Конспект внеклассного занятия "Мой Лермонтов"; 9 класс


Государственное общеобразовательное учреждение

лицей № 150

Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированное внеклассное мероприятие

проекта «Мой Лермонтов»

 

Предмет: литература и история

 

Класс: 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор разработки: учитель русского языка и литературы

Бородина Нелли Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2020

Оглавление

 

Аннотация к проекту «Мой Лермонтов»

 

Методическая разработка интегрированного занятия «Посвящение»

 

с.3

 

с.3

1. Цель и задачи занятия

с.3

2. План проведения занятия

с.3

3. Этапы занятия

с.4-8

 

Методическое обеспечение и методические аспекты организации занятия

 

 

1. Используемые технологии

с.9

2. Информационно-содержательная насыщенность занятия

с.9

3. Оборудование

с.9

4. Оформление

с.9

 

 

Итоги занятия

 

 

Рефлексия учителя по итогам урока

с.10

 

Приложения

 

с.11

Библиография использованных методических материалов.

с.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация проекта «Мой Лермонтов»

Цели и задачи проекта:

-развитие и поддержка интереса к чтению;

-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием;

-формирование читательской культуры;

-постижение учащимися произведений великого поэта М.Ю.Лермонтова, чтение и анализ стихотворений, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей;

-создание условий для формирования у учеников активной гражданской позиции, бережного отношения к наследию М.Ю.Лермонтова.

Основные формы работы:

- игровые формы занятий

- семинары;

- диспуты

- конференции

 

Методическая разработка интегрированного занятия «Посвящение»

(Данное занятие является первым занятием проекта «Мой Лермонтов»)

Цель занятия: стимулировать интерес к изучению литературы и истории.

Задачи занятия:

Образовательные:

1) приобщить учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;

2) систематизировать и обобщить знания учащихся по темам:

«Творчество М.Ю.Лермонтова»; «Судьба Лермонтова в судьбе России».

Развивающие:

1) развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

2) продолжить развивать у учащихся умения осуществлять поиск информации по теме, анализировать, делать выводы по данному материалу

3) применять знания в незнакомой и несколько изменённой ситуации

Воспитательные:

1) способствовать развитию таких качеств личности, как: внимательность, толерантность, способность к эффективному общению;

2) способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

Побудительные, организующие:

1) способствовать формированию у учащихся активной позиции в процессе обучения;

2) способствовать формированию таких жизненных установок личности, как: динамизм, сотрудничество, ответственность

 

Основные формы преобразования информации

1) схематические тексты: схема, таблица

2) план, список

3) суждение, определение, рассуждение, объяснение, доказательство.

 

 

Ход занятия

Первый этап Организационный.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительное слово учителя о форме занятия (интегрированное занятие по литературе и истории)

 

Слушают вступительное слово учителя о форме занятия (интегрированное занятие по литературе и истории)
 

Предлагает определить формат занятия. прослушав мелодию из телепередачи «Что? Где? Когда?»

 

 

Определяют формат занятия. прослушав мелодию из телепередачи «Что?Где? Когда?»

 

 

Сообщает условия игры (в игре участвуют 2 команды, побеждает та команда, которая в ходе соревнования наберет наибольшее количество баллов)

Слушают условия игры

Знакомит с жюри, которое будет оценивать ответы команд и вносить оценки в оценочный лист (см. приложение 1) Возможно приглашение в качестве судей старшеклассников-призеров и победителей конкурсов и олимпиад по истории и литературе различного уровня

 

Знакомятся с жюри, которое будет оценивать ответы команд

Предлагает учащимся сесть по командам под музыку из передачи «Что? Где? Когда?»

Рассаживаются по командам

под музыку из передачи «Что? Где? Когда?»

 

Второй этап. Определение темы занятия, выдвижение гипотез

Регулятивные УУД

1. Выдвигать версии.

2.. Планировать деятельность в учебной ситуации.

3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

 

 

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках

2. Анализировать

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Уметь работать в группах

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает посмотреть на портрет (1-й слайд презентации) и определить тему занятия

 

Смотрят на портрет и высказывают версии о теме занятия

 

Третий этап. Актуализация знаний.

Регулятивные УУД

1. Выдвигать версии.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.

3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках

2. Анализировать

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Уметь работать в группах

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает ответить на вопросы викторины-кроссворда, посвященной жизни, творчеству М.Ю.Лермонтова.

В группах обсуждают ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы викторины-кроссворда, посвященной жизни, творчеству М.Ю.Лермонтова. Жюри оценивает ответы команд, вносит баллы, полученные командами в оценочный лист (см. приложение 1)

 

Предлагает выслушать ведущих (см. приложение 2) и ответить на вопрос: кто из людей близких роду Лермонтовых изображен на памятнике

 

 

Выполняют задание (см. приложение 2) Отвечают на вопрос кто из людей близких роду Лермонтовых изображен на памятнике

Жюри оценивает ответы команд, вносит баллы, полученные командами в оценочный лист

Предлагает посмотреть отрывок из фильма. Выслушать краткую историческую справку о написании Лермонтовым одного из произведений, ответить на вопрос, посвященный главному герою данного произведения (см. приложение 2)

 

Смотрят отрывок из фильма. Слушают краткую историческую справку о написании Лермонтовым одного из произведений, отвечают на вопрос, посвященный главному герою данного произведения

Жюри оценивает ответы команд, вносит баллы, полученные командами в оценочный лист

Предлагает выслушать стихотворение, прочитанное заранее подготовленными учащимися (см. приложение 2), и ответить на вопрос: кому посвящено данное стихотворение.

Слушают стихотворение и отвечают на вопрос: кому посвящено данное стихотворение

Жюри оценивает ответы команд, вносит баллы, полученные командами в оценочный лист

 

Предлагает посмотреть фотографии на слайде презентации дома-музея Лермонтова, где он останавливался проездом к новому месту службы в 1837 году. Предлагает выслушать краткую историческую справку и назвать это место

(см. приложение 2)

 

Смотрят на фотографии на слайде презентации дома-музея Лермонтова, отвечают на вопрос

Жюри оценивает ответы команд, вносит баллы, полученные командами в оценочный лист.

Предлагает выслушать выразительное чтение отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова, узнать по описанию главного героя поэмы.

 

 

 

Слушают выразительное чтение отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова, называют главного героя поэмы

Жюри оценивает ответы команд, вносит баллы, полученные командами в оценочный лист.

Предлагает посмотреть на образовавшееся ключевое слово «Тарханы», вспомнить и рассказать то, что дети знают об этом месте.

Предлагает выслушать историческую справку о последнем пребывании Лермонтова в Тарханах.

Рассказ учащихся о Тарханах.

Слушают историческую справку о последнем пребывании Лермонтова в Тарханах.

 

 

Четвертый этап. Подведение итогов. Рефлексия

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает жюри подвести итоги игры

Предлагает каждой команде оценить работу соперников по 5-балльной системе.

Жюри подводит уроки игры

Команды оценивают работу соперников по 5-балльной системе

Учитель предлагает учащимся на основе материала игры обсудить в группах и сформулировать темы мини-проектов

Учащиеся обсуждают и формулируют темы мини-проектов. Возможные темы: :«Ближайшее окружение Лермонтова»; «Заочная экскурсия в тарханы»; «Исторические параллели в творчестве Лермонтова»; «Адресаты любовной лирики Лермонтова»

Учитель предлагает составить дорожные карту проектов

Учащиеся составляют дорожные карту проектов: «Ближайшее окружение Лермонтова»; «Заочная экскурсия в тарханы»; «Исторические параллели в творчестве Лермонтова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение занятия и методические аспекты организации занятия.

Используемые технологии.

Название

технологии

Место используемых технологий в уроке

Коммуникативно-диалоговые технологии

Викторина, кроссворд

НИТИ (новые информационные технологии и Интернет)

Работа с презентацией (в течение занятия). При существующей возможности работа учащихся с материалами сайтов Интернета. Использование мобильного класса (по возможности)

Технология оценки уровня успешности

 

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации на основе самооценки и взаимооценки, самостоятельно исправлять ошибки. В течение всего занятия

Проектные технологии

Этап подведения итогов. Рефлексия

 

Информационно-содержательная насыщенность занятия.

Работа с различными источниками информации: слайдами презентации, интернет-ресурсами.

Оборудование.

1)Мультимедиапроектор,

2)Экран или интерактивная доска

3) Компьютер с выходом в Интернет.

Оформление занятия

Презентации учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учителя

Занятие соответствует современным требованиям, предъявляемым к ФГОС

1) тема занятия, цели и задачи определяются совместно с учащимися

2) формы организации деятельности – работа в группах

3) на занятии создается атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу

4) рационально использована наглядность, технические средства обучения

5) занятие способствует формированию гражданской позиции учащихся

6) выбраны наиболее оптимальные технологии обучения, позволяющие обеспечить познавательную активность, сочетать различные формы коллективной и индивидуальной работы и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения.

7) создаются условия для формирования и развития УУД (регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1.Оценочный лист жюри

 

Номера вопросов

10 А

10 б

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

Ответы болельщиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы снятые с команды

 

 

Итоговое количество баллов

 

 

 

По 2 балла за полностью верный ответ

 

Верные ответы

 

1. Столыпин П.А.

2. Калашников

3. Варвара Лопухина

4. Наполеон

5. Тамань

6. Мцыри

Ключевое слово - Тарханы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

1. Я люблю этот ветхо–богатый

Опустелый помещичий дом.

Окруженный гирляндою статуй,

Обрамленный зеленым прудом.

Я люблю этот очерк Растрелли,

Эту белую сказку колонн,

Эти старые дубы и ели,

И ночной золотой небосклон....

 

...Я люблю это таинство рода,

Дух семьи, продолжающий жить,

Заставляющий сердце народа

С красотою былого дружить.

Как подснежник и лунные чары,

Как легенд переписанный том,

Я люблю этот милый и старый,

Этот белый помещичий дом.

-------------------------------------------

 

Огромный тополь серебристый
Склонял над домом свой шатёр,
Стеной шиповника душистой
Встречал въезжающего двор…
Он был амбаром с острой крышей
От ветров северных укрыт,
И можно было ясно слышать,
Какая тишина царит.
И белый дом, и в мезонине
Венецианское окно,
Свет стекол — красный, желтый, синий,
Как будто так и быть должно.

И дверь звенящая балкона
Открылась в липы и сирень,
И в синий купол небосклона,
И в лень окрестных деревень.
Туда, где вьётся пёстрым лугом
Дороги узкой колея...
Усадьба чья-то... и ничья.

( Блок)

-----------------------------------------

 

Привет, дворянские усадьбы
С гербом фамильным на фасаде,
Убежище бессмертных муз,
Убежище духовных уз.

Стоят усадьбы на пригорке,
Природа здесь дает уроки
Очарованья красоты –
Просты они и не просты.

 

Перед вами Середниково – одна из многочисленных дворянских усадьб 18-19 веков. Именно здесь тесно переплелись истории 2 известнейших родов нашей страны. Один – род Лермонтовых, а другой род дал России известного реформатора начала 20 века, пытавшегося изменить судьбу нашей Родины. Вы видите памятник этому человеку, установленный в городе, где ему суждено было погибнуть.

 

 

Кем приходились друг другу Лермонтов и Столыпин? (вопрос зрителям)

 

2. Это произведение было написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — “от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты”.. Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, Внимание на экран. вы просмотрели фрагмент фильма, где был показан один из самых ярких и трагических периодов в истории России.

“бездна ужасов тиранства”, так сказал об этом времени Карамзин. В центре произведения Лермонтова. посвященного этому времени — вопрос о чести и бесчестии.. Кто является здесь носителем чести ?

 

3. Они познакомились, когда обоим было по четырнадцать лет. Они пережили и дружескую привязанность, и страсть, и неприязнь, и ревность, пока все это не переросло в зрелое чувство, в котором они друг другу, скорее всего, так и не успели признаться... Ее образ стал для Лермонтова эталоном красоты. И во многих произве­дениях он, вольно или невольно, описывает его. Как, на­пример, в этом стихотворении:

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых...
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты

Они плохо понимали друг друга

Я не унижусь пред тобою:
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою,
Знай, мы чужие с этих пор.

В 1840 году Лермонтов послал ей один из ва­риантов «Демона». Подписывая конверт, он начертал «В.А.Б.», а потом в ярости резко перечеркнул инициал Б. и поставил близкое и знакомое почти с детства Назовите фамилию героини нашего рассказа.

 

4. На просторах Руси много ратных полей,
Где горела земля под ногами врагов.
Не забудет Россия своих сыновей,
Кто за Родину-мать умереть был готов
.

Вы уже догадались, что речь пойдет и войне 1812 г., блестяще описанной в стихотворении Лермонтова.

И вы, конечно же, узнаете, кому посвящено другое, менее известное его стихотворение.

В неверный час, меж днем и темнотой,
Когда туман синеет над водой,
В час грешных дум, видений, тайн и дел,
Которых луч узреть бы не хотел,
А тьма укрыть, чья тень, чей образ там,
На берегу, склонивши взор к волнам,
Стоит вблизи нагбенного креста?
Он не живой. Но также не мечта:
Сей острый взгляд с возвышенным челом
И две руки, сложенные крестом.

 

5. Перед вами Дом-музей Лермонтова. Здесь он останавливался проездом к новому месту службы в 1837 году. Впечатления особого не произвело, но в романе "Герой нашего времени " эти места отразились. Назовите это место

 

 

6. Последний вопрос нашей интеллектуальной игры связан с героем знаменитой поэмы Лермонтова, которого вы, конечно же, узнаете по описанию. Как называется поэма?

 

7. Последний раз Лермонтов приезжал в Тарханы зимой 1836-ого года. Умер он в 1841-ом году в Пятигорске, был застрелен на дуэли. Там его сначала и похоронили, у подножия Машука. В Тарханы прах поэта был перевезен весной 1842- ого года в свинцовом гробу и положен у родного предела, как предсказал ранний грустный стих:

 

...Я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где горесть начал знать;

Есть место, где я буду отдыхать...

Лермонтов понимал, что он не в силах изменить этот мир, но и никогда не сможет с ним примириться, и поэтому он был обречен существовать в непрерывной борьбе с жизнью и с самим собой. Его стихи невероятно грустные и наполненные горечью, и в то же время гениальные, как будто эти откровения ему подсказаны свыше. Дальнейшая судьба Лермонтова была предрешена, потому что он был пророк, а Россия расстреливает своих пророков. Два гения, два пророка - и одинаковая судьба: смерть от пули, пущенной безжалостной рукой.

Лермонтов покоится в Тарханах и по сей день. Каждый день к его могиле приходит множество людей. Потомки чтят память великого поэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография использованных методических материалов

 

 

1..Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001.

2..Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.

 

 

 

 

15

 

 


Полный текст материала Конспект внеклассного занятия "Мой Лермонтов"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бородина Нелли Владимировна  Публикатор
26.01.2021 0 2072 215

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК