Конспект урока литературы "Юрий Коваль. Жизнь и творчество"; 9 класс
Чтение и развитие речи, 9 класс
Тема: Юрий Коваль. Жизнь и творчество
Цель:
1. Знакомство с жизнью и творчеством Юрия Коваля на основе чтения статьи учебника и анализа её содержания по вопросам; подготовка к пересказу по плану.
2. Коррекция и развитие связной устной речи через построение осознанного и произвольного высказывания, активизацию и обогащение словарного запаса.
3. Воспитание чувств уважения и восхищения к таланту писателя.
Оборудование:
Ход урока.
Организационный момент урока.
- Сядет сегодня тот, кто назовёт один талант, которым может обладать человек.
Проверка домашнего задания.
А) Откройте книгу чтения, прочитайте стихотворение про себя. Освежите в памяти.
1, 2 группа – наизусть
Итог: оценки за работу.
Б) Ответы на вопросы.
- Кто автор стихотворения, которое сейчас рассказывали?
- Кто главные герои его стихотворения? (сам автор и невидимый собеседник)
- Каким настроением проникнуто это стихотворение и все стихотворения Николая Рубцова? Почему?
Итог: Действительно Николай Рубцов с детства испытал ужас одиночества, не познал любви матери и отца. Всю свои безграничную любовь он отдал своим стихотворениям, которые посвятил Родине, её людям, северной природе.
Коррекционное упражнение.
- Прочитай слова, расскажи, что обозначает каждое слово. Исключи лишнее. Запомни.
-
поэт
Поэ́т — писатель, создающий произведения в стихах.
художник
Художник — человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством.
скульптор
Скульптор - это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы
писатель
Писа́тель — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления
лоботряс
Бездельник, лентяй
сценарист
Сценари́ст — автор сценария для кинофильма или телесериала, мультфильма, спектакля, компьютерной игры
певец
Певе́ц — тот, кто поёт, занимается пением; исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров и т. п.;
- Ребята, а как вы думаете может ли один человек быть и поэтом, и художником, и скульптором, и сценаристом, и писателем и певцом?
- Запомни все эти слова, а в конце урока я вас про них спрошу.
Подготовка к восприятию нового.
А) Рассказ учителя.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством удивительного человека, советского и российского детского писателя и поэта, а также сценариста мультфильмов и фильмов для детей, художником и скульптором, автором-исполнителем собственных песен. Это Юрий Иосифович Коваль.
Сообщение темы урока.
- Юрий Иосифович Коваль. Жизнь и творчество.
Первичное чтение учителем. Рассказ учителя.
- Ц.З Что вас особенно тронуло в жизни Юрия Коваля?
Юрий Коваль родился в Москве 9 февраля 1938 года в семье работника милиции и писателя Иосифа Яковлевича Коваля. Его отец имел украинские корни, происходил из крестьян, служил начальником уголовного розыска города Курска. Во время Великой Отечественной войны он работал в Москве в отделе по борьбе с бандитизмом, а потом был назначен начальником уголовного розыска Московской области.
Мать — Ольга Дмитриевна Колыбина, дочь сельской учительницы по специальности врач-психиатр, работала главным врачом психиатрической больницы под Москвой, где Юрий провёл бо́льшую часть своего довоенного детства. В Москве Ковали проживали на Цветном бульваре.
Во время войны семья некоторое время жила в эвакуации в Саранске, где мать занимала должность республиканского министра здравоохранения. После войны жили в Москве. В 1945 году Юрий Коваль поступил в 657-ю школу. «Страсть к слову» проявилась у него ещё там, когда они вместе с приятелями сочиняли стихи на уроках: «Это были шуточные стихи и лирические стихи, мы писали их на уроках вместо того, чтобы решать задачи по алгебре».
После школы окончил обучение в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина на факультете русского языка и литературы.
В институте Коваль получил диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Как художник он проявил себя не менее ярко, чем как писатель, поскольку ещё в конце 1950-х гг. стал заниматься в мастерской скульпторов. Юрий Коваль интересовался рисунком, живописью, мозаикой, фреской, и впоследствии не раз экспонировался как на совместных выставках, так и на персональных, а также выступал в качестве иллюстратора к своим (и не только своим) книгам.
Первым местом работы Ю.Коваля была школа. Он работал сельским учителем. Первые стихи для детей, написанные им, опубликовались в 1966 году. Интересно, что свои способности к рифме автор проявлял и на уроках, придумывая диктанты в виде стихов. Первые рассказы автора были опубликованы в 1956 году газетой "Ленинец".
На полу сидела мышь.
Вдруг вбегает грозный муж
И, схватив огромный нож,
К мыши он ползёт, как уж.
Начало творчества Юрия Коваля для детей было положено случайно, когда он решил оставить работу учителя и заняться только творчеством. И вот однажды журнал «Мурзилка» предложил ему поехать на границу, чтобы своими глазами увидеть, как живется и служится пограничникам, а затем написать про них стихотворение. Вернувшись, впечатленный увиденным Коваль написал повесть «Алый». Тогда же он принял решение писать только для детей.
По сюжетам трудов писателя "Недопесок" (рассказ, написанный во время командировки на Урале) и "Алый" были сняты художественные фильмы фильмы. Кроме того, в них играли песни Коваля. По некоторым книгам Юрия Коваля сняты художественные фильмы «Пограничный пёс Алый», «Недопёсок Наполеон Третий», мультфильмы «Приключения Васи Куролесова», «Тигрёнок на подсолнухе».
Книги Юрия Коваля переведены на английский, немецкий, французский, итальянский, польский, венгерский, голландский, шведский, финский, болгарский, китайский и японский языки.
Талант писателя в написании деткой литературы подтверждается тем, что некоторые его рассказы и в настоящее время включены в школьные программы по литературе. К таким относятся "Нулевой класс", "Серая ночь", "Колобок" и многие другие.
Ю.Коваль умер 2 августа 1995 года в своем доме в г. Москва от обширного инфаркта.
Чтение текста учащимися.
А) Чтение трудных слов.
увлёкшись собственным со-чи-ни-тельст-вом
б) Самостоятельное чтение произведения учащимися
Ц.З. Найдите в тексте трудные непонятные для вас слова.
физпауза
в) Повторное чтение текста учащимися по цепочке с последующим анализом содержания.
1 абзац
- 1 ученик читает 2 ученик задаёт вопросы 3 ученик на них отвечает
- 2 абзац по цепочке по одному предложению.
- Какой институт окончил?
- Диплом какого специалиста получил?
- В качестве кого выступает в студенческие годы Юрий Коваль?
- Кем отправился работать после окончания института?
- Что придумывал для своих учеников?
- Найдите и зачитайте, основная тематика рассказов Коваля.
- Что для писателя Родина? Зачитай.
- 3 абзац
1 ученик читает и рассказывает о чём прочитал, своими словами.
Итог. С творчеством какого писателя познакомились?
Заключительная часть
А) Рабочий лист по биографии Юрия Коваля.
Внимательно прочитай вопрос, найди и запиши ответ.
1. В каком году родился Юрий Коваль?
_________________________________________________________
2. Где родился Ю.И. Коваль?________________________________________
3. В какой семье родился Ю. Коваль?_________________________________
4. Какой институт он окончил? _____________________________________
_________________________________________________________________
5. Какой диплом получил будущий писатель?_________________________
_________________________________________________________________
6. В качестве кого выступал Ю.Коваль в студенческие годы? ____________
_________________________________________________________________
7. Кем и где работал Ю.Коваль после окончания института? _____________
_________________________________________________________________
8. Назовите тему рассказов Ю.Коваля.________________________________
9. Что есть Родина для писателя? ____________________________________
_________________________________________________________________
10. Где печатаются рассказы Ю.Коваля?______________________________
_________________________________________________________________
11. О ком пишет свои рассказы Ю.Коваль? ___________________________
Проверка
Б) Пропущенные слова
Юрий Иосифович Коваль родился в 193_ году в городе__________________. Его мама была______________________, отец - _______________. Детство Юрия Иосифовича выпало на военные годы. Окончив институт, Юрий Иосифович работал _________________. Основная тема рассказов ___________________ и ______________ .
Множество его произведений переводились на разные языки, в том числе на ___________, на ________________.
В) Тест
ТЕСТ
по биографии Юрия Иосифовича Коваля
9 класс
1. Коваль Ю. И. родился
а) в 1938 году
б) в 1928 году
в) в 1948 году
2. Коваль Ю. И. родился
а) в Рязани
б) в Москве
в) в Киеве
3. После окончания Московского педагогического института стал
А) врачом
б) учителем
в) инженером
4. Темой рассказов писателя были
а) человек
б) Родина
в) детство
5. Коваль Ю. И. написал рассказ
а) «Тигрёнок на подсолнухе»
б) «Стекольный мастер»
в) «Приключения Незнайки»
6. В каком году умер Коваль Ю. И.
а) 2005
б) 1995
в) 1985
Г) Дидактическая игра «Библиотекарь». Ребята, во 2 классе нашей школы произведения Юрия Коваля сейчас читают ребята. А в книге про автора ничего не говорится. Представьте себе, что вас попросили провести урок и рассказать биографию Юрия Коваля.
- Давайте составим план рассказа для детей.
1. Когда родился.
2. Где родился.
3. Родители.
4. Образование.
5. Где работал.
6. Основная тема рассказов.
7. Самые известные произведения.
- 2,3 ученика рассказывают биографию писателя.
Б) Коррекционное упражнение
- Вспомни слова, о которых говорили в начале урока. Назови.
-
-
поэт
Поэ́т — писатель, создающий произведения в стихах.
художник
Художник — человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством.
скульптор
Скульптор - это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы
писатель
Писа́тель — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления
лоботряс
Бездельник, лентяй
сценарист
Сценари́ст — автор сценария для кинофильма или телесериала, мультфильма, спектакля, компьютерной игры
певец
Певе́ц — тот, кто поёт, занимается пением; исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров и т. п.;
Ребята, а как вы думаете может ли один человек быть и поэтом, и художником, и скульптором, и сценаристом, и писателем и певцом?
Домашнее задание.
- 1 группа пересказ рассказа, без использования опор.
2 группа с использованием опор
Итог урока.
- С каким писателем познакомились? Чем он вам запомнился?
Оценки.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузьменкова Наталья Ивановна
→ Публикатор 31.10.2021 0 3813 87 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.