Конспект урока литературы "Человек он простой, тихий, обыкновенный…" по рассказу А.Н.Толстого "Русский характер"; 9 класс


Тема урока: «Человек он простой, тихий, обыкновенный…» по рассказу А.Н.Толстого «Русский характер» (в 9-х классах)

Цели и задачи: 1.Помочь учащимся реально представить себе лицо поколения людей, которые в 41 году шагнули прямо в ад войны.

Какими они были? О чём мечтали? Как дружили?

2.В процессе анализа рассказа сравнить поколения сороковых и наши года 21века.

Есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности жизненных идеалов?

3.Подвести учащихся к выводу, что одна из главных составляющих Победы в ВОВ была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы.

4.На примере героя рассказа Егора Дрёмова воспитывать патриотизм и нравственные черты.

Оборудование урока:

1.Портрет А.Н.Толстого.

2.Иллюстрации о войне, о танкистах.

3.Диск с песнями о ВОВ.

4.Карта Курской битвы «Танковое сражение».

5.Технические данные Т-34 (сообщение учащегося)

 

Предварительная работа:

1.Знакомство с творчеством А.Н.Толстого с рассказом «Русский характер».

2.Выразительное чтение стихов о ВОВ.

3.Творческие работы по иллюстрированию о рассказе «Русский характер»


 

Кажется, прост человек, а придет суровая беда и поднимается в нём великая сила - человеческая красота.

(А.Толстой)

На уроке каждый ученик составляет таблицу «Черты русского характера у Егора Дрёмова», которая записывается в рабочие тетради по литературе (проверяется и оценивается работа после уроков).


 

До войны: Приобрел во время войны:

Трудолюбивый Мужественный

Ответственный Сильный духом

Милосердный Живет по законам долга и чести фронтовика

Любящий сын Хороший товарищ, ответственный командир,

С уважением относился к труду других война не ожесточила его

Верный и надежный человек


 

Ход урока:

1.Сообщение темы и целей урока. Обращение к содержанию демонстрационного материала на стенде на доске. Запись темы, эпиграфа в рабочих тетрадях.

2.Вступительное слово учителя (на фоне музыки «В прифронтовом лесу»).

Новую 70-ю мирную весну будет встречать наш народ. Говорят что, великие войны имеют начало, а конца не имеют… Они продолжаются в слезах вдов и матерей, в стонах израненных солдат, в снах ветеранов. В который раз плуг перепахивает поля сражений, а оно долго хранит дымную горечь пороха. А память снова и снова обращается к тем грозным дням, к тому поколению, которое сумело выстоять и победить. Кто они, молодые солдаты 41 года? Как жили? О чем мечтали? Кого любили? С кем дружили? С кем делили фронтовые будни? Хочется знать обо всем.

В 1941 году в статье «Родина» А.Толстой писал: «За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина… (Наизусть зачитывает ученик)

Продолжает учитель. В годы войны Толстой писал об исторических и национальных традициях России, о русском национальном характере, о боевой доблести и славе русских воинов. Жгучую ненависть к врагу и неодолимое стремление к победе над ним вызывали его произведения. Таким оказался и рассказ, написанный в 1944 году «Русский характер».

Работа со словарем Даля. (Находят лексические значения слов: характер, нравственность, священная, корреспондент).

Разыгрывается сценка: у блиндажа, около костра, сидят солдаты и ведут разговор с военным корреспондентом, которому рассказывают о подвиге Егора Дрёмова. Сценка разыгрывается на фоне песни «Землянка».

Работа по вопросам, ребята делятся своими впечатлениями о прочитанном рассказе

Индивидуальное сообщение ученика, который рассказывает о творчестве писателя в годы ВОВ.

Беседа с учащимися по содержанию рассказа. (Повторяются литературоведческие термины - завязка, кульминация, развязка).

- с чего начинается рассказ, от чьего лица он ведется?

-что мы узнаем о довоенной жизни Егора Дрёмова? где жил наш герой до войны?

-в нашем классе есть ребята из сельской местности? Что воспитывает в человеке сельская жизнь? (Ответственность, трудолюбие, уважение к родителям, в деревне живешь, как на ладони все про всё знают).

-кто из экипажа рассказал про военные подвиги танкистов? (выразительное чтение рассказа водителя (читает учащийся)

-как складывается дальнейшая жизнь Дрёмова? (рассказ ученика на фоне показа отрывка «Офицеры», «Парень из нашего города»)

Сложный жизненный экзамен на человечность и мужество пришлось выдержать герою рассказа и всей его семье.

-как долго лечился Егор в госпитале (8 месяцев)

-что удалось восстановить врачам на лице после ожогов (нос, губы, веки, уши..)

-какие черты характера появились у Егора?

-как вы можете объяснить его слова «Бывает хуже, с этим жить можно)

-когда гор произнес слова «Я урод, но это делу не помешает)

-какие проявились черты характера у лейтенанта, который добивался отправки на фронт?

-почему на военной комиссии ему разрешили вернуться в воинскую часть? (Видели силу духа, желание воевать, сильный волевой характер)

Егор Дрёмов получает 20 дней отпуска.

-куда отправляется Егор в отпуск? (В Саратовскую область приволжская деревенька).

-вспомните, как развиваются дальше события?

-что остановило Егора на пороге родного дома?

-вспомните чувства лейтенанта к своей старенькой маме? ( Почему он не открылся ей? Сострадание)

-как характеризует этот поступок лейтенанта (Сердце не огрубело на войне, остался внимательным и любящим сыном, не хотел чтобы его старики страдали)

-расскажите о встрече Егора с невестой Катей Малышевой?(Она испугалась)

-к какому решению приходит Егор?(Возвращается на фронт и решает подольше не сообщать матери о своем уродстве)

-выразительное чтение письма матери Егору на фронт («Таким лицом гордится надо»)

-по какому жесту за столом, Мария Поликарповна узнала сына?

-вспомните встречу, когда Катя Малышева с родными приезжает к Егору.

- на сколько частей вы раздели ли бы рассказ? (Было домашнее задание, ученики зачитывают своё оглавление. Пример: Семья Дрёмовых до войны. Фронтовая жизнь лейтенанта Дрёмова. Несчастье во время Курского танкового сражения. Неузнанный родными. Обретенное счастье).

-подумайте сколько тем поднимается в рассказе? ( 2- лирическая тема любви, молодости, женской верности и патриотическая тема – размышление о русском характере, о своём героическом часе, который есть у каждого человека, чтобы совершить подвиг)

-вернемся к названию рассказа «Русский характер», почему так назван рассказ?

-назовите особенности характера русского человека?( Способен на героический поступок, предан присяге, воинскому долгу, для него слово честь не пустое слово. Из мирного простого деревенского парнишки вышел отважный командир танка, который был награжден Звездой Героя Советского Союза. Этот характер опалился войной, сделал его стойким, но не жестоким. «Чужой земли нам не нужно и пяти, но и своей вершка не отдадим»)

-рассказ ученика о Сиротине Алексее, который воевал в Чечне и за мужество получил Орден, вытащил товарища из горящей самоходки.

-как вы думаете между нами живущими в 21 веке и теми кто ушел на фронт в 1941 году, есть общее в характере? Одинаковые ли у нас жизненные идеалы?

-почему Советский Союз, Россия смогла победить превосходящего противника? (Нравственная сила, защищали своё отечество, вели освободительную войну)

ВЫВОД: Мирный советский человек-труженик, попав на фронт, воспринимал трудный ратный подвиг как естественный долг, как работу, и в этом тоже проявляется нравственное величие нашего солдата. Эти черты простого человека труженика-воина отразил Толстой в рассказе «Русский характер».


 


 


 

Чтение наизусть учащимися стихотворений:

1.Солдаты мы и это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад,

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат.

2. Рёв танков над ячейкой одинокой,

Других сводил, а нас не свёл с ума.

Не каждому заглядывали в очи

Бессмертье и история сама.

3. Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,

Чтоб небосвод был вечно голубой,

Нет, не забудем никогда героев,

Что ради жизни шли на смертный бой!

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Отечество – единственное уникальное для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

О необходимости воспитания патриотизма, нравственности сказано и написано так много, что и добавить, кажется, нечего. Сегодня всё этого подвергается серьезным испытаниям. Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее.

Нельзя не брать во внимание эмоционально нравственное приобщение учащихся к историческим святыням отечества. Именно в этом году, когда мы отмечаем 70-летие Победы над фашистской Германией, ребята узнали многое о героизме, стойкости бойцов нашей Армии. На примере героя Советского Союза Егора Дрёмова из рассказа «Русский характер» у ребят воспитываются нравственные черты характера. Урок прошёл на одном дыхании. Героя рассказа и жалели, восхищались им, ругали, когда не открылся родителям. Но в конце решили, что это замечательный настоящий человек с таким не страшно идти в разведку. Особо было ребятами подчеркнуто, что он наш земляк.

Именно после таких уроков мальчишкам становятся понятнее слова А.С.Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».


Полный текст материала Конспект урока литературы "Человек он простой, тихий, обыкновенный…" по рассказу А.Н.Толстого "Русский характер"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малкова Татьяна Эдуардовна  Публикатор
27.10.2020 0 3557 292

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК