Конспект урока литературы "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"; 9 класс
Технологическая карта урока
Учитель: Бордюгова Н.Г. МБОУ-СОШ № 1 имени Октябрьской революции г.Севска Брянской области
Предмет: литература
Класс: 9 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним
Цели:
Образовательная: рассмотреть, как художник раскрывает тему любви в своих произведениях.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую устную речь.
Воспитательная: воспитывать оптимистическое отношение к жизни.
Задачи урока:
Познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему любви.
Дать представление об избранницах поэта, которым он адресовал свои произведения.
Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Развивать эмоционально-образное мышление учащихся.
Воспитывать эстетический вкус к классической литературе.
УУД: Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность.
Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, осуществлять контроль за действиями других участников совместной деятельности и самоконтроль, корректировать полученные результаты и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные УУД: формирование умения строить аргументированные собственные высказывания, слушать других, контролировать действия одноклассников и при необходимости этично исправлять их ошибки.
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, осуществлять сравнение, выдвигать гипотезы и доказывать их.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: факты из жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения о любви, написанные поэтом.
уметь: определять основную мысль произведения.
Личностные: активизация познавательной активности обучающихся, усиление их значимости в учебном процессе, объективная оценка обучающимися своей деятельности на уроке.
Метапредметные: Сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, целеполагания, планирования, реализации плана, коррекции, оценивания.
Основные понятия: любовь
Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.
Ресурсы:
основные: Коровина В.Я. Литература учебник-хрестоматия для 9 класса.-М.: Просвещение, 2005
дополнительные: проектор, презентация или портреты М.Ю. Лермонтова, Н.Ф. Ивановой, Е.И. Сушковой, М.А. Щербатовой, В.А. Лопухиной, эпиграф, романс «Отчего», сл. М.Ю. Лермонтова, муз. А. Даргомыжского
Формы урока
фронтальная, И – индивидуальная, Г- групповая
Технология:элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.
Эпиграф:
Я
не могу любовь определить,
Но это
страсть сильнейшая! – любить
Необходимость
мне; и я любил
Всем напряжением
душевных сил.
Лермонтов М.Ю. Стих «1831-го июня 11 дня»
Технологическая карта урока литературы
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент Основные этапы: - организация занятия; - мотивация учебной деятельности |
Сегодня, ребята, мы продолжим работу по изучению творчества Лермонтова. Это будет урок, к которому заранее готовились наши ребята. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. Найдите ключевое слово. Каков смысл этих строк? А как бы вы ответили на вопрос "Что такое любовь?"
|
Самоопределение Отвечают на поставленные вопросы. Настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем, слушают учителя и ответы друг друга. Мотивируются на изучение новой темы Чтение уч-ся эссе, подготовленных дома "Что такое любовь?"
|
Личностные : самоопределение; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний. Основные этапы: - постановка цели; - организация деятельности по восприятию лирики |
Ребята, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Как вы сформулируете тему нашего урока? Как вы определите цель урока? Поэзия – это особое состояние души, поэтому я бы хотела, чтобы вы для успешной работы настроили свою душу, были активными и внимательными друг к другу и к слову Поэта . Впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. После Михаил Юрьевич Лермонтов влюблялся не однажды и любил сильно и страстно. А какой именно была его любовь? Это задача, которую нам придется решать. Но прежде определим виды любви и запишем на доске. Используйте личный опыт, жизненные наблюдения, прочитанные произведения, просмотренные кинофильмы. – Кто
они, женщины, сыгравшие большую роль
в судьбе поэта и его творчестве?
|
Формулируют тему и цель урока. Принимают и сохраняют поставленную цель урока
Контролируют правильность ответов одноклассников, исправляют ошибочные ответы. (Ученик идёт к доске и записывает виды любви.) Романтическая, счастливая, взаимная, чистая, неразделённая, искренняя, несчастная, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, бескорыстная, безответная, святая, платоническая и др
|
Коммуникативные :планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные : целеполагание;
|
Изучение нового материала. Основные этапы: -индивидуальные сообщения; -беседа по вопросам
|
– Какую же именно любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам?
|
Индивидуальные сообщения уч-ся об адресатах любовной лирики Лермонтова: Натальи Ивановой, Марии Щербатовой, Екатерины Сушковой, Варвары Лопухиной. |
Регулятивные:целеполагание;коммуникативные:постановка вопросов;познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; |
Закрепление нового материала. Основные этапы: - работа в группах ( анализ стихотворений) |
Задание: 1.
Прочитайте стихотворение, предложенное
вашей группе. Задание: Проанализируйте стихотворение («Отчего», «Сонет», «Я не унижусь пред тобой…», «Нищий») по предложенной вам схеме. 1.
Какие строки, по вашему мнению, выражают
основную мысль стихотворения? –
Определите,
о какой любви говорит Лермонтов в
вашем стихотворении. (Ответы
учеников. Учитель подчеркивает на
доске вид любви, указанный
учениками.)
|
Строят собственные высказывания в форме полных предложений, приводят аргументы для доказательства собственных предположений, слушают друг друга. Сопоставляют свои выводы с теоретическим материалом учебнике (самоконтроль), находят в учебнике новую информацию, которую не озвучивали.
|
Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Контроль |
Перед чтением стихотворения "Нищий" учитель рассказывает: В «Записках» Е.А.С. вспоминает, как в середине августа 1830г. Е.А.Арсеньева (бабушка поэта) с компанией молодежи отправилась из Середникова на богомолье и на четвертый день пришли в Троице-Сергиевскую лавру: «В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслушать молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам Бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили тоже господа-шалуны, посмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!» Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его пера карандаша стихи…»
Повторное обращение к эпиграфу урока – Как вы думаете, почему любить – необходимость для поэта? Учитель: Любовь
Лермонтова – это страдание сердца и
душевные муки, которые нашли воплощение
в его произведениях, ставших шедеврами
классической литературы. (Звучит романс «Отчего», сл. М.Ю. Лермонтова, муз. А. Даргомыжского)
Мы
знаем, что М.Ю.Лермонтов вступил в
русскую поэзию прямым наследником
А.С.Пушкина.
|
Выступление групп по плану: 1. Выразительное чтение стихотворений уч-ся 2. Ответы на вопросы
Вывод: В стихотворениях звучат мысли об одиночестве, измене, предательстве в любви. Лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым.
Ответ:Он одинок и пытается найти спасение в любви
Уч-ся делятся впечатлениями от прослушанной музыки.
(Прием антитезы).
|
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция познавательные:общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Сопоставительный анализ стихотворений. Основные этапы: -групповая работа; - выступление групп по предложенному плану |
Перед вами задание 3. 1.
Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина,
предложенное вашей группе («Красавица»,
«В альбом», «К ***», «Когда, бывало, в
старину»), определите, о какой любви
автор говорит в нем.
|
Работа уч-ся в группе.
Выступление групп по очереди.
Ответ: Любовь Лермонтова неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Для Пушкина любовь – источник счастья
|
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание и комментирование оценок |
Заключительное слово учителя О какой любви мечтаете вы? Синквейн к слову любовь ( или Закончите фразу: «Любовь – это…..») Д.з. Чтение любовной лирики Лермонтова. Наизусть 1 стих-е по выбору. |
Дети подводят итог урока. Уч-ся записывают задание на дом в дневники. |
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бордюгова Нина Григорьевна
→ бордо 20.10.2018 0 5237 176 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.