Конспект урока литературы "Войной расстрелянные строки"


Конспект урока по литературе Смоленщины

учителя русского языка и литературы

Кухаревой В.А.

 

Тема: « Войной расстрелянные строки»

Цель:

дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, познакомиться с фрагментами биографии писателей и поэтов ВОВ.

Задачи:

1. Приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины.

2. Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни.

3. Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

 Оборудование: мультимедийная презентация «Войной расстрелянные строки», подготовленная учениками совместно с учителем во время работы над проектом, слайд-шоу под песню «Журавли», карта Смоленской области, схема - карта с отметками мест гибели поэтов, выставка книг, карточки, заготовки для создания газеты «Войной расстрелянные строки».


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступительное слово учителя

 

 

 

 

 

Сообщение темы урока

1ведущий

2.3 слайд

Под музыку

 

 

1 чтец

Инсценировка стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Песня «До свидания мальчики»

 

2 ведущий

4 слайд

 

 

 

 

1 ведущий

5 слайд

 

Работа с картой (дети выходят к доске и отмечают флажками места гибели поэтов)

7.8 слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

 

1 ведущий

9 слайд

 

2 чтец

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 чтец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

10 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

4 чтец

 

 

 

 

 

 

1 ведущий

11 слайд

 

 

5 чтец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ведущий

 

6 чтец

 

 

 

 

2 ведущий

12 слайд

 

 

7 чтец

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

 

1 ведущий

13 слайд

 

 

 

 

8 чтец

 

 

 

 

 

Выстраиваются все чтецы-поэты

Учитель

 

 

14 слайд

 

 

 

 

 

 

 

9 чтец

(Екиманцев «Поэты»)

15 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик держит листок с карандашной записью стихов

 

 

 

 

 

 

 

Ведущие по строчке

16 слайд

 

 

 

 

 

10 чтец читает стихотворение полностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук метронома

Минута молчания

Все вместе

 

17 слайд

Звучит песня «Журавли»

Слайд-шоу

 

 

 

 

Рефлексия

 

(учащимся раздаются карточки-напоминания)

Создание синквейна

(на листочках)

Выпуск газеты (краткосрочный проект)

 

 

Обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация газеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если останется время зачитать отрывки из статьи Павла Белова, старшего научного сотрудника историко-краеведческого отдела музея

 

 

Планы для следующего проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание участия в проекте

Сценарий урока

Мы с вами завершили проект «Войной расстрелянные строки», над которым работали в течение 4 недель. И сегодня у нас презентация этого проекта.

 

 

Давно отбушевала военная гроза. Давно на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны.

Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след - свои стихи .

У эшелона обнимемся.
Искренняя и большая
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть.
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощанье:
"Милая, я вернусь.
Я должен вернуться, но если.
Если случится такое,
Что не видать мне больше
Суровой родной страны,-
Одна к тебе просьба, подруга
Сердце свое простое
Отдай ты честному парню,
Вернувшемуся с войны".

 

 

До Вов в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417.

Самому старшему из них - Самуилу Росину - было 49 лет, самым младшим -Всеволоду Багрицкому, Борису Смоленскому -едва исполнилось 20.

 

Наш рассказ о поэтах — фронтовиках, погибших в боях за Родину на Смоленской земле. Запомните их имена:

 

-Московский поэт Вячеслав Афанасьев погиб при освобождении Смоленска.

-Самолет штурмана Василия Горбатенкова был подбит под Смоленском и упал вблизи поселка Катынь.

- Белорусский поэт Геннадий Шведик, солдат пулеметной роты 210 стрелкового полка 32 стрелковой дивизии,пал смертью храбрых при освобождении деревни Двоешки Гжатского района.

-Туркменский поэт Шали Кекилов скончался от ран в полевом лазарете деревни Досугово Монастырщенского района.

-Татарский поэт Касым Вахитов пал в бою под Кармановым.

 

Это были люди разных возрастов и национальностей, разной меры таланта, признанные поэты и начинающие, которых фронтовая судьба свела вместе на поле боя. В своем патриотическом отклике на зов родине они были едины.

 

Смоленский поэт Борис Шашков в стихотворении «Перед боем» клялся Отчизне:

Мы ринемся в бой

соколиный

да так,

Чтоб небо взревело

от грома атак,

чтоб зубы скрипели,

трещали хребты,

со смертью в обнимку

и с пулей на «ты»…

 

И этот приказ для поэта Бориса Шашкова прозвучал 22 июня 1941 года. Со Смоленского аэродрома в этот солнечный воскресный день поднял он по тревоге в воздух свой бомбардировщик. Летчик лейтенант Шашков с боевого задания не вернулся: он пал смертью храбрых в первом бою с врагом.

Поэты-фронтовики в полной мере разделили со своим народом и боль отступлений, и радость побед, и потери близких.

 

О нашем времени расскажут.

Когда пройдем, на нас укажут

И скажут сыну:

- Будь прямей!

Возьми шинель-

покроешь плечи,

Когда мороз невмоготу,

А тем- прости:

им было нечем

Прикрыть бессмертья наготу,-

 

так писал молодой ивановский поэт Николай Майоров. У него была до обидного короткая жизнь, а еще короче творческая биография. При жизни он не успел опубликовать в печати ни одного своего стихотворения.

В 1941 Николай Майоров со студентами истфака Московского университета роет под Ельней окопы. Но всей душой поэт рвется на фронт. В стихах Н. Майорова звучит голос поколения, голос, предсказывавший т рудную судьбу и вместе с тем счастье победы над смертью.

 

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше,

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового.

И пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

 

Силой самопожертвования проникнуты стихи новосибирского поэта Бориса Богаткова «Перед наступлением» :

 

Поклялись мы,

что станем снова

На родимые рубежи!

И в минуты битвы суровой

Нас, гвардейцев, не устрашит

Ливень пуль,

сносящий пилотки,

И отживший немецкий дзот…

Только бы прозвучал

короткий,

Долгожданный приказ;

«Вперед!»

 

О гибели под Ельней Старшего сержанта Бориса Богаткова поведали его товарищи по оружию:

« Шел бой за высоту. Захлебнулась одна атака, вторая. И тогда гвардии старший сержант поднял своих автоматчиков и снова бросился вперед. Наша пехота ворвалась во вражеские окопы, но закреплялась в них уже без Богаткова. Он пал в боб…»

 

Предвоенные стихи Самуила Росина полны предчувствия опасности, нависшей над страной. И сознания своей ответственности за все, происходящее в мире:

 

Я себе вопрос серьезный

Задаю не в первый раз:

Если час настанет грозный,

Как ты встретишь этот час?

Не колеблясь. не тоскуя,

Можешь ты отдать в бою

За страну свою родную

Жизнь и молодость свою?

 

Поэт Самуил Росин вместе с другими московскими писателями- добровольцами вступил в ряды Советской Армии. Не колеблясь, он отдал свою жизнь за Родину. К сожалению, фронтовые стихи до нас не дошли.

 

Московский поэт Вадим Стрельченко. Несмотря на то что был освобожден от службы в армии, пошел добровольцем в народное ополчение. В годы войны погибли многие его стихотворения. Так и не увидев света, а сам он погиб в 1942 году под Вязьмой.

 

Да пройду я веселым шагом,

Ненавистный лжецам и скрягам,

Славя яблоко над землей!

Тонкой красной материи флагом

Защищенный, как толстой стеной.

 

Поэты уходили на фронт не только поэтами. Они были рядовыми солдатами, летчиками, политруками. Они « мужество, как знамя пронесли». Они пали в боях под Смоленском и Ельней, Вязьмой и Гжатском.

 

Многострадальная Смоленская земля приняла их и прикрыла, как мать, памятниками и обелисками. Они ушли на фронт в сорок первом, чтобы остаться в наших сердцах, в памяти грядущих поколений.

 

Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.

 

Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.

И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.

И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната —
Самая последняя строка.

Спят поэты — вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!

 

Люди!

Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какою ценою завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните.

 

 

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

 

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

(Р.Рождественский)

 

 

Мы помним!

 

 

 

 

 

 

Наш литературный монтаж составлен по стихам поэтов, погибших на Смоленщине.

А сейчас мы на время тоже станем поэтами, и каждый из вас сочинит не обычное стихотворение, а синквейн.

Давайте вспомним, что это такое?

Итак, ваша задача написать синквейн по теме урока. Для этого выберете себе листочек бумаги такого цвета, с каким у вас ассоциируется наше мероприятие.

Чтение синквейнов

А теперь из ваших домашних заготовок и составленных синквейнов создадим газету « Войной расстрелянные строки»».

 

 

 

День Победы был и остается священным днем для всех людей нашей страны. Кажется, что все это было так давно – целых 72 года назад! Очевидцев тех событий с каждым годом остается все меньше и меньше, но из поколения в поколение передается благодарность и восторженное отношение нашего народа к тем, кто ценой своей жизни освободил родную землю.
Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о войне? Потому что без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Именно поэтому вам, современной молодежи, нужно знать и не забывать о больших и малых подвигах своих дедов и прадедов.

 

И я хочу привести пример того, как в разные годы дети, подростки открывают новые страницы истории родного края.

Когда я изучала литературу по теме проекта, то с помощью библиотекаря нашла очень интересную статью, опубликованную в газете «Гжатск».

Статья называется «Тропинка памяти», история одного поиска.

Мы сегодня вспоминали поэта Николая Майорова, чья яркая жизнь оборвалась в одном из боев за освобождение нашего района от фашистских захватчиков.

Долгое время поиском могилы н. Майорова занималась Ирина Васильевна Пташникова – любимая поэта. В похоронке говорилось, что Майоров погиб 8 февраля 1942 года и похоронен в деревне Баранцево Смоленской области. Ей удалось отыскать к югу от Гжатска деревню Баранцево. Но Ирина Васильевна засомневалась, что это та самая деревня, потому что в феврале 1942 года она была занята немцами и находилась далеко от места боев. Выяснить так ли это или нет взялись поисковики из совета музея «Строка, оборванная пулей» Дмитровского рыбопромышленного техникума. Ребята группами рассыпались по гагаринскому району, выясняя судьбу 331дивизии. И вот удача. Найдено еще одно Баранцево к северо-востоку от Гагарина. И там поисковики с помощью старожила здешних мест лесника Королева отыскали могилу- небольшой холмик. Заросший травой.

Они установили памятную табличку на месте захоронения.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И я хотела бы предложить сделать следующим этапом нашего проекта посещение могилы Н.Майорова.

 

 

Всё можно сокрушить,
Предать забвенью,
Заасфальтировать в бетон,
Взорвать собор, как лишнее строение,
На месте кладбища построить стадион.
Всё можно растерять, что собрано веками,
Заставить замолчать, расправами грозя,
Но только человеческую память,
Не заблокировать, и истребить нельзя.

Пусть же не оборвется она, эта тропинка памяти.

 

Учащимся раздаются оценочные листы.

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Войной расстрелянные строки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кухарева Виктория Алексеевна  v1ka17
17.04.2022 0 128 14

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0