Урок географии по теме «Породы, слагающие земную кору»; 6 класс
Муниципальное образовательное учреждение
Качалинская средняя общеобразовательная школа
МОДУЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«Породы, слагающие земную кору»
Учитель географии
Бузина О.В.
2006 год
«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…
не подозревая, что знакомство с ними обогатила бы наш опыт во всех областях жизни»
К.Г.Паустовский
Учебный элемент, время |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 (1-2 мин.) |
Образовательная цель: ввести понятия «магматические», «осадочные», «метамор-фические» горные породы.
Развивающая цель: продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии; совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность.
Воспитательная цель: формирование бережного отношения к объектам природы.
Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для 6 класса, учебник географии для 6 класса Т.П.Герасимовой и др. (М. Дрофа 2000г.), коллекция горных пород. |
|
Учебный элемент, время |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 (5 мин.) |
Цель: определить формулировку темы урока с помощью кроссворда; определить ваш исходный уровень о литосфере.
I. Разгадайте кроссворд. 1. Горные породы и минералы, которые использует человек. 2. Наука, которая отвечает на вопросы: Что? Где? и Почему? находится на Земле. 3. Твердая оболочка, расположенная над мантией. 4. Оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии. 5. Центральная часть земного шара с радиусом около 350 км. 6. Плотные и рыхлые массы, состоящие из минералов, слагающие земную кору.
II. Проверь правильность ваших ответов по приложению № 1.
III. Определите уровень знаний по следующей схеме: 6 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5». 5-4 правильных ответа – средний уровень знаний – «4». 3 правильных ответа – низкий уровень знаний – «3». 2 и менее правильных ответа – очень низкий уровень знаний – «2».
IV. Проанализируйте ошибки.
|
Работаете самостоя-тельно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 (10 мин.) |
Цель: составить общее представление о разнообразии минералов и горных пород; формировать умения выделять главное в лекционном сообщении. I. Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки – тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них разные свойства? Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения.
II. Внимательно слушайте выступления товарищей. Сведения, полученные во время выступлений, зафиксируйте в схеме. Г ОРНЫЕ ПОРОДЫ
магматические осадочные метаморфические
III. Проверьте правильность заполнения схемы по приложению № 2.
IV. Оцените работу по прежней схеме.
|
Вступление учителя
Делайте записи в схеме, работайте в паре |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 (10 мин.) |
Цель: выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства; продолжить формировать умения работать по плану.
I. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах, охарактеризуйте их по плану. Данные занесите в таблицу.
II. Взаимоконтроль (трое учащихся вслух знакомят класс со своими ответами). При этом информация, даже если она не верна, не исправляется.
III. Самоконтроль по ключу. Проверьте свои ответы по приложению № 3 и посчитайте количество неверных ответов. «5» - ни одной ошибки «4» - одна, две ошибки «3» - три, четыре ошибки
|
Работайте в группе, записи в таблице |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 (5 мин.) |
Цель: с помощью рисунка воссоздать образ горной породы.
I. Представьте, что горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратилась в человечка, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные вами при ее изучении. Результаты выполнения задания (рисунки) вывешиваются на доске. |
Творческое задание (звучит спокойная музыка) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-5 (10 мин.) |
Цель: закрепить знания по теме «Породы, слагающие земную кору».
I. Отгадайте загадки. 1. Росли на болоте растения. Теперь – это топливо и удобрение. 2. Он черный и блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. 3. На кухне у мамы – помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спички. 4. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. 5. Без нее не поедет ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? 6. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. 7. Порода горного царства Из шпата, слюды и кварца. |
Работаете самостоя-тельно |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-6 (5 мин.) |
Цель: подведение итогов. I. Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели? II. Оцените свою работу на уроке.
III. Получите домашнее задание. А. Составьте рассказ о «рождении» одной из горных пород, если вы выполнили все без ошибок и набрали максимальное количество баллов. Б. Составьте вопросы к тексту § 17, если ваш исходный уровень получил 4 балла и вы редко ошибались на уроке. В. Прочитайте § 17, записи в тетради, если вы часто ошибались при выполнении всех УЭ.
Сделайте вывод о вашем настроении в течение урока.
Цветодневник учащегося ___________________________ ___________________________________________________
|
|
Г ОРНЫЕ ПОРОДЫ
магматические осадочные метаморфические
Характеристика горных пород |
|||
План характеристики |
Горные породы
|
||
1. Название. |
Гранит |
Известняк |
Торф |
2. Цвет.
|
|
|
|
3. Структура: а) зернистая (видны зерна минералов в породе); б) плотная (зерна минералов не различимы); в) землистая (зерна не различимы, порода оставляет след на руках). |
|
|
|
4. Твердость: а) твердая; б) средней твердости; в) мягкая; г) хрупкая. |
|
|
|
5. Вес: а) тяжелый; б) средней тяжести; в) легкий. |
|
|
|
6. Происхождение (см. учебник)
|
|
|
|
Гранит – прекрасный строительный материал; из неполированного гранита делают великолепные скульптуры. Известняк – строительный материал; с его помощью повышают плодородие почв. Торф – горючее полезное ископаемое; удобрение, повышающее плодородие почв, химическое сырье. |
Магматические горные породы. Там, где магма проникает в земную кору, она остывает и затвердевает. Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы при ее остывании и затвердении, называются магматическими. Структура (внутреннее строение) образующейся породы зависит от скорости остывания магмы. На глубине в земной коре она остывает медленнее, чем на поверхности. При этом образуются плотные горные породы с крупными кристаллами минералов. Их называют глубинными магматическими породами. К ним относится, например, гранит, имеющий зернистое строение.
Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на земную поверхность, застывает быстрее. Поэтому излившиеся магматические породы состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить простым глазом. Минералы и горные породы, образовавшиеся из магмы, обычно плотные, тяжелые, твердые. Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются и образуется магматическая порода, которая имеет губчатое, пористое строение, например пемза. Она легкая и не тонет в воде. Вместе с тем пемза достаточно твердая и используется как шлифующий материал.
Осадочные горные породы. Эти породы, в отличие от магматических, образуются только на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. По составу и происхождению осадочного материала различают породы неорганические и органические.
Из неорганических горных пород особенно распространены обломочные. Они состоят из обломков различных пород. Происхождение их связано с процессами разрушения твердых пород (выветривание, размыв) и перемещения их обломков текущими водами, ледниками, ветром. При этом обломки дробятся, измельчаются, окатываются. Валуны, щебень, галька, гравий, песок, глина и ил оседают на дне морей, озер, рек или накапливаются на суше. Иногда в речных наносах находят россыпи драгоценных минералов магматического происхождения (золота, платины, алмазов).
Другие горные породы и минералы неорганического происхождения образуются из водных растворов минеральных веществ. Их называют химическими. Это, например, оседающие на дне водоемов калийные и поваренные соли, гипс.
Органические осадочные породы состоят в основном из остатков растений, животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей и океанов. К ним относятся горючие полезные ископаемые (назовите их), а также мел, известняки, состоящие из скопления остатков скелетов морских животных.
Для осадочных пород характерна слоистость. В пластах можно найти остатки и отпечатки растений и животных.
Пласты осадочных пород под давлением накапливающихся сверху пород в течение тысячелетий уплотняются, цементируются веществами, растворенными в подземных водах. Образуются более плотные породы: песчаники, глинистые сланцы, известняки.
Изменение горных пород. Иногда, при внедрении магмы в земную кору или же в результате опускания участка земной коры, осадочные и магматические горные породы оказываются там, где высокая температура и очень большое давление. Тогда они изменяются, приобретают новые свойства. Например, известняк превращается в кристаллическую породу — мрамор, песчаник — в кварцит, гранит — в гнейс. Горные породы, претерпевшие такие изменения, называют метаморфическими (слово «метаморфоз» в переводе с греческого означает «превращение»).
Цветодневник учащегося ___________________________
___________________________________________________
Настроение |
Цвет |
Дата |
|
||
1. Восторженное |
Красный |
|
2. Радостное |
Оранжевый |
|
3. Приятное |
Желтый |
|
4. Спокойное |
Зеленый |
|
5. Грустное |
Синий |
|
6. Тревожное |
Фиолетовый |
|
7. Уныние |
Черный |
|
Цветодневник учащегося ___________________________
___________________________________________________
Настроение |
Цвет |
Дата |
|
||
1. Восторженное |
Красный |
|
2. Радостное |
Оранжевый |
|
3. Приятное |
Желтый |
|
4. Спокойное |
Зеленый |
|
5. Грустное |
Синий |
|
6. Тревожное |
Фиолетовый |
|
7. Уныние |
Черный |
|
1
|
2 |
3 |
|||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|
4 |
5 |
6 |
|
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
• |
|
||||
|
|
|
|||
|
• |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
о |
р |
о |
д |
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||||
|
Уровень знаний учащихся при выполнении УЭ
Ф.И. учащихся |
УЭ-1 |
УЭ-2 |
УЭ-3 |
УЭ-4 |
УЭ-5 |
итог |
1. Атаев Саша |
|
|
|
|
|
|
2. Баханаев Яхья |
|
|
|
|
|
|
3. Берснукаева Мадина |
|
|
|
|
|
|
4. Бузин Сергей |
|
|
|
|
|
|
5. Кабдулина Карина |
|
|
|
|
|
|
6. Пинчукова Настя |
|
|
|
|
|
|
7. Суханов Антон |
|
|
|
|
|
|
8. Тагиров Усам |
|
|
|
|
|
|
9. Шарапов Влад |
|
|
|
|
|
|
10. Шибанов Руслан |
|
|
|
|
|
|
Приложение № 1
1. Полезные ископаемые.
2. География.
3. Земная кора.
4. Литосфера.
5. Ядро.
6. Горные породы.
Приложение № 2
Г ОРНЫЕ ПОРОДЫ
магматические осадочные метаморфические
глубинные излившиеся
неорганические органические
обломочные химические
Приложение № 3
Характеристика горных пород |
|||
План характеристики |
Горные породы
|
||
1. Название. |
Гранит |
Известняк |
Торф |
2. Цвет. |
серый (розовый) |
белый |
бурый (коричневый) |
3. Структура: а) зернистая (видны зерна минералов в породе); б) плотная (зерна минералов не различимы); в) землистая (зерна не различимы, порода оставляет след на руках). |
зернистая |
плотная |
землистая |
4. Твердость: а) твердая; б) средней твердости; в) мягкая; г) хрупкая. |
твердая |
средней твердости |
хрупкая |
5. Вес: а) тяжелый; б) средней тяжести; в) легкий. |
тяжелый |
средней тяжести |
легкий |
6. Происхождение (см. учебник) |
магматическое (глубинное) |
осадочное (органическое) |
осадочное (органическое) |
Гранит – прекрасный строительный материал; из неполированного гранита делают великолепные скульптуры. Известняк – строительный материал; с его помощью повышают плодородие почв. Торф – горючее полезное ископаемое; удобрение, повышающее плодородие почв, химическое сырье. |
Приложение № 4
1. Торф.
2. Уголь.
3. Газ.
4. Глина.
5. Нефть.
6. Песок.
7. Гранит.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бузина Оксана Владимировна
→ Acsinia 31.03.2011 5 5953 997 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.