце» [1, 307]), однако, к его изумлению, она идет неким четвертым путем, сохраняя душу свою в христианской чистоте.
Путь этот понять с точки зрения логики невозможно. (Героиня, вообще, не вписывается ни в одну из схем, при помощи которых Раскольников пытается понять ее и жизнь в целом.) И именно на этом пути, как мы увидим в эпилоге, обретет надежду на спасение и сам Раскольников. Впрочем, реализация намеченных героем путей в романе показана: самоубийство — Свидригайлов, духовная смерть, оледенение души — Лужин, сумасшествие — сам Раскольников (хотя можно с уверенностью утверждать, что герой примеряет к себе все эти три пути).
Таким образом, мы видим, что данные схемы позволяют не только обобщить весь изученный ранее материал по роману Достоевского «Преступление и наказание», выявить специфику конфликта, систему образов и идейный замысел, но и помогает зафиксировать полученные знания в максимально свернутом виде, упрощая процесс запоминания.
О схемах
Предлагаемые далее схемы и комментарии к ним выполнены с опорой на методику В.Ф. Шаталова, на основе собственного педагогического опыта, с учетом опыта коллег и материалов современной методической и критической литературы по произведениям русской литературы и являются лишь частью большой работы, посвященной русской классической литературе.
Что дает использование схем на рассмотренном уроке?
Представленные схемы являются разновидностью опорных конспектов и выполнены для использования на уроках в классах естественнонаучного профиля. Они отвечают возможностям и интересам учащихся, выбравших для себя приоритеты в изучении физики, математики, химии, и помогают учащимся разобраться в структуре произведения, его проблематике, систематизировать знания, полученные в процессе изучения художественного текста, визуализировать систему образов.
Данные схемы облегчают процесс восприятия и запоминания материала, так как в них точно и доступно (в силу максимальной структуризации) представлены главные проблемы, конфликт и система образов одного из самых сложных произведений 10 класса романа «Преступление и наказание».
Результаты
Отметим, что опыт использования схем и таблиц на уроках литературы в старших классах естественного профиля позволяет говорить об эффективности данной методики. Учащиеся не только лучше понимают и запоминают предлагаемый материал, но и привыкают смотреть на литературное произведение как на систему, подчиняющуюся своим законам, приобретая навыки системного анализа.
Литература, таким образом, не выпадает из ряда преподаваемых дисциплин, а естественно в него вписывается, сохраняя при этом свою специфичность. Не менее (а может быть, и более) важно то, что подобный подход к художественным текстам, являясь непривычным для учащихся, пробуждает у них интерес к литературным произведениям вследствие изменения угла зрения на него, активизирует самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, учит их размышлять над прочитанным. Не это ли является одной из главных задач урока литературы?..
Список использованной литературы
- Достоевский Ф.М. «Преступление и нказание». М., Худож. Лит., 1983.
- Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки?» 1979.
- Шаталов В.Ф. «Педогагоческая проза». М., Просвещение, 1980.
- Шаталов В.Ф. «Точка опоры». М., Педагогика, 1986.
- Шаталов В.Ф. И др. Опорные конспекты по кинематике и динамике М.,Просвещение, 1989.
- Шаталов В.Ф. «Эксперимент продолжаетмя». М., Педагогика, 1989.
Об авторе: Макарова Наталья Валериевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Лицей №1" г. Перми.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.