Разработка урока русского языка по теме: "Репортаж как жанр публицистики"; 8 класс
Задачи:
Обучающая: формирование представлений о жанровых особенностях репортажа;
Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа, совершенствование умения наблюдать события текущей жизни, давать им оценку, обсуждать, анализировать;
Воспитательная: формирование интереса к творческому труду, профессии журналиста, воспитание осознанной потребности в знаниях.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа;
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяю правила делового сотрудничества;
Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные: умеют работать в группе, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал, мультимедийный проектор, учебник « Русский язык 8 класс» п/р М.М.Разумовской и др. М.: Дрофа, 2002.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока |
Цель данного этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Стадия вызова
Прогнозирование |
Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по разделу «Текст. Стили речи»
Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. |
Приветствует учащихся. Слово учителя: 18 ноября 2014 года. Я веду свой репортаж из стен Двинской средней общеобразовательной школы. Сегодня здесь гостеприимно распахнуты двери для молодых педагогов Тугулымского городского округа. Они приехали сюда, чтобы посетить уроки не только учителей-стажистов, но и своих коллег – таких же молодых специалистов, начинающих педагогическую деятельность, обменяться своим небольшим еще опытом работы и наметить планы на будущее. Давайте вместе с ними зайдем в 21 кабинет, где проходит урок русского языка в 8 классе. - Ребята, скажите, в каком жанре создана речь, которую вы только что услышали? (репортаж) - К какому стилю речи относится репортаж? (публицистическому) - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Что мы сегодня будем изучать?
- Для того, чтобы познакомиться с репортажем, как жанром публицистики, что мы должны будем узнать сегодня на уроке?
- Для начала давайте вспомним особенности публицистического стиля речи. -В каких жанрах реализуется данный стиль? (заметка, интервью, репортаж)
- Поскольку наша с вами задача на сегодня познакомиться с репортажем, я попрошу вас обратиться к словам известного лингвиста Г.Я.Солганика: «Репортаж – это глаза и уши читателя». Исходя из данного высказывания, а также особенностей публицистического стиля, попробуйте сформулировать определение репортажа.
|
Приветствуют учителя. Слушают слово учителя.
Формулируют ответы на вопросы учителя.
Формулируют тему урока: «Репортаж как жанр публицистики». Делают записи в тетрадь даты и темы урока. Формулируют задачи урока: - Узнать, как создается репортаж, познакомиться с языковыми и стилевыми особенностями репортажа. Учащиеся называют особенности публицистического стиля, перечисляют жанры публицистического стиля.
Учащиеся формулируют определение репортажа самостоятельно, а затем проверяют себя по материалу п. 41. стр. 212.
|
Регулятивные: организация рабочего места
Личностные: формирование интереса к учению
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование и прогнозирование собственной учебной деятельности; выполнение пробного учебного действия; фиксация индивидуального затруднения в пробном действии; |
Стадия реализации смысла |
Активное получение новой информации; осмысление новой информации; соотнесение новой информации с собственными знаниями; отслеживание процесса познания и собственного понимания |
- Очень близка к жанру репортажа заметка. Сейчас я попрошу вас самостоятельно поработать с заполнением таблицы на материале п. 41 с последующей взаимопроверкой. - Давайте проверим свои предположения и поработаем с двумя текстами. Ваша задача: определить жанр каждого текста и доказать.
- Молодцы. Вы научились отличать репортаж от заметки, но все-таки основная наша задача – узнать, как строится репортаж - еще не решена. Поэтому я вновь предлагаю вам обратиться к учебникам на стр. 213 – 215 и поработать с заполнением таблицы «Строение и языковые особенности репортажа». Работа в парах. Познакомить с термином – «эффект присутствия» |
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (приложение №1)
Учащиеся работают с текстами, делают выводы. (приложение 2)
Учащиеся работают с таблицей и учебником (приложение 3) |
Познавательные: структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксация индивидуального затруднения в пробном действии; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной точностью и аргументацией; Личностные: осознание личной заинтересованности в изучении нового материала
|
Стадия рефлексии |
Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
- А сейчас я вас прошу проверить свои знания на практике и немного поработать репортерами. Разделитесь на три группы. Каждой группе предстоит вести репортаж с определенного места. Вот здесь вам необходимо как можно ближе почувствовать «эффект присутствия» и передать его нам. В помощь вам я предлагаю небольшие памятки со словами для справок. (приложение №4)
После 10-минутной самостоятельной работы идет прослушивание и обсуждение созданных репортажей. Давайте сделаем вывод, что же характерно для репортажа и составим «ПАМЯТКУ» (приложение 5) - Оцените, пожалуйста, свою деятельность и тех, кто работал с вами в группе по листам самоконтроля
|
Учащиеся работают группами, составляя репортаж по картинам В.Г.Григорьева «Вратарь» А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» К.Ф.Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»
Учащиеся совместно с учителем составляют «памятку». Учащиеся заполняют «листы самоконтроля» |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные: оценивание усвоенного содержания.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной точностью и аргументацией. |
Задание на дом |
Самоконтроль и самооценка |
Домашнее задание будет сегодня дифференцированным. «5» - составить репортаж на тему «Большая перемена в нашей школе» «4» - выполнение упражнения 364 «3» -составить словарный диктант (8-10 словосочетаний) на тему «Стили речи» |
Учащиеся выбирают посильное домашнее задание, записывают. |
Личностные: самоопределение, направленное на достижение ситуации успеха |
Приложение 1
Жанры публицистики
Особенности жанра |
Репортаж |
Заметка |
Общее в содержании |
Сообщается о каком – либо общественно важном событии |
|
Различие в содержании |
Изображает событие как совершающийся процесс
|
Сообщает о событии как совершившемся факте |
Позиция автора |
Личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется |
Автор сознательно остается «в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коскова Галина Владимировна
→ koskova68 03.07.2015 0 14743 1318 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы