Методическая
разработка урока русского языка
с
использованием ИКТ по теме:
«Буквы
А и О на конце наречий»
учителя
русского языка и литературы
Станкевич
Марины Владимировны,
ГБОУ
ЦО «Технологии обучения»
г.
Москва
Предмет:
русский язык.
Класс:
7.
Тема
урока:
«Буквы А и О на конце наречий».
Цели:
познакомить учащихся с условиями выбора
и написания букв А и О на конце наречий
с приставками, сформировать умение
находить наречия на изученную орфограмму
и правильно их писать.
Задачи:
обучающие:
познакомить
учащихся с орфограммой «Буква О и А на
конце наречий»;
научить
применять её на практике;
расширить
знания о способах образования наречий;
углубить
представление об использовании наречий
в языке;
развивающие:
развивать
память, внимание, воображение;
развивать
способность логически мыслить,
сравнивать, анализировать, обобщать,
делать выводы, формулировать высказывания;
воспитательные:
воспитывать
познавательный интерес;
прививать
навыки самостоятельного овладения
знаниями;
воспитывать
культуру общения и поведения;
воспитывать
уважительное отношение к языку.
Формат
проведения:
очный, с применением ИКТ.
Технология:
дифференцированное
обучение;
информационно-коммуникативные
технологии.
Оборудование:
настольный
компьютер;
планшетный
компьютер;
проектор.
Используемые
материалы:
М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский
язык. 7 класс»;
раздаточный
материал (карточки с морфемами, карточки
с заданиями);
слайдовая
презентация.
Аннотация
к уроку:
Правописание
наречий – один из наиболее сложных
разделов орфографии. Данный урок знакомит
учащихся с правилом написания наречий.
В ходе занятия рассматривается правило
выбора суффиксов О/А на конце наречий,
формируются навыки его применения. Для
оптимизации процесса обучения используются
ИКТ. Визуальный материал способствует
лучшему восприятию знаний учащимися,
формирует навыки самостоятельной работы
и самопроверки.
Этап урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Используемые
ресурсы, оборудование, материалы
|
1. Организационный
момент.
|
Учитель
приветствует учащихся, настраивает
их на работу, предлагает проверить
готовность рабочего места к уроку.
|
Учащиеся приветствую
учителя, проверяют готовность к уроку.
|
|
2. Актуализация
знаний. Блиц-опрос.
|
1. Слово
учителя:
«Сегодня
мы продолжаем изучать такую важную и
сложную тему, как наречия. Но прежде
чем мы перейдём к новому материалу,
давайте в форме блиц-опроса вспомним
всё, что мы знаем об этой части речи».
2.
Демонстрируется слайд №1 с вопросами.
Учитель задаёт вопросы.
3. Особое
внимание акцентируется на последнем
вопросе.
Слово
учителя:
«Какие
способы образования наречий вы знаете?
От
каких частей речи образуются наречия?
С
помощью каких морфем?
Какой
способ, на ваш взгляд, самый продуктивный?»
4. Демонстрируется
слайд №2.
|
Учащиеся отвечают на
вопросы, вспоминают изученное о
наречиях, называют способы образования
наречий, приводят примеры.
|
Слайд
№1.
Слайд №2.
|
3. Мотивация учебной
деятельности учащихся. Постановка
цели и задач урока.
|
1. Работа
с карточками. Учитель раздаёт карточки
с морфемами и даёт задание:
- составить из них слова;
- определить морфемный
состав наречий;
- распределить их на две
группы;
- постараться увидеть
закономерность деления их на группы.
2. Слово
учителя: «Какие
слова у вас получились? Давайте
проверим». Демонстрируется
слайд №3.
«В
чём была основная трудность в составлении
слов? Очевидно, в выборе суффиксов -О
и -А на конце наречий. Действительно,
чтобы правильно написать наречия с
суффиксами -О и -А на конце, нужно знать
определённое правило. Именно ему будет
посвящён наш урок. Подводя итог нашей
вступительной беседы, сформулируем
тему и цель сегодняшнего урока.
Итак, тема урока –
«Буквы -А и-О на конце наречий», а цель
– научиться правильно писать эти
наречия. Откройте тетради, запишите
число, «классная работа» и тему.
|
1.
Учащиеся конструируют слова, сообщают
о возникших трудностях.
2. Учащиеся формулируют
тему урока и записывают её в тетрадь.
|
Слайд
№3.
Карточки
с морфемами
|
4. Усвоение новых
знаний.
|
1. Слово
учителя: «Запишите
в тетради в два столбика образованные
вами наречия. Выделите в них приставки
и суффиксы. Какую закономерность в
употреблении суффиксов -О и -А вы
заметили?Сформулируйте правило выбора
суффиксов -О и -А в наречиях, образованных
приставочно-суффиксальным способом».
2. Учитель демострирует
слайд №4, где в форме таблицы
сформулировано правило. Особое внимание
обращает на наречия, образованные
суффиксальным способом.
|
Ученики выполняют
задания, находят закономерность,
выводят правило.
|
Слайд
№4.
|
5. Первичное закрепление.
|
1.
Учитель делит учеников на две группы
и даёт задание: первая группа образует
наречия с помощью приставок и суффикса
-О, а вторая группа – с помощью приставок
и суффикса -А.
Задание
демонстрируется на слайде №5.
2. Слово
учителя: «Ребята,
вам, наверное, нелегко было без
подглядывания в табличку с правилом
выполнить это задание. Путались
приставки, суффиксы. Но есть один
ключик, который поможет нам легко
запомнить правило выбора суффиксов
-О и -А в наречиях. Этот ключ – слово
«окно».
Учитель
демонстрирует слайд №6.
3.
Работа с учебником. Учитель обращает
внимание на правило выбора суффикса
наречия в зависимости от способа его
образования.
4. Творческая
работа. Учитель предлагает выполнить
задание, размещённое на слайде №7.
После выполнения учащимися задания
на слайде с заданием появляются
правильные ответы.
|
1.
Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
Разделившись
на пары, учащиеся осуществляют
взаимопроверку.
2.
Учащиеся с удивлением обнаруживают,
насколько просто и легко можно запомнить
правило с использованием волшебного
слова.
3.
Учащиеся заполняют таблицу из упражнения
№245, ещё раз
формулируют правило.
4. Учащиеся выполняют
работу и сверяют свои ответы с
изображенными на слайде.
|
Слайд
№5.
Слайд
№6.
М.Т.
Баранов и др. «Русский язык. 7 класс»
Слайд №7.
|
6. Самостоятельная
работа.
|
Учитель
раздаёт карточки с заданиями.
Карточка
№1.
Вставьте
пропущенные буквы. Раскройте скобки.
Объясните правописание. Определите
способ образования наречия.
Карточка
№2, карточка №3.
Вставьте пропущенные
буквы, выделите изученную орфограмму.
|
Каждый учащийся
выполняет своё задание.
|
Карточки
с индивидуаль-ными
заданиями
|
7. Рефлексия. Подведение
итогов и оценка работы учащихся.
|
1. Слово
учителя: «Давайте
подведём итог сегодняшнего урока.
Какие цели и задачи каждый из вас
ставил перед собой в начале урока? Что
нового вы сегодня узнали? Сформулируйте
правило выбора суффикса -О и -А на конце
наречий».
2. Учитель оценивает
работу класса и каждого ученика, ставит
оценки.
|
Учащиеся отвечают на
поставленные вопросы, делают выводы.
|
|
8. Домашнее задание.
|
Учитель
объясняет домашнее задание.
1. Выучить
правило.
2.
Выполнить упражнение №247.
3. Выполнить тест
(ссылка).
|
Учащиеся записывают
домашнее задание.
|
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test33.xml
|