Методические рекомендации по теме: "Научно-исследовательская работа "Символика цвета в лирике М.Цветаевой"; 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №62 г.Хабаровска
Научно- исследовательская работа
по теме:
«Символика цвета
в лирике
Марины Цветаевой»
(методические рекомендации)
Выполнила учитель русского языка и литературы:
Сагнибедова Ирина Анатольевна
Данная работа рассчитана на 2- 3 года.
Форма организации исследовательской деятельности учащегося-
1.Элемент исследования в рамках учебного предмета «Поэты Серебряного века».
2.Конференция научного общества учащихся в секции «Русский язык и литература».
Жанр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ПРЕДМЕТНОЙ СЕКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ В СЕКЦИИ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».
Цель:
Изучить жизнь и творчество М.Цветаевой и выявить: Так ли традиционна символика цвета в лирике М.Цветаевой, как ее представляют в традиционном ее значении при Цветотерапии в медицине и психологии.
Задачи:
Определить:
-какой цвет присутствует в поэзии Марины Цветаевой,
-как рождалась своя символика того или иного цвета у Марины,
-с чем это рождение было связано.
Приемы:
1.Обращение к исследователям творчества М. Цветаевой.
( ресурс интернета, библиографические справочники, дополнительная литература…, энциклопедии)- к пунктам 1., 2. Нашей программы.
2.Знакомство с лекциями по Цветоведению (сайт Саши Михалькевича и др. интересные работы).
2а).Представление фотографий ,рисунков с изображением различных символов в истории.-п.2
3. Посещение художественного музея, с целью понять символику цвета в раскрытии образов, характеров героев, образов…
4.Формирование карточек – исследований для систематизации материала, для анализа своей деятельности.
Предлагаю 2 вида таких карточек:
1).что говорят исследователи , родственники о присутствии цвета в жизни Марины , о предметах ее окружавших;
как окрашивает сама Марина предметы, события в жизни в тот или иной цвет.
2).выписать словосочетания , предложения с использованием цвета непосредственно из лирики поэта.
5. Анализ полученного материала.
6.Систематизация, м.б. в виде таблицы (основные цвета, их оттенки, даже названия образов и предметов могут у Марины нести цветовую нагрузку)
7. Логическое умозаключение, вывод.
Структура:
1.Кто занимался исследованием творчества Марины?
Что привлекало в поэте исследователей?
2.Что значит «символ»? какие они бывают? Где, на чем мы их встречаем?- флаги, гербы, Цветотерапия в медицине, в психологии…
3.Традиционное значение цветовых символов.
4.Роль цвета в лирике Марины.
а).Имя Марины- «морская»(латинский)- несет в себе как неповторимый сложный характер, так и различные цветовые оттенки морской стихии, которые , конечно, отразятся на ее характере, судьбе.
Цветаева- сама судьба связывает ее через особое восприятие цвета уметь передавать душевные волнения, переживания, радости… ( обыграть имя, фамилию).
б) ДЕТСТВО:
Какое значение цвета присваивает маленькая Марина предметам детства
н/п, белый- черный : рояль- сначала страх «+», потом тайна «- «, красный: Москва, рождение, торжество… и др.
Это самое интересное исследование, как рождается в человеке поэт, как формируются образы и выливается в живописные картины жизнь человека необычайно интересного.
Примечание:
во время работы важно найти интересные находки из жизни. Оформить каждый цвет на отдельных карточках-(свой цвет)-в каждом цвете будет своя история рождения видения цвета. Эту работу надо учителю контролировать, педагог видит самостоятельную работу учащегося, вместе происходит обсуждение найденного, у ученика возрастает интерес к поиску материала все больше, чувствуется поддержка и укрепляется связь и доверие учитель-ученик.
На этом этапе возникает вопрос А можно ли вывести в отдельную группу не только сам цвет его значение, но и предметы, которые с этим цветом связаны ( Москва- «красный», «мертвые»- черные, «живые»- белые, стихи-брызки из фонтана-серебро-ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ Марины и др.????
Конечно, можно и это можно вывести в отдельную главу.
В). Творчество.
Этапы творческого пути. ( как меняется значение цвета с политическими событиями в стране, особенно,приходом революции) .
Здесь, конечно, будет таблица, какие цвета, с какой частотностью, в каких образах возникают в разные периоды жизни.
Г). Люди, встречающиеся на пути Марины, тоже связаны с цветом(мать, сын, дочь, муж, друзья, поэты, враги, …).
Работа может перейти в детальное наблюдение над цветом в сравнении с другими поэтами Серебряного Века.
Н/п, « Как меняется символика цвета в мировоззрении поэтов нового столетия»,
5)вывод, что влияет на символику цвета в представлении поэтов в разную эпоху, в разные периоды жизни человека. Насколько разнится взгляд на символику самого ученика со взглядом поэта? Насколько понятен стал поэт читателю после изучения цвета в его жизни и стихотворениях?
Методы диагностики образовательного результата:
1.Соответствие содержания работы заявленной теме.
2. Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность
3. Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования
4. Обоснованность и адекватный подбор методов исследования
5. Глубина анализа литературы по исследуемой теме
6. Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность
7. Глубина самостоятельного анализа полученных результатов
8. Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами
9. Соблюдение требований к оформлению работы
10. Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сагнибедова Ирина Анатольевна
→ Публикатор 29.10.2016 0 2864 227 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.