Елена Сафонова, 25.04.2016 0

Несколько способов мотивации учеников на чтение произведений


Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Учителя сталкиваются с тем, что заданное на дом произведение так и остается непрочитанным, поскольку мотивировать школьника к чтению не удалось. По собственному почину дети читают редко, а если уж и читают, то выбор книг носит случайный характер. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Причин здесь несколько, и многие из них не поддаются корректировке силами школы: обилие разнообразных девайсов, агрессивная информационная среда, не всегда удачный выбор произведений, включенных в школьную программу. Но есть обстоятельства, повлиять на которые в наших силах. Остановимся на них.

Эти неясные мотивы…

Часто мы сталкиваемся с неправильной мотивацией к чтению художественной литературы. Дети не понимают, зачем нужно читать.

Бороться с этим непониманием можно и нужно. И в первую очередь следует прекратить пропагандировать книгу как «источник знаний». Не то чтобы это было неправдой, но эта правда на начальном этапе воспринимается детьми как полная чушь. Подумайте сами: если вам надо срочно узнать, что едят белые медведи, кто такие илистые прыгуны, где вы быстрее найдете информацию: в библиотеке или в интернете? Вот то-то и оно!

Книги, тем более художественные, читают не для того, чтобы много знать или писать без ошибок (в этом отношении лучше взять словарь!), а потому, что чтение хорошей книги — это удовольствие. Не надо забывать говорить об этом детям. Пусть они сначала не поверят, но хоть задумаются о странностях некоторых людей, которым нравится читать. А если этот странный человек — любимая учительница, то кто-то, вероятно, захочет ей подражать. Особенно хорошо это действует в начальной школе.

Многие учителя добились прекрасных результатов, просто эмоционально пересказывая эпизоды из интересных детских книг. Стоит выделить несколько минут на уроке и посвятить их рассказу о том, как вы любите такого-то героя из такой-то книги. Или «припомнить» в связи с каким-нибудь событием интересный эпизод.

А может быть, в классе есть читающий подросток? Обсудите с ним (обязательно заинтересованно, даже с воодушевлением) при классе что-то из прочитанного. Подростки любят общение на равных, им будет обидно, что они не читали эту книгу и не могут обсудить ее с вами.

Дело техники! Техники чтения

Дети читают медленно или не понимают (не запоминают) прочитанного.

Вот это и в самом деле бич! К счастью, существует множество методик, помогающих повысить технику чтения. Напомню о некоторых.

  • «Письмо сказочного персонажа». Идеально для учеников начальной школы. Ребенку кто-то пишет, но взрослые не могут прочесть: очевидно, письмо заколдовано… Ну, и так далее. Можно проводить то же самое в форме квеста: ребенок получает инструкции, позволяющие именно ему найти спрятанный приз.
  • «Письмо в бутылке». Все помнят завязку сюжета романа «Дети капитана Гранта»? Море принесло письмо с важной информацией, однако оно более или менее повреждено водой. Необходимо восстановить текст.
  • «Шифровка». Абсолютно любые шифровки, лишь бы ребенок их знал или мог разгадать. Главное здесь — азарт исследователя.
  • «Поиск информации». В тексте «спрятано» слово — скажем, название цветка. Кто первый его найдет?
  • «Составь слово» («…фразу»). Из выданных карточек с сочетаниями букв составить слово (младшим надо дать образец, а старшим можно даже не говорить, какое это слово — пусть сами догадываются). Кстати, прекрасно помогает запомнить трудные термины и словарные слова. Для составления фраз у учеников начальных классов используются карточки со словами, у более старших ребят — тоже слоги или кусочки слов.

Представьте себе…

Большая проблема — неумение представлять себе ситуацию, описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его поступков. Здесь мы затрагиваем чрезвычайно серьезную проблему, с которой сталкиваются современные дети и подростки. Методик, помогающих хотя бы отчасти решить ее, также немало.

  • Самая привычная — задание про литературе в форме «нарисовать иллюстрации». Создавая иллюстрацию к произведению, школьник будет вынужден перечитать описание героя или его жилища, представить себе всю ситуацию. Срисованные чужие иллюстрации следует не принимать вообще или оценивать невысоко: они не выполняют своей задачи.
  • Составление викторины по тексту произведения стоит поручить самим школьникам. Вот уж в этом случае они всю книгу чуть не под микроскопом просмотрят, чтобы найти вопрос, на который никто не ответит!
  • Различные инсценировки и чтение по ролям, горячо любимые учащимися средних классов. А может, кто-нибудь использует элементы сценического костюма: шляпу, посох и т.д.?
  • Игра «Знакомый незнакомец». Ученик загадывает героя прочитанного произведения и дает его характеристику, не называя. Остальные должны угадать, кто этот персонаж. Пример: «Этот герой очень высокого роста и богатырского телосложения. У него была несчастная любовь. Он выполнял обязанности дворника. Он глухонемой».
  • Дискуссия. Прием, великолепно работающий в старших классах. Однако дискуссия далеко не всегда возникает самопроизвольно. Гораздо чаще ее надо специально провоцировать или хотя бы организовывать. Например, продолжить спор Базарова и Павла Петровича. На какой стороне ты?

Читайте также:

Впрочем, перечислить все разнообразные способы мотивировать учеников на чтение произведений литературы просто невозможно: таких методик десятки. А как мотивируете на чтение произведений вы? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, ВКК, стаж работы — 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?