Работа с концептом "луна" на уроке обобщения после изучения романа "Евгений Онегин"; 9 класс


Каково лексическое значение слова луна?

1)Небесное тело, естественный спутник Земли, ветящийся отраженным солнечным светом.2)Спутник любой планеты.

Луна. Изобилие , циклическое обновление, бессмертие, оккультная сила, изменчивость, интуиция и эмоции.(ТРЕСИНДЛЕР ДЖ,СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ)

Луна связана с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни.

Лунный свет считался у всех славян опасным и вредным, Луна,месяц-небесное светило, устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни.

Подберите однокоренные слова, раскройте их лексические значения

Расскажите об образовании слов (исходное слово; основа; морфемы, при помощи которых образуется новое слово; способ словообразования). Раскройте лексические значения выделенных слов.

Подлунный,луннобелый,безлуние,новолуние,полнолуние,надлунный,

лунность, лунноликий, лунообразный, прилуниться, прилунение,луна-рыба,лунатизм, лунатить,лунник, луна-парк.

Прочитайте пословицы о луне.

Упустил жену - не вой на луну .Глядит луна в мое окно...и никакой вины. А кто-то спит уже давно и видит сны.. Хорош цветок в зеркале, да не возьмёшь, близка луна на небе, да не достанешь... Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла.

1. Как Вы понимаете смысл второй пословицы?

2. В каких пословицах встречается образность речи? Приведите аргументацию.

3. В каких пословицах встречается противопоставление? Чему оно служит?

4. Найдите обобщённо-личные предложения. Какой художественный эффект они создают?

5. Создайте на основе пословиц портрет луны.

Прочитайте фрагменты пушкинского романа «Евгений Онегин». На их основе раскройте роль образа луны.

И между тем луна сияла И томным светом озаряла Татьяны бледные красы В каком эпизоде романа есть эти строки? Почему портрет Татьяны становится неотделим от луны?

И между тем луна сияла

И томным светом озаряла

Татьяны бледные красы В каком эпизоде романа есть эти строки? Почему портрет Татьяны становится неотделим от луны?

уж лунного луча

Сиянье гаснет…

Луна сокрылась за горою

пилигримке молодой

Пора, давно пора домой.

Какова роль луны в создании художественного пространства ?С какой целью А.С.Пушкин использует в данных фрагментах этот образ?

Играет солнце; грязно тает

На улицах разрытый снег.

Куда по нем свой быстрый бег

Стремит Онегин?

или Какой образ появляется в данных фрагментах? Какие мысли о своих главных героях хотел передать читателю поэт? Почему солнечные пейзажи встречаются в романе реже, чем лунные?

Уж солнце катится высоко, И перелетная метель Блестит и вьется, но постель Еще Онегин не покинул, Еще над ним летает сон

Итак, она звалась Татьяной.

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим .

Используя образ Луны в романе, Пушкин отталкивался от символики мировой мифологии, в которой Луна — знак богини Дианы, богини плодородия и деторождения, всего живого. Впоследствии её стали отождествлять с богиней Селеной, олицетворяющей целомудрие, чистоту и святость. Как связан образ Татьяны с образами мифологических богинь?

Как величавая луна,

Средь жён и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Почему в конце романа вместо “отуманенной, печальной, бледной луны” появляется величавое ночное светило, затмившее блеск ярких звёзд?

Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина "Бесы".

1. Какие образы являются центральными в произведении? Какими художественными средствами они создаются?

2. Можно ли образы луны, вьюги и бесов назвать символическими? 3.Раскройте все возможные значения этих образов.4. В чём заключается жанровое своеобразие пушкинских «Бесов»? Какие уже известные вам лирические произведения поэта напоминает стихотворение?

5. Какова композиция «Бесов»? В чём её особенности?

6. Какой конфликт положен в основу пушкинских «Бесов»? Какими художественными средствами он воплощается? Как этот конфликт развивается по ходу движения лирического сюжета? Чем разрешается?

7) Какое настроение передают эти строки до того, как мы узнаём о месте действия?

8)С помощью каких языковых средств передано настроение этих строк?

9)Сравните ваши высказывания с оценкой этих строк М.И.Цветаевой. Какими изобразительно-выразительными средствами она пользуется , чтобы передать свое восприятие пушкинских строк?

«...самое любимое из страшных, самое по-родному страшное и по-страшному родное были – «Бесы». «Мчатся тучи, вьются тучи – Невидимкою луна…» Все страшно – с самого начала: луны не видно, а она – есть, луна – невидимка, луна в шапке-невидимке, чтобы все видеть и чтобы ее не видели. Странное стихотворение (состояние), где сразу можно быть (нельзя не быть) всем: луной, ездоком, шарахающимся конем и – о, сладкое обмирание – ими!

"Сквозь волнистые туманы пробирается луна..."

пробирается, как кошка, как воровка, как огромная волчица в стадо спящих баранов(бараны туманы...)..."На печальные поляны льёт печальный свет она..."О , господи, как печально, как дважды печально, как безысходно, безнадёжно печально, как навсегда припечатано-печалью, точно Пушкин этим повторением печаль луною как печатью к поляне припечатал"

10)Как тропы помогают сжато сказать о многом, нарисовать картину?

11)Опишите несколькими словами, что вам видится в картине зимней дороги?Как вы представляете волнистые туманы?Какое значение имеет слово пробирается?Приходилось ли вам когда-нибудь пробираться?Почему луна пробирается, а у Н.В.Гоголя в "Птице-тройке" продирается(продирающийся месяц)?

Чему служит этот повтор?

12В каких произведениях русской литературы встречается бесовидение в метель ?

9.Прослушайте фрагмент вальса Г..В.Свиридова , написанного для фильма режиссёра В.Басова "Метель" .

«– Я даже не знаю,-говорил младший сын режиссёра,- чья это картина, – она в той же мере Свиридова, в какой и Басова. Георгий Васильевич, наверное, каким-то чудом расслышал ту музыку, что звучала в душе отца, когда он снимал. И получилась не просто красивая романтическая история, а фильм о России, о русском духе, о людях, для которых такие понятия, как честь и достоинство, любовь и верность, не пустой звук.»

Какой отзвук в душах людей находят пушкинские образы?

Прослушайте песню Юрьева «В лунном сиянии ночь серебрится» в исполнении Евгении Смольяниновой. Какие образы-символы Росси вы услышали в тексте песни? Символом чего для героя стала луна? В каких лирических произведениях встречаются образы-символы? Обратитесь к черновикам А. С. Пушкина, проследите, как поэт работал на д стихотворением «Зимняя дорога», выпишите словосочетания, отражающие движение чувства, мысли поэта, его стремление полнее выразить душевное состояние героя. Найдите ключевые слова, называющие основные предметы, явления изображаемой картины. На основе выписанных слов сформулируйте идею поэтического текста. Сравните стихотворение «Зимняя дорога» со стихотворением « В поле чистом серебрится…»

Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел»(1831).Какое впечатление оно произвело? Какие мотивы можно выделить в стихотворении? Обратите внимание на словосочетание «небо полуночи».Сравните своё восприятие слов «полночь» и «полуночь».Что вы

представляете, когда читаете первые строки стихотворения? Оно написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте. Некоторые считают, что в этом стихотворении ключ к пониманию творчества поэта.

Каков внутренний мир поэта? Почему, по-вашему, появляется образ месяца? «Месяц , и звёзды, и тучи толпой « не просто слушают, а вбирают в себя каждое слово песни ангела. Она важна не только для «младой души», но для всех . Почему? Что роднит образы месяца, ангела и самого поэта? Почему поэт создаёт образ месяца, а не луны?

В.О.Ключевский писал:"Грусть есть олицетворение России. Она слышна в господствующем тоне русской песни - не весёлом и не печальном, а грустном. Всмотритесь в какой угодно пейзаж русской природы: весел он или печален? Ни того, ни другого : он грустен».

Назовите картины художников-пейзажистов, изображавших нашу Родину. Согласитесь ли вы с высказыванием В.О.Ключевского?

«Чувство родины, -считал М.Волошин,- неизбежно связано с пейзажем. Если мы упоминаем о «дыме отечества" или о тоске родных песен, то только потому, что они более властно, чем зрительные ощущения, раскрывают перед нами душу пейзажа…Пейзаж-это лик родной земли, лицо матери.От созерцания этого лика в душу поднимается та тоска , жалость, нежность, та надрывная и безысходная любовь, с которой обычно связано чувство родины.»

Посмотрите на картины художника А.И.Куинджи и постарайтесь ответить на вопрос «Как связан образ луны с национальны пейзажем?»

Соотнесите искусствоведческие тексты с картинами Куинджи. Обоснуйте свой выбор.

«Украинская ночь»

Пейзаж необыкновенно поэтичен и величав. Плавные тёмные заливки цвета в изображении неба и пригорка сочетаются с эскизными прописями реки и зарослей травы по её берегам. Художник смело оставляет цвет грунтовки и решительно озвучивает темень ночи феерическим лунным светом. Это волшебное зрелище, дивный пейзаж. Эффект светового контраста, при котором цвет форсирован, создаёт впечатление ясности мира. В картине мир воспринимается как благо, доставляющее человеку красоту и богатство

впечатлений. Зримый мир полон роскоши, но роскоши не экзотической, а земной, доступной, поэтому наивное миросозерцание, закреплённое в простом и характерном сюжете, выдаёт в авторе картины художника, старающегося проникнуться национальным сознанием красоты. Везде жизнь, даруемая человеку, трактуется как благо, которое нужно достойно принимать. Картина необычайно поэтична. Вспоминаются пушкинские строки:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо.

Звёзды блещут .

Своей дремоты превозмочь

не хочет воздух.

(«Украинская ночь»)

«Для художника в этой картине характерно созерцательное, философское восприятие мира, наполняющее человека сознанием величия земного бытия.В отличие от прежних своих работ, художник теперь мыслит другими масштабами, в других измерениях.Его привлекает значительное и вечное, ощущение мирозданья как целостного бытия природы и человека, ощущения дыхания Вселенной.(«Ночь на Днепре»)

Какие мысли автора текста вам кажутся наиболее интересными?

Можно ли говорить о философском звучании картин? Какое настроение передал художник ? О романтическом или реалистическом видении мира пишет автор искусствоведческих работ?

Сравните картину А.И.Куинджи с полотном немецкого художника-романтика Фридриха «Двое , созерцающие Луну».В чем, по -вашему, принципиальное отличие в изображении луны и пейзажа в целом?

Выводы.

Луна в романе "Евгений Онегин"является не просто ночным и дневным светилом. Она символизирует чистоту и цельность человеческой души .

Героине пушкинского романа близка и национальная, и западно-европейская культура.

Лунный пейзаж не выполняет второстепенной роли, он перестал у А.С.Пушкина играть второстепенную роль быть фоном, на котором разворачивается действие, пейзаж превратился в полноправный компонент поэтической структуры, как бы в одно из действующих лиц.

Из всех действующих лиц романа ,,Евгений Онегин" только Татьяна, с её одухотворённостью, поэтичностью, способна на тонкое понимание природы, на такое восприятие, какое было свойственно поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

В русской поэзии 19 века с образом луны в пределах одного стихотворения часто встречаются дорога, тройка, колокольчик. Луна в стихотворении Юрьева стала для героя символом измены, обмана(согласно народно-поэтической традиции),у А.С.Пушкина луна ассоциируется с печалью, грустью, чем-то родным. Образ луны помогает поэтам передать тяжелое душевное состояние лирического героя.

В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Ангел"звучат мотивы сиротства, томления о свете и совершенстве, отторжения тьмы и борьбы с ней заметны в стихотворении. В стихотворении говорится о небесном совершенстве(не случайно появляется образ не луны, а месяца, ведь этот образ отсылает читателя к колыбельным песням, связан с чистым и светлым образом матери).Поэт пишет о гармонии, блаженстве,о которых мечтает и к которым стремится каждый. Именно поэтому образ луны он заменил образом месяца , и стали другими не только пейзаж, но и мироощущение поэта. Есть что-то общее у ангела , месяца и самого поэта.

Луна-очень важный для А.И.Куинджи образ. Она непременный атрибут его романтического видения картины мира. Луна таинственна и недосягаема. Она часть Вселенной, символ прекрасного , непостижимого и недостижимого мира. Принципиальное отличие в изображении луны русским и немецким

художником заключается в том, что Куинджи показывает, как луна преображает мир, а Фридриху важно показать любование луной. Налицо отличие мировосприятия россиянина и европейца.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем.

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ.

1)"И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема затрёпанная"(А.П.Чехов)

2)"Спальня. Лунный свет бьёт в окно так, что видны пуговки на сорочке".(А.П.Чехов)

3)"Луна задумалась"

4)"Какова роль луны в поэтической книге всего русского народа?"

5)"Как индивидуальность поэта выражается через его отношение к луне?"


 


Полный текст материала Работа с концептом "луна" на уроке обобщения после изучения романа "Евгений Онегин"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Манакина Марина Викторовна  Публикатор
05.05.2021 0 1601 167

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК