Методическая разработка знакомит учащихся с творчеством А. С. Пушкина в Михайловском; урок способствует развитию умения создавать устные высказывания; выразительно читать стихи; анализировать художественное произведение, используя теоретико-литературные термины, развивает интерес к творчеству поэта.
24.11.2025
Методическая разработка содержит материал, направленный на понимание учащимися глубинного смысла заглавия комедии и его связи с основным конфликтом и идейным содержанием произведения.
20.11.2025
Методическая разработка урока раскрывает особенности романтической лирики А. С. Пушкина периода южной ссылки (1820–1824), способствует развитию навыков текстологического анализа поэтического произведения.
20.11.2025

Презентация к уроку литературы в 9 классе по творчеству Лермонтова.
04.03.2025
Онлайн-тестирование предназначено для учащихся 9 класса. Проверяется знание биографических сведений Лермонтова. Задания составлены с выбором одного правильного ответа.
11.03.2024
Презентация к уроку литературы "Анализ 4 действия комедии "Ревизор" для 9 класса.
27.02.2023
Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.
22.04.2022
Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, познакомиться с фрагментами биографии писателей и поэтов ВОВ.
17.04.2022
Итоговое тестирование по литературе Смоленщины (9 класс).
17.04.2022
Цель: знакомство с жизнью и творчеством Юрия Коваля на основе чтения статьи учебника и анализа её содержания по вопросам; подготовка к пересказу по плану.
31.10.2021
Работа с концептом "луна" на уроке обобщения после изучения романа "Евгений Онегин" в 9 классе.
05.05.2021
В статье затрагивается тема лермонтовской концепции человека – как существа не только разумного, но и деятельного. Автор статьи исследует образ главного героя как представителя не только определенной эпохи и социальной среды, но рассматривает личность Печорина как неповторимо-индивидуальное проявление конкретно-исторического и общечеловеческого, видового и родового. Замечено, что Лермонтов руководствовался и философскими теориями и собственной интуицией.
20.03.2021
Цель занятия: стимулировать интерес к изучению литературы и истории.
26.01.2021
Цели и задачи: помочь учащимся реально представить себе лицо поколения людей, которые в 41 году шагнули прямо в ад войны.
27.10.2020
Материал к проведению урока литературы.
22.09.2020
Цели урока: помочь учащимся осознать личностную значимость данного произведения.
03.09.2020
Цель: выявить, как отразилась на характере Онегина его деревенская жизнь, определить, что сблизило Онегина и Ленского.
08.05.2020
Цель: проверка знаний учащихся творчества Н.Карамзина, умения выделять признаки сентиментализма в произведениях русской литературы, проверка знания текста повести «Бедная Лиза». Презентация состоит из 16 слайдов: титульный, 14 слайдов с заданиями, слайд с результатами. После прохождения теста изменения не сохранять!
02.12.2019
В данной разработке дается презентация к уроку литературы 9 класс по произведению М. Шолохова "Судьба человека".
01.10.2019
Конспект внеклассного мероприятия "Литературная конференция, посвященная творчеству Владимира Николаевича Крупина"; 9 класс. Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Н.Крупина.
08.08.2019
Цель: формирование мотивации деятельности к познанию и повышению уровня теоретических знаний и музыкальной памяти; развитие потребности в обновлении и расширении объема знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии зарубежных и отечественных композиторов, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. В архиве содержатся 3 файла: КИМ, вариант для учителя с ответами, в пояснительной записке - примерное оценивание.
24.06.2019
Урок направлен на практическую работу с художественным словом с выходом на проблемы текста и поиск путей их решения. Используются технологии критического мышления и эмоционального интеллекта, а также стратегия чтения рассказа с остановками. Актуализируется тема Года театра в РФ в 2019 году. Урок может быть проведен с аудиторией подросткового возраста.
20.03.2019
Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь – свою собственную. Любители же книг получают уникальную возможность проживать жизни полюбившихся героев, вместе с ними испытывать то, что выпало им испытать по воле руки автора. Хочешь, я тебе почитаю?
13.01.2019
Урок для учащихся 9 класса. Знакомство с любовной поэзией М.Ю. Лермонтова и избранницами, которым поэт адресовал свои любовные стихотворения.
20.10.2018

Викторина «Славной России достойнейший сын!» посвящена русскому литератору, историку, издателю, основоположнику русского сентиментализма Николаю Михайловичу Карамзину. Она может быть использована на уроках истории и литературы учащимися 8 - 9 классов.
11.06.2018
Викторина по произведениям российских детских поэтов «В День поэзии, куда же без стихов?!!» предназначена для учащихся младших классов и может быть использована как на уроках литературного чтения, так и во внеурочное время, например, к Всемирному дню поэзии.
15.05.2018

Голос Ольги Федоровны Берггольц запомнился не только близко знавшим ее людям, но и всем ленинградцам. «Голос, полный неподдельной любви и сострадания к ленинградцам, голос, опаленный ненавистью к врагу, голос, взывающий к жизни, к борьбе» - так говорили о нем.
27.08.2017

Интерактивный кроссворд «Имя моё - Марина» предназначен для обучающихся 9 -11 классов.
26.08.2017

Комплексная методическая разработка, рассчитанная на учащихся старшего звена, знакомит с биографией и творчеством выдающегося немецкого поэта, публициста Генриха Гейне.
31.05.2017

Ресурс представляет собой интерактивный тест – презентацию MS PowerPoint на основе шаблона А.А.Баженова.
Цель: проверка знаний учащихся творчества Н.Карамзина, умения выделять признаки сентиментализма в произведениях русской литературы, проверка знания текста повести «Бедная Лиза».
18.01.2017