Разработка урока русского языка по теме: "Репортаж как жанр публицистики"; 8 класс

Разработка урока русского языка по теме: "Репортаж как жанр публицистики"; 8 класс

Задачи:

Обучающая: формирование представлений о жанровых особенностях репортажа;

Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа, совершенствование умения  наблюдать события текущей жизни, давать им оценку, обсуждать, анализировать;

Воспитательная: формирование интереса к творческому труду, профессии журналиста, воспитание осознанной потребности в знаниях.

 

Планируемые результаты:

Предметные: умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа;

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяю правила делового сотрудничества;

Метапредметные:

Познавательные: структурируют знания, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умеют работать в группе, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Оборудование: иллюстративный и раздаточный  материал, мультимедийный  проектор, учебник « Русский язык 8 класс» п/р М.М.Разумовской и др. М.: Дрофа, 2002.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

урока

Цель данного этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Стадия вызова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование

Актуализация и обобщение  имеющихся у учащихся знаний по разделу «Текст. Стили речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Приветствует учащихся.

Слово учителя:

18 ноября 2014 года. Я веду свой репортаж из стен Двинской средней общеобразовательной школы. Сегодня здесь гостеприимно распахнуты двери для молодых педагогов Тугулымского городского округа. Они приехали сюда, чтобы посетить уроки не только учителей-стажистов, но и своих коллег – таких же молодых специалистов, начинающих педагогическую деятельность, обменяться своим небольшим еще опытом работы и наметить планы на будущее. Давайте вместе с ними зайдем в 21 кабинет, где проходит урок русского языка в 8 классе.

- Ребята, скажите, в каком жанре создана речь, которую вы только что услышали? (репортаж)

- К какому стилю речи относится репортаж? (публицистическому)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Что мы сегодня будем изучать?

 

 

 

- Для того, чтобы познакомиться с репортажем, как жанром публицистики, что мы должны будем узнать сегодня на уроке?

 

 

 

 

- Для начала давайте вспомним особенности публицистического стиля речи.

-В каких жанрах реализуется данный стиль? (заметка, интервью, репортаж)

 

 

 

 

 

 

 

- Поскольку наша с вами задача на сегодня познакомиться с репортажем, я попрошу вас обратиться к словам известного лингвиста Г.Я.Солганика: «Репортаж – это глаза и уши читателя». Исходя из данного высказывания, а также особенностей публицистического стиля, попробуйте сформулировать  определение репортажа.

 

Приветствуют учителя.

Слушают слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы учителя.

 

 

 

Формулируют тему урока: «Репортаж как жанр публицистики». Делают записи в тетрадь даты и темы урока.

Формулируют задачи урока:

- Узнать, как создается репортаж,

познакомиться с языковыми и стилевыми особенностями репортажа.

Учащиеся называют особенности публицистического стиля, перечисляют жанры публицистического стиля.

 

 

 

 

Учащиеся формулируют определение репортажа самостоятельно, а затем проверяют себя по материалу п. 41. стр. 212.

 

 

 

 

Регулятивные: организация рабочего места

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: формирование интереса к учению

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

 

 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование и прогнозирование  собственной учебной деятельности; выполнение пробного учебного действия; фиксация индивидуального затруднения в пробном действии;

Стадия реализации смысла

 Активное получение новой информации; осмысление новой информации; соотнесение новой информации с собственными знаниями; отслеживание процесса познания и собственного понимания

- Очень близка к жанру репортажа заметка. Сейчас я попрошу вас самостоятельно поработать с заполнением таблицы на материале п. 41  с последующей взаимопроверкой.

- Давайте проверим свои предположения и поработаем с двумя текстами.

Ваша задача: определить жанр каждого текста и доказать.

 

- Молодцы. Вы научились отличать репортаж от заметки, но все-таки основная наша задача – узнать, как строится репортаж - еще не решена. Поэтому я вновь предлагаю вам обратиться к учебникам на стр. 213 – 215  и поработать с заполнением таблицы «Строение и языковые особенности репортажа». Работа в парах.

Познакомить с термином – «эффект присутствия»

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (приложение №1)

 

Учащиеся работают с текстами, делают выводы.

(приложение 2)

 

Учащиеся работают с таблицей и учебником (приложение 3)

Познавательные: структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксация индивидуального затруднения в пробном действии;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной точностью и аргументацией;

Личностные: осознание личной заинтересованности в изучении нового материала

 

Стадия рефлексии

 Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

- А сейчас я вас прошу проверить свои знания на практике и немного поработать репортерами. Разделитесь на три группы. Каждой группе предстоит вести репортаж с определенного места. Вот здесь вам необходимо как можно ближе почувствовать «эффект присутствия» и передать его нам.

В помощь вам я предлагаю небольшие памятки со словами для справок. (приложение №4)

 

После 10-минутной самостоятельной работы идет прослушивание и обсуждение созданных репортажей.

Давайте сделаем вывод, что же характерно для репортажа и составим «ПАМЯТКУ»

(приложение 5)

- Оцените, пожалуйста, свою деятельность  и тех, кто работал с вами в группе по листам самоконтроля

 

 

Учащиеся работают группами, составляя репортаж по картинам В.Г.Григорьева «Вратарь»

А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

К.Ф.Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»

 

 

 

 

Учащиеся совместно с учителем составляют «памятку».

Учащиеся заполняют «листы самоконтроля»

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные: оценивание усвоенного содержания.

 

 

 

 

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной точностью и аргументацией.

Задание на дом

Самоконтроль и самооценка

Домашнее задание будет сегодня дифференцированным.

«5» - составить репортаж на тему «Большая перемена в нашей школе»

«4» - выполнение упражнения  364

«3» -составить словарный диктант (8-10 словосочетаний) на тему «Стили речи»

Учащиеся выбирают посильное домашнее задание, записывают.

Личностные: самоопределение, направленное на достижение ситуации успеха

Приложение 1

Жанры публицистики

Особенности жанра

Репортаж

Заметка

Общее  в содержании

Сообщается о каком – либо общественно важном  событии

Различие в содержании

Изображает событие как совершающийся процесс

 

Сообщает о событии как совершившемся факте

Позиция автора

Личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется

Автор сознательно остается «в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию

 


Полный текст материала Разработка урока русского языка по теме: "Репортаж как жанр публицистики"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коскова Галина Владимировна  koskova68
03.07.2015 0 14710 1318

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК