Татьяна Рутнер, 18.10.2012 2

Воспитание нравственности на уроках литературы. Подборка и анализ произведений к изучению в 5-9 классах


Проект «Нескучный разговор о нравственности» зародился из потребности помочь учащимся не просто послушать о нравственности, а усвоить принципы добра, справедливости, душевной чистоты через переживание ситуации. Воспитание подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре является сверхзадачей проекта.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Его цель — путём углубления знаний о духовном наследии русского народа, о принципах Православия как основе русской культуры не только понять, но и принять нравственные ценности. И как сказал И.Ф. Свадковский: "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".

Культурное, интеллектуальное развитие должно быть направлено на воспитание свободной личности. Именно это лежит в основе проекта «Нескучный разговор о нравственности», который охватывает литературу как предмет и внеурочную деятельность учащихся. Использование в проекте информационно-коммуникативных технологий на всех этапах реализации проекта способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей. Проект рассчитан на учащихся 5-9 классов.

Воспитание нравственности на уроках литературы

  • 5-6 классы

В 5-6 классах упор делается на внеклассное чтение. Работа проводится в виде обсуждения, размышления над прочитанным. Учитель постоянно возвращается к проблемам нравственности в произведениях.

Художественная литература для изучения темы нравственности, совести, добра и зла

Например, читаем рассказ А. Гайдара "Совесть". Выводим проблему совести. Ищем главную мысль: в человеке многое "намешано" (плохое — обман Нины, хорошее — Нина, не раздумывая, спасает малыша). Рассматриваем сюжет. Делаем вывод, что Нина — живая душа, способная испытывать муки совести. Автор хочет вызвать в читателе сочувствие. Возвращаемся к смыслу названия. Ищем (или заранее просим найти) определения слова совесть в словарях. Заносим определение в копилку цитат. Пишем сочинение-эссе на тему "Самовоспитание, строительство своей души — это каждодневное самоочищение, самокритика и самопроверка своих деяний судом совести" (Ф. Абрамов). Лучшие сочинения вывешиваем в классном уголке.

Подобным образом рассматриваем программные произведения, делая акцент на нравственные проблемы. Это и "Кубок" В.А. Жуковского (к разговору о благородстве и жестокости героев баллады), и "Чёрная курица" А. Погорельского (проблема нравственного выбора мальчика Алёши), и "Муму" И.С Тургенева (разговор о протесте Герасима против самодурства и рабства), и "Кавказский пленник" (к разговору о товариществе) и др.

Параллельно ребята ведут читательские дневники, в которых пишут заметки по прочитанным произведениям. Предлагаю по нравственной тематике прочитать: сказки В. Гауфа "Маленький Мук", "Карлик–нос", "Холодное сердце".

В сказке «Карлик Нос» Вильгельм Гауф изначально представляет своего главного героя невежливым и недобрым и только когда он пройдёт через страданья, начинает исправляться. В сказке «Маленький Мук» герой сначала очень наивный и глупенький, но жестокая жизнь его учит, он мстит тем, кто его обидел, но эта же жизнь его и подавляет. В «Холодном сердце» молодой человек видит счастье в богатстве, только заполучив эти богатства, он понимает истинное счастье. В своих сказках он раскрывает жестокий мир людей. Но идеалы автора на стороне добра. Он побуждает не осуждать людей за их внешность не быть жестокими по отношению к ним, помогать людям, которые оказались в трудной ситуации, не ссориться из-за пустяков, не быть жадными и завистливыми, а также тому, что нельзя оскорблять и насмехаться над человеком. Каждый человек заслуживает уважения и понимания со стороны других людей. И любой человек может быть счастлив только тогда, когда помогает другим, как Карлик Нос, который обрел счастье и гармонию тогда, когда помог Мими. Если потерять душевную теплоту, как Маленький Мук, то чувство презрения к людям поглотит человека. А с таким сердцем, полным разочарования в окружающих, счастья не будет. Не будет и счастья, если жить для себя, накапливая богатства.

Также для самостоятельного рассмотрения ученикам предлагается рассмотреть произведения Г.Х. Андерсена "Девочка, наступившая на хлеб", "Тень"; А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"; О. Уальда "Мальчик-звезда", В. Короленко "Слепой музыкант", Н. Лескова "Зверь", В. Железнова "Каждый мечтает о собаке".

В эссе-отчётах должны быть отражены нравственные проблемы, поставленные автором произведения, и взгляд автора и читателя на эту проблему. Беседы по прочитанным произведениям в виде обсуждения производятся на уроках внеклассного чтения и на классных часах. Очень важно делать акцент именно на произведения небольших жанров: рассказ, сказку, повесть. Они легко читаются, доставляют учащемуся эстетическое удовольствие, приучают к культуре грамотного и вдумчивого чтения.

  • 6-7 классы

В 6-7 классах обращаемся к духовной литературе. Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи. «И слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.,1:14), — объясняет происхождение поэзии Библия. Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик, предоставляя неисчерпаемый источник вдохновения, и потому что библейское слово — кладезь богопознания и тысячелетней мудрости и нравственного опыта, и потому что оно — непревзойдённый образец художественной речи. Эта сторона Писания близка русской литературе.

Школьники, не знакомые с духовной литературой, часто не понимают глубины произведений, которые читают, не видят подсмысов произведений. Упор делается на агиографический жанр. Опять же для дополнительного прочтения предлагаются три классических русских жития: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Сергия Радонежского», оказавшие большое влияние на формирование христианских моральных устоев в Древней Руси. Для русского человека трудовой подвиг также важен, как и мученический. Житие призывает быть скромным, жить, помогая людям, творить добро, созидая.

Совместно с учащимися делается в вывод, что главным достоинством произведений древнерусской литературы является сильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература ценна и актуальна и в наши дни. Её традиции не могут забыться, их невозможно не ценить. Таким образом, подойдя к изучению программных произведений «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Житие Александра Невского», учащиеся уже видят не только структуру жития как жанра и находят признаки житийного канона, но и видят идею нравственного подвига героев, видят не столько интересную историю, где сказка переплетается с былью, сколько глубокую нравственную основу произведения.

Агиографии позволяют увидеть и глубже понять рассказ А.А. Платонова «Юшка». Учащиеся часто жалеют Юшку, но не видят главного, что герой, подобно святым, совершает трудовой подвиг, а люди не видят праведности бытия Юшки, не знакомы с праведным образом жизни, поэтому издеваются над Юшкой, не понимают его.

Изучение духовной литературы на уроках позволяет учащимся расширить представление об изучаемых произведениях, глубже проникать в тексты, но и одновременно с этим приобщиться к внеклассному чтению.

  • 8 класс

В 8 классе обращаемся к творчеству Л. Андреева, особенно ранним рассказам. В ранних рассказах христианские мотивы — фон для развития основного действия, в более поздних произведениях писатель напрямую обращается к христиански сюжетам.

В первом рассказе «Баргамот и Гараська» действие разворачивается на Пушкарной улице. Сталкиваются два противоположных героя: Баргамот, «городовой бляха №20» и Гараська. Именно на фоне фальшивых недолговременных чувств всех жителей Баргамот и Гараська не лгут и действительно становятся чище и лучше. Действие происходит на фоне главного христианского праздника праздника — Пасхи. Учащиеся делают вывод, что в любом человеке нужно видеть хорошее.

В другом рассказе «Ангелочек» опять сталкиваемся с тем, что действие разворачивается в другой христианский праздник — Рождество. Сашка, похожий на волчонка, против свей воли идёт на ёлку к богатым благодетелям, ему противна сама обстановка. Он без зазрения совести ударяет по носу малыша и одновременно восхищается восковой фигуркой ангелочка. Автор акцентирует изменения, происходящие в герое: цепкие пальцы становятся мягкими и осторожными, когда держат ангелочка, а привычное дерзкое выражение лица сияло теперь по-новому — кроткой улыбкой. Ангелочек – восковая фигура – позволяет возвыситься и отцу, и Сашке. Ангелочек вносит свет в жизнь старого человека, помогает заполнить душевную пустоту и Сашке. Счастье, мечта свет как бы чудом достались страдающим людям. Но автор разрушает иллюзию счастья, делает его временным. Повешенный возле горячей печки восковой ангел растаял. От того ещё горче и темнее кажется действительность.

Хрупкость жизненного счастья, обнаженная чёрная действительность отражена в другом рассказе Л. Андреева «Гостинец». Как и в «Баргамоте и Гараське» действие происходит во время смены Великого поста и Пасхи. Но это уже не счастливый пасхальный рассказ. Опустившийся пьяница Сазонка пожалел больного подмастерье Сенисту. Но это была не истинная жалость, а обыкновенная, к больному. Но забывает Сазонка своё обещание, погружается в привычный образ жизни: тяжелые трудовые будни сменяются пьянством по праздникам. Сквозь туман и муть в голове внутренний голос напоминает о слове, данном Сазонке. Кульминация и развязка рассказа происходит во время празднования Пасхи. Именно на фоне вселенского воскрешения возрождается и душа жалкого пьянчужки. Узнав о смерти мальчика, Сазонка просит прощения. Когда же Сазонка нащупывает гостинец в кармане, который так и не смог подарить Сенисте, то в душе героя происходит истинное очищение. Уже поистине высокие чувства захватывают его: гнев к себе и жалость. Чувства нарастают. Гнев сменяется плачем и раскаянием, которое оборачивается немым горем. И по-андреески ярко рисуется фон: молодая трава, земля, в которой «могучая сила и страстный призыв к жизни», звон праздничных колоколов. Жизнь в конце концов побеждает, даёт силы снова жить. Так в оппозиции смерть – жизнь побеждает последнее.

Тема веры и безверия затрагивается Леонидом Андреевым в повести «Жизнь Василия Фивейского». Это одно из первых произведений, работая над которым, писатель обращается к древнейшему источнику — Библии. Он строит сюжет "Жизни Василия Фивейского" на оригинальном сочетании Книги Иова и некоторых житий. Но Андреев не перелагает Книгу Иова. Он лишь использует некоторые ее мотивы и ситуации, а также прибегает к стилизации Библии. Злой рок, тяготеет над священником Василием Фивейским. Утонул его первый сын, попадья от тоски стала пьяницей. Родился другой сын — он оказался идиотом — получеловеком — полузверем. Сгорает дом священника, от ожогов умирает жена. И вокруг себя Фивейский видит страдающих, мучающихся людей. Но наперекор всему провозглашает он свою веру в Бога, «молитвенный вопль, так безумно похожий на вызов». Есть в этом вызове пародийный элемент. О. Василий возомнил себя избранным, святым. Хотя автор всячески подчёркивает отсутствие чистой избранности. Наоборот, избранность тоже носит отрицательный характер. Попа никто в приходе не любит за его неопрятность, отсутствие красноречия, да и за тот злой рок, который тяготеет над ним. Не раз в тексте подчёркивается чуждость Василия вообще всем людям, его глубокое одиночество. Снова и снова обращает он к небу свое: «Я верю!», в котором звучит угроза и молитва, предостережение и надежда». Во всем происходящем, в цепи постигших его несчастий Василий Фивейский пытается найти высший смысл. Изменяется форма восклицания: от верю к верую. После долгого и строгого поста и молитв он делает попытку совершить подвиг, произвести чудо — воскресить умершего. Но мертвый не встает из гроба. «Так зачем же я верил? — восклицает Василий Фивейский, обращаясь к богу, — Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость?». Призыв звучит по-детски наивно. Ведь глупо ждать каких-то призов от веры.

Таким образом, проблемы веры, безверия, обретение себя через веру становятся близки и понятны школьникам, потому что лёгкий язык андреевских рассказов даёт богатые иллюстрации с одной стороны и неоднозначность восприятия ситуации с другой.

  • 9 класс

В 9 классе при изучении литературы XVIII века обязательно обращаемся к сравнительному анализу Псалтири и её переложений в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

Среди общих причин обращения Державина к христианским духовным мотивам и лирике необходимо отметить, во-первых, традиционность такого обращения для русской поэзии. Во-вторых, произведения духовной тематики позволяли в аллегорической форме касаться проблем современной поэтам общественной жизни. Третья причина — приобщение Державина к сокровищнице мировой литературы. Четвёртая: духовная лирика давала поэтам возможность выразить собственные личные чувства, связанные с перипетиями судьбы.

До Державина в этом жанре преобладало морализаторское начало, названия псалмических стихотворений ограничивались библейской нумерацией. А у Державина иногда и отсылка к соответствующему псалму отсутствует, но очень выразительны авторские заглавия: «Властителям и судиям», «Радость о правосудии», «Братское согласие».

Стихотворение «Истинное счастье» — переложение 1-го псалма, в котором рисуется образ человека, находящегося под постоянным покровительством Божества, у Державина нет принципиального отступления от канонического текста.

Державин:

Блажен тот муж, кто ни в совет
ни в сонм губителей не сядет,
Ни пойдет нечестивым вслед.

В псалме:

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» ( Пс.1:1).

У Державина:

Подобно он во всём успеет,
Когда и что ни сотворит...

В Библии: «...и во всём, что ни делает, успеет». (Пс.1:3)

Как и пророк Давид, автор у Г.Р. Державина считает, что всё в руках Божих и всё человеку даётся в своё время. По названию стихотворения Державина — «Истинное счастие» — можно предположить, что именно душевный покой, спокойная совесть для него и есть синоним «счастия». В державинском переложении можно отметить большую описательность, что, в принципе, свойственно поэтической манере автора. В стихотворении появляются яркие детали образа, созданного в Псалтири. В Библии дела Божьи сравниваются с деревом «посаженным при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет». У Державина дерево стоит «при потоке чистых вод», «цветами всюду окружено», «которого зелёный лист не падает и не желтеет». В Псалтири нечестивцы сравниваются с прахом, «возметаемые ветром». И пророк вкладывал метафорический смысл: «нечестивцы, не заботящиеся о душе своей, уподобляются безблагодатному сухому праху, который удобно сюда и туда носится противными (т.е. противоречивыми) ветрами». У Державина нечестивцы пропадут без следа:

Они с лица земли стряхнутся,
Развеются и разнесутся,
Как ветром возметённый прах…

Пророк Давид пишет, что «нечестивцы не воскреснут на суде, так же и грешники в совете праведном» (Пс.1:5) потому, что не имеют они не имеют нужды в обличении, так как их нечестивие и так ясно, что не требует доказательств. «И явятся грешники на Страшный Суд для услышанья праведного приговора, а не для обличения». В стихотворении нечестивцы «суда Всевижца не снесут», «грешники на суд правдивый // Отнюдь явиться не дерзнут» [2;144].

Державин развивает тему справедливого суда и рисует образ Бога как справедливого судьи, Всевидца:

Господь в превыспренних своих —
Всех наших помышлений зритель:
Он праведников покровитель,
Каратель и губитель злых.

Лирический герой Державина всматривается в мир с большой долью безмятежности. Державинский герой задачу «нощию и днём // В законе Божьем поучатся // И всею волею стараться, // Чтоб только поступать по нём», — воспринимает как осознанную необходимость: «и всею волею стараться»[2;144].

Итак, мы видим, что Державин перерабатывает канонический текст псалма, сохраняя его идею о губительности неправедного пути, но вносит, как истинный художник, свои детали, при помощи образных средств добивается яркости в передаче переживания.

По форме стихотворения «Бог» имеет прямое сходство с псалмами. Ведь и там и там идет как бы прямой диалог с Богом и автором, с прямыми обращениями автора к Богу:

О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах божества!

Автор задумывается над вопросом: что есть Бог? И естественно ответы на вопросы он ищет в религиозных книгах. В Псалтыре находит ответ он и включает цитаты в стихотворение. Выражение Псалтири «ибо Ты, Господи, един» у Державина звучит как «дух всюду сущий и единый». Державин вторит библейскому «Господь будет царствовать во веки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс.27: 6) «Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек».

Композиция стихотворения «Бог» построена так, что в 6-я строфа заканчивается тем, что человек чувствует своё ничтожество перед Богом:

Но что мной зримая Вселенна?
И что перед тобою я?

А я перед тобой — ничто.

Это повторяет выражение Псалтири: «Я же червь, а не человек…» (Пс.21:7).

Но уже в следующей строфе происходит перелом в лирическом сюжете: мы видим уже не трепещущего человека, а личность, которая утверждает своё «я»:

Ничто! — но Ты во мне сияешь,
Величеством твоих доброт,
Во мне себя воображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, расуждает:
Я есмь — конечно есть и Ты!

Автор в стихотворении не считает себя полностью зависящим от Бога и ничего не значащим, каким считали себя авторы Священных писаний. Он ставит себя на одну ступень с Богом, он считает себя хозяином и повелителем мира, но одновременно и зависящим от Бога, Его творением:

Я царь — я раб — я червь — я бог!

Твоё созданье я, Создатель!

Хотя и мысль о человеке, как о царе природы высказывается в псалме: « Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перетов, на луну и звёзды, которые ты поставил.// То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?// Не много Ты умалил его пред ангелами, славою и честью увенчал его; // Поставил его владыкого над делами рук Твоих; всё положил под ноги его.// Овец и волов всех, и также полевых зверей.// Птиц небесных и рыб морских, всё переходящее морскими стезями». (Пс. 8: 4-9)

И у Державина:
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне в почтенной
Средине естества я той,
Где начал тварей бы телесных,
Где кончил ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

В финале стихотворения автор вступает в прямую полемику с пророком Давидом, который утверждал во втором псалме: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом». По мысли Державина, страх и трепет — удел слабых:

Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебе ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной резвости теряться
И благодарны слёзы лить.

Очень важный момент в Псалтири занимает честность и законность. Ведь Бог — судья праведный и не любит, когда «земные боги» судят нечестно и неправильно. В Библии встречаем: «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконье, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?» (Пс. 13: 4)

Ведь придёт Бог и воздаёт всем по делам его. Этот мотив повторяется неоднократно в Псалтири: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искреннем — искренно, // С чистым — чисто, а с лукавым по лукавству его (Пс.17); «Бог — судия праведный, и Бог — всякий день строго взыскивающий. // Он изощряет свой меч, напрягает лук свой и направляет его…». (Пс. 32: 6-7)

В 81-м псалме читаем: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. // Доколе будите вы судить неправедно и показывать лицеприятие нечестивым? // Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость. <…> Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы». (Пс. 81: 1-3,8)

Державин берёт эту мысль за основу, перекладывая 81-й псалом, Гавриила Романович высказывает мечту о праведном суде и о честности судей в стихотворении «Властителям и судиям»:

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов в сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить не праведных и злых?

Воскресни, боже! Боже правых!
И их молению внемли;
Приди, суди, карой лукавых
И будь един царём земли!

Автор не отступает от канона, лишь перекладывает псалом на стихи. Единственное, что у Державина акцент ставится на обличение сильных мира сего, в Псалтири же имеется в виду Страшный Суд и Давид призывает поступать праведно, чтобы « Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься нищим перед Богом». Итак, переложение псалма становится поводом, чтобы поговорить на актуальную тему о бедственном положении народа перед властью.

Интересную интерпретацию получает псалом 32: «Блажен народ, у которого господь есть Бог, — племя, которое он избрал в наследие Себе».(Пс. 32: 12) в стихотворении «Вельможа»:

Блажен народ, который полн
Благочестивой веры к богу,
Хранит царёв всегда закон,
Чтит нравы, добродетель строгу…

Если в Псалтири автор считает, что счастье народа в вере в Бога, то Державин же считает, что народ счастлив не только, когда он верит, но и если у него правовое государство, а вельможи правдивы, честно исполняющие свой гражданский долг.

Как только можно человек стоит на грани жизни и смерти, он обращается к Богу. Он задумывается над вопросами жизни и смерти и уповает на Бога, чтобы тот спас его от «врат смерти». Стихотворение «Буря» рассказывает о гибели судна в водной стихии. И как только человек почувствовал опасность, он восклицает:

Ты, Творец, господь всевышний,
Без которого и влас
Не погибнет мой единый, ты меня от смерти спас!
Ты мне жизнь мою прибавил,
Весь мой дух тебе открыт;
В сонм вельмож меня поставил, —
Ведь средь них мой вождь и щит.

В Псалтири же сказано: « Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё, и я прославлю Его песнью моею» (Пс.27: 7) Так цитата помогает вспомнить Давида, от которого отвернулись друзья и он терпел и уповвал на Бога. Таким образом, Державин подчеркивает идею стихотворения: всё в руках Божьих. Так у поэта раскрывается тема рока, судьбы.

Только Бог знает, когда человек окончит жизнь свою. Кто управляет жизнью? Есть ли судьба? Эти вопросы, по – видимому занимали Державина. Все эти вопросы, конечно, поднимались и в Псалтири. Но Псалтирь решает эту проблему однозначно: всё в руках божьих: « Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой <…> И ныне чего ожидать мне Господи? Надежда моя на Тебя (Пс.38: 5,8)

И Державин соглашается с псалмом. Автор в стихотворении «На ворожбу» прямо ставит такой вопрос:

Какая есть судьба рожденным
И сколь нам долго проживать?
Полезнее о том не ведать
И не гадать, что будет впредь:
Ни лиха, ни добра, не бегать,
А принимать, что ни придёт.

В стихотворениях «На смерть князя Мещерского» и «Река времён в своём стремленьи…» поднимается тема рока, судьбы:

Ничто от роковых когтей,
Никакая тварь не убегает.
«На смерть князя Мещерского»
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
и общей не уйдет судьбы.
«Река времён в своём стремленьи…»

И тут Державин близок к Псалтири и Библии в целом тем, что «суета сует всё суета» (Кн. Песня Песней), всё в руках Божьих. Обращение к Псалтири помогает поэту подчеркнуть эту идею.

Подходя к изучению поэзии Г.Р. Державина по программе, учащиеся уже видят, что вопросы жизни и смерти, правды и веры были близки поэту. Он иногда напрямую облекает псалмы в стихотворную форму. Тогда переложение псалмов — повод, чтобы поговорить на темы, волнующие поэта, как в стихотворении «Властителям и судиям» И даже в прямых переложениях, как истинный художник, поэт добавляет свои детали, вкладывая своё понимание текстов Псалтири, как в «Истинном счастии». Но иногда Державин включает в текст завуалированные цитаты, если хочет подчеркнуть «вечность» выбранных тем: судьбы, неизбежности, временности всего земного, как в стихотворениях «На смерть князя Мещерского», «Река времён в своём стремленьи…», «Буря».

Подведение итогов

Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций, творческих работ, журналистских очерков. В этом выручает проектная деятельность, в рамках которой учащиеся готовят самостоятельное исследование по нравственной тематике. Темы проектов ученики обговаривают заранее.

Внутри класса мы проводим конкурс работ. Лучшие творческие работы участвуют в различных конкурсах районного, городского и областного уровня. За пять лет существования проекта накопилась база по духовной литературе, множество презентаций и проектов, по 7-8 человек ежегодно школа посылает на различные чтения, в том числе и Славянские. Но самое главное, что получают учащиеся в итоге, — это понятие о духовно-нравственных ценностях, чтение хорошей духовной литературы, приобщение к глубокому и вдумчивому чтению, что так катастрофически не хватает современным школьникам.

В итоге учащиеся соприкасаются с нравственными понятиями, пропускают их через себя. В такой ситуации роль учителя литературы становится исключительно важной, особенной, эта роль — роль сохранения и передачи духовной культуры нации. Одна из задач, способствующих реализации этой высокой цели, — обучение общению с художественным произведением, что, естественно, формирует и общую культуру человека и его грамотность, и умение общаться, и эмоциональную культуру.

Библиография:

  1. Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздания в русской словесности. Экспериментальный учебник -- М.: Интерпракс, 1994 –432с.
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами.
  3. Ботникова А.Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки.// Поэтика литературы и фольклора. – Воронеж: Воронежский ГУ, 1980.- С.5 – 23.
  4. Брангис Е. П.Сказки В. Гауфа//От Эзопа до Джани Родари. - М.:Просвещение, 1965.-С. 62-65.
  5. Герцен А. И. Былое и думы. – М.: Художественная литература, 1988.
  6. Гудзий Н. К. История древней русской литературы.- М.: Просвещение, 1966. – 356 с.
  7. Державин Г.Р. Сочинения. – М.: Правда, 1985. – 576 с.
  8. Древнерусская литература. – М.: Дрофа: Вече, 2003.—476 с.
  9. История средних веков: Учебник./ Авт.- сост. Гуревич А.Я.,
  10. Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 тома . Л.: Наука, 1987.
  11. Псалтирь в староотеческом изъяснении. / Сост. Житомирский женский монастырь святой Анастасии Римляныни – Житомир: НИ-КА, 2005. – 593 с.
  12. Романов Б. Поэты, пророки, цари. Ветхий Завет в русской поэзии.// Лепта. – 1994 -- №20 – С. 156—161.
  13. Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Вече, 1998. – 435 с.
  14. Харитонович Д.Э. -- М.: Интерпракс, 1995 –352 с.
  15. Чередниченко М.В. Духовная лирика XVIII века.// Открытый урок по литературе / Сост. Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – М.: Московский лицей, 2001. – С. 145-155.

Об авторе: Рутнер Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №106 Кировского района г.о. Самары, Россия. Фото: Светлана Юсупова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 Ngbbch • 17:00, 15.12.2014
Спасибо,коллега...Я тоже акцентирую внимание на вопросах нравственности на уроках литературы...но начинаю это с УНТ...а точнее, со сказки "Иван -крестьянский сын..."И одним из важнейших компонентов нравственности я выделяю чувство ответственности...Когда есть ответственность,все остальное потихоньку приобретается...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 ichekmareva • 16:29, 10.08.2014
Спасибо за интересную статью. Хотя больше это похоже на целую программу внеклассного чтения по литературе.для 5-9 классов. Очень важную тему вы затронули и видно, что провели большую кропотливую работу.
[Материал]