Методическая разработка урока по литературе «Тихая моя родина…»; 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сельменьгская средняя школа»
Методическая разработка урока по литературе на тему «Тихая моя родина…»
Разработчик:
Педосенко Яна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Тема: «Тихая моя родина…»
Класс: 6
Задачи:
Обучающая: знакомство с жизнью, творчеством Н.М. Рубцова, знакомство с понятием «тихая лирика», знакомство с теорией литературы. Воспитывающая: воспитание эстетических взглядов, любви к своей Родине, воспитание бережного отношения к природе, к личности писателя и его произведениям.
Развивающая: развитие познавательных качеств, необходимых для поиска нужной информации, развитие творческих способностей учащихся, формирование их мировоззрения. Развивать навыки работы с текстом, умение анализировать и делать выводы, извлекать нужную и информацию, учиться устному словесному рисованию, выразительному чтению стихотворений.
Аннотация:
Урок занимает особое место в системе изучения поэзии о природе родного края поэтов 19 и 20 веков. В учебниках среднего звена присутствует раздел, в котором дана пейзажная лирика. На основе наблюдений можно выполнить исследовательскую работу, чего требует от учителя и учащихся новый образовательный стандарт.
Оборудование: стихотворения Н.М. Рубцова, а также поэтов родного края, карточки, мультимедийная презентация, аудиозаписи композиций П.И. Чайковского и Н.М. Рубцова, картины художников и рисунки детей, литературоведческий словарь.
Ход занятия
Эпиграф: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
- Здравствуйте, ребята!
Наше занятие я хочу начать с одного из любимых моих стихотворений:
Березы
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
- Какие чувства вызвало у вас данное стихотворение? Назовите его основное настроение (чувство грусти, печали; задумчивое, спокойное)
- Какие звуковые образы использованы автором? (мы слышим еле уловимый шелест берёз, шум дождя и ветра)
- Какова динамика стихотворения, присутствует ли в нём какое-то движение?
- Почему при виде берёз у лирического героя «набегают слёзы на глаза, отвыкшие от слёз»? Что напоминают ему берёзы? (берёзы вызывают воспоминания о прошлом, автор вспоминает родные места, могилу матери, отца, деревню, детские годы: «с первых дней я с ними жил и рос»)
- О чём оно, какова его тема? (автор пишет о Родине, о любви к ней)
- С чем ассоциирует автор свою любовь к Родине? (поэт выражает свою любовь берёзе)
- Почему именно берёзе выражает свою любовь поэт? (берёза - символ России, ни в одной стране мира нет такого количества берёз, как в нашей стране. С.А. Есенин назвал наше Отечество «страной берёзового ситца»).
- Совершим небольшое путешествие в прошлое. Обратимся к традициям нашего народа. Без берёзы не обходится любимый нами народный праздник - Троица. Праздничную неделю называет семико-троицкой или русальной. Берёзами в это время украшали улицы, дома, церкви. Девушки плели венки из её веточек, гадали, водили хороводы.
- Назовите, ребята, самую известную хороводную песню.
- «Тихое», спокойное стихотворение, которое вы только что прослушали, принадлежит яркому, самобытному поэту 20 века Н.М. Рубцову. Прозвучавшая композиция «Октябрь» из цикла «Времена года» написана П.И. Чайковским, любимым композитором Рубцова.
В своём творчестве поэт продолжил традиции А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Клюева, С. Есенина, соединив любовь к родной земле, чистоту, музыкальность, искренность, простоту, душевность:
Но я у Тютчева и
Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..
- Запишем тему урока: «Тихая лирика» Н.М. Рубцова (1936-1971)
Перед вами слова, которые выражают всю суть поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». В этих строках заключена глубокая боль за судьбу Родины, великой России. Недаром они высечены на мраморной плите надгробия поэта.
- Скажите, ребята, чем мы будем заниматься на уроке, что мы будем изучать? (мы будем говорить о жизни и творчестве поэта, анализировать стихотворения)
- Обратите внимание на необычное сочетание: лирика «тихая», она словно живая, молчаливая. Что ещё мы должны выяснить на уроке? (мы должны выяснить, почему лирику Рубцова называют «тихой» и какие стихотворения можно отнести к данному направлению)
- Ответьте, ребята, почему изучение биографии занимает особое место на уроках литературы? (мы изучаем биографию, чтобы понять настроение, чувства, замысел произведения)
- Может быть, вы что-то знаете о жизни поэта?
Нелёгкой была судьба Николая Михайловича.
Родился он в многодетной семье (5-й ребёнок) в Холмогорском районе Архангельской области 3 января 1936 г., но колыбелью, святой землёй, родиной стала Вологодщина. Время было тяжёлое, голодное.Чтобы заглушить голод, дети пели. С малых лет он узнал горечь потерь: в 18-летнем возрасте умерла Надя, старшая сестра, любимица, певунья и хохотушка; началась война, отец ушёл на фронт, и связь с ним оборвалась, а в 1941 году от сердечного приступа умерла мать поэта. Николай Рубцов попал в детский дом, в село Никольское Вологодской области.
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
В сердце каждого ребёнка теплилась надежда, каждый верил в то, что окончится война, вернётся отец, снова появится семья.
Михаил Андриянович, отец поэта, возвратился невредим, но о сыне даже и не вспомнил, создал новую семью.
Была ещё одна мечта: Николай Михайлович грезил о море, о дальних странах, но в мореходку так и не поступил. Зато в 1962 году стал студентом Литературного института.
- Уже тогда поэзия Рубцова была свежим дыханием в советской литературе, чем-то необычным и чудесным. Однако творчество поэта не воспринимали всерьёз, нападали на него, ведь это было время научного прогресса. А Рубцов писал о самом простом и задушевном: о горнице, матери, колодце, в который заглядывают звёзды - то есть о том, что понятно каждому русскому человеку, близко его душе и сердцу.
В горнице
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Несмотря на такую критику, имена многих поэтов стёрлись, а стихи Н.М. Рубцова волнуют душу и сейчас, недаром многие его произведения были положены на музыку (более 100 песен) и стали по достоинству народными:
«В горнице», «Букет», «Звезда полей», «Берёзы», «Тихая моя Родина».
- Поэзия Рубцова не только живёт, но и дала название целому литературному направлению – «тихая лирика».
- В прямом или переносном значении употреблено слово «тихая»?
- Раз оно употреблено в переносном значении, следовательно, перед нами образное оценочное определение - эпитет.
- Давайте вспомним, что мы называем эпитетом.
Заглянем в литературоведческий словарь.
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») – художественное определение предмета, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.
Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь).
|
Деревянный столик Зелёные каштаны Субботний день Золотое кольцо Шёлковое платье |
Чудесный столик Могучие каштаны Весёлый день Золотое сердце Прелестное платье
|
- Какова же роль эпитета? (позволяет слову (выражению) обрести красочность, насыщенность, дать оценку какому-либо предмету, явлению или передать внутреннее состояние человека).
- Сейчас мы попробуем отыскать эпитеты в отрывках стихотворений Рубцова.
- Перед вами ещё одно «тихое» стихотворение Рубцова «Тихая моя Родина». Поэт посвятил его своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах.
- Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении? (Да) О чем? (О родине)
- Что вы представляете, когда слышите слово “родина”? (Ответы детей)
- Назовите слова-синонимы к слову “родина”. (Россия, Отчизна, Отечество, родная земля)
- В чём заключается необычность Родины Рубцова? Что можно сказать о её характере?
- Можем ли мы назвать свою Родину «тихой»?
- Чтение стихотворения
-
В стихотворении встретились непонятные
устаревшие слова. Объясним их
значение.
ПОГОСТ - сельское кладбище
в старину.
ОБОЗ – ряд повозок, которые
следуют друг за другом.
ОБИТЕЛЬ –
монастырь, храм или церковь.
- Стихотворение о Родине, о родном крае. Какой автор видит свою родину, какие картины он рисует? (деревушка, в которое вернулся герой; местные жители; обитель; деревянная школа; недалеко река)
- А что мы слышим в стихотворении, какие звуки присутствуют? (тишина…, тихо ответили жители, тихо проехал обоз, скрип колес, сено гребут в сеновал)
- Какие уловили запахи? Что почувствовали? (запах трав, сухого сена, запах, исходящий из болота)
- Что изменилось в родном селе за время отсутствия поэта?
- Как надо читать это стихотворение и почему? (перед нами воспоминания, следовательно, произведение читать нужно с грустью, медленно)
- Какие средства выразительности использует поэт, чтобы выразить свои чувства? (найдите сравнение, олицетворение (метафора): «речка за мною туманная будет бежать и бежать»)
- Символом чего является река? (река – жизнь, раз она бежит, то продолжается, человек связан с родиной, поэтому она бежит за лирическим героем)
- Почему река «туманная»? (человек не знает, что его может ожидать впереди, в будущем)
- Какие ещё эпитеты, помимо определений «тихая» и «туманная», присутствуют в стихотворении? Что они означают? («смертная, жгучая» связь с родной землёй, то есть неразрывная, крепкая, какую невозможно разорвать)
- Найдите строки, в которых выражена главная мысль стихотворения? (читаем последнюю строфу: до последних дней родина и человек неразделимы, это одно целое)
- Что вы можете сказать о художественном слове Рубцова? Является ли оно каким-то ёмким, красочным, метафоричным или перед нами всё-таки простое, задушевное русское слово?
- А что можно сказать о синтаксических конструкциях? ( перед нами простые предложения)
- Почему же Николай Михайлович назвал Родину «тихой»?
(Мы увидели, что автор наделил свою родину словом «тихая» неспроста. Для Н.М. Рубцова деревня – это и есть отчизна, которая отличается от города спокойствием, умением видеть прекрасное, слышать и чувствовать:
Мать России целой – деревушка,
Может быть, вот этот уголок.
- Перед вами известная картина А. Васнецова «Родина». Как сюжет произведения живописи связан с произведением словесным? (и у Рубцова, и у Васнецова Родиной является тихая деревушка со стогами сена, с избами
- Мы рассмотрели два стихотворения Рубцова: «Берёзы» и «Тихая моя Родина. Ребята, может, кто-то из вас знает стихотворения поэта наизусть?
- Так какие же стихотворения мы можем отнести к «тихой лирике»? Сейчас каждый из вас сделает вывод. Ответьте письменно одним предложением на вопрос: «Почему лирику Рубцова называют «тихой»?
- Кто желает прочитать свой вывод?
- Итак, подведём итог, напишите, почему лирика Рубцова является «тихой»:
1)негромкая, задушевная прелесть, простота русского слова;
2)спокойная интонация (в форме воспоминаний);
3)преобладание простых предложений.
- Чему учит читателя «тихая лирика» поэта? (автор выражает свою неугасимую любовь к родной земле, он чувствует с ней неразрывную, жгучую связь. Где бы ты ни родился, ты должен любить свою отчизну, гордиться ею, как гордился Николай Михайлович:
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
- Какие ещё эпитеты-определения, кроме слова «тихая» можно подобрать к поэзии Рубцова? (кристальная, родниковая, музыкальная)
- На Кубани есть немало представителей «тихой лирики». Например, известный поэт, «кобзарь» - Иван Варавва, который писал:
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой, -
Земля отцов - моя земля.
Здесь я родился, сильным рос я
Под тихим пеньем соловья.
И шепчут, шепчут спелые колосья:
Земля отцов - моя земля.
- Что роднит данное стихотворение с лирикой Рубцова? (тихие образы (нивы, тихое пенье соловья)
- Я хочу наш урок закончить словами:
У каждого есть родина на свете,
Любовь к ней не в словах, она в душе.
Поют там птицы и гуляет ветер
На этом и на звёздном рубеже.
Пусть в каждом сердце золотится колос
С её бескрайних солнечных полей,
Зовёт домой нас материнский голос:
«Не забывайте Родины своей!»
Домашнее задание:
выучить стихотворение Н. Рубцова наизусть;
творческое задание на выбор: написать сочинение-миниатюру «Природа родного края» или сочинить стихи о своей малой родине.
- Напоследок я хочу, чтоб вы услышали прекрасную песню «Купавы», написанную на слова Рубцова. Пока будет звучать запись, оцените проведённый урок. Поставьте себе оценку.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Педосенко Яна Сергеевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.