Для чего?
Используя драматизацию на уроках литературы, мы добиваемся сразу нескольких целей:
- пробуждаем интерес к предмету;
- воспитываем эстетический вкус, повышаем культурный уровень;
- помогаем лучше понять идейное содержание произведения, глубже погрузиться в ткань повествования;
- развиваем навыки общения;
- уменьшаем страх перед публичными выступлениями;
- увеличиваем словарный запас.
Формы подобных занятий могут быть разными
- Ролевое чтение текста. Оно занимает лишь часть урока, но требует предварительной домашней подготовки. Чаще всего применяется при изучении басен или небольших рассказов, содержащих объемные диалоги. В старших классах дети с удовольствием читают по ролям яркие сцены из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», драмы А.Н. Островского «Гроза», пьесы М. Горького «На дне».
- Пантомима. Очень интересна инсценировка произведения мимикой и жестами. Так, знакомясь с главой из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», описывающей поведение Наполеона, ожидающего ключей от Москвы, ребята изображают, как меняется поведение великого полководца. Это помогает лучше понять текст, обратить внимание на детали.
А также:
- Ожившие картины. Этот прием на уроке литературы удобно использовать, изучая финальные сцены произведений либо кульминационные эпизоды. Большой простор для проявления фантазии детей дает финал комедии «Ревизор» или последний акт в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Чтобы создать живую картину, ученики должны особенно внимательно перечитать страницы произведения, обратиться к авторским ремаркам.
- Постановка мини-спектакля отдельного эпизода или целого художественного произведения, безусловно, требует более кропотливой работы. Можно провести конкурс инсценированной басни, пусть ребята разделятся на группы, выберут басню, продумают костюмы. Хороший материал для постановки мини-спектакля дает поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Задействовать в постановке желательно весь класс, распределив между учащимися главы, рисующие образы помещиков. Задание можно дать перед началом изучения произведения, а проводить урок с инсценировками на заключительном этапе.
Как подготовиться?
Подобные уроки требуют вдумчивой и планомерной работы:
- Подготовительный этап включает в себя чтение и анализ текста. С малышами следует знакомиться с произведениями на уроке, а старшеклассники справятся с заданием самостоятельно.
- Репетиционный период — отработка интонации, выразительности, мимики, обдумывание костюмов, декораций.
- Презентация — последний просмотр представления учителем перед выступлением в классе.
В конце урока литературы с элементами драматизации полезно провести рефлексию, то есть обсуждение полученного результата. Для этого можно попросить ребят ответить на вопрос «Что это дало мне?».
Предостережение от ошибок
Чтобы добиться ожидаемого эффекта, необходимо учесть несколько важных моментов:
- Не стоит использовать такую форму работы чаще одного или двух уроков в месяц, так как она требует времени для подготовки.
- Для театрализованных представлений лучше подбирать тексты небольшого объема.
- Отдавать предпочтение темам, вызывающим интерес у учащихся.
- Учитывать возрастные особенности детей.
- Характер, индивидуальность и пол ребенка должны соответствовать исполняемой им роли.
Об авторе: Беляева Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы 30 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также