Интегрированный урок географии в 6 классе по теме "Форма и размеры Земли"
Seminar id 138 Нина Николаевна Савина
Урок географии в 6 классе по теме:
Форма и размеры Земли
Интегрированный урок:
География
Математика
Музыка
ИЗО
Цели: Сформировать знания о формах и размерах Земли;
Совершить экскурс в историю исследования формы и размеров Земли;
Обобщить исторические сведения об исследованиях Земли;
Научиться применять масштаб, разучить песню «Глобус»
Нарисовать модель Земли – глобус, научить применять проекции;
Создать благоприятные условия для формирования мировоззрения учащихся, глубокого понимания особенностей географических явлений на примере интегрирования с математикой, музыкой, изобразительным искусством, овладения учащимися комплексными знаниями и умениями.
Воспитывать: любовь и любознательное отношение к познанию Земли как планеты; чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу; интерес к географии, настойчивости в приобретении знаний в комплексе с другими науками.
Средства обучения: Учебник для 6 класса Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии», глобусы на каждую парту, линейки, карандаши, масштабные линейки, компьютер, эл. диск по географии «География. Начальный курс», магнитофон, кассета с записью песни « Глобус», карта полушарий в атласе, аккордеон, рисунок «Размеры Земли» на доске, карточки для проведения рефлексии на каждого ученика. Презентация на урок, автор – Савина Н.Н.
Организация на урок: звучит песня «Глобус» (Я не знаю где встретиться…), каждый учитель проверяет наличие оборудования у учащихся.
На всем протяжении урока демонстрируется презентация через медиапроектор
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Мотивационный |
На фоне музыки и песни «Глобус» (я не знаю, где встретиться…) читает эпиграф к уроку: - учитель географии Шар повторяет форму Земли Глобусом люди его нарекли, Вращается шар, как Земля под наклоном, И объясняет ритмов законы (эпиграф к уроку написан на доске в правом углу) Ребята, как вы думаете, почему у нас на уроке сегодня много гостей-учителей? Исходя из темы урока, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы на уроке, к кому будете обращаться за помощью? |
Один из учащихся включает диск, показывая анимационное движение Земли (ур №9)
Ребята предполагают, что будем работать вместе. Учащиеся правильно понимают вопрос и отвечают, что им будут помогать учителя математики, музыки и ИЗО. |
2 |
Ориентационный этап |
Целеполагание определяется на основе прозвучавшего эпиграфа к уроку предыдущего этапа (цели открываются постепенно на доске) |
Один из учеников помогает учителю открывать написанные цели на доске (можно писать) |
3 |
Основной (деятельностный) |
Беседа: «Шапка вопросов» Какую форму имеют планеты и Солнце? Какие наблюдения подтверждают шарообразность Земли? (можно задавать ряд вопросов, используя учебник стр 23 §9)
В работу вступает учитель математики: Учитель математики: - «Возьмите масштабную линейку. Давайте мы с вами измерим длину экватора на глобусе. Для этого используем понятие: масштаб. - Расстояние от Москвы до Барнаула. Учитель дает определение: модель – это уменьшенное воспроизведение объекта. Предлагает рассмотреть рисунок на доске (См. приложение 2)
Учитель ИЗО: Сейчас мы попробуем воспроизвести модель Земли схематично (объясняет правила рисования шара, проекции, штриховку, объем и т.д.)
Учитель географии дает выполнить 4 задание из §9 *почему на школьном глобусе и на вашем рисунке нельзя показать разницу между полярным и экваториальным радиусами? Назовите, чем удобен и чем неудобен глобус как модель Земли: Учитель музыки: Вы сегодня работали с хорошим настроением, на протяжении всего времени звучала песня. Мы её сейчас с вами разучим. Обратите внимание на географические термины в тексте и подчеркните их. У всех имеются на карточках слова, повторяйте за мной. Начинает на аккордеоне проигрывать музыку.
Учитель географии обращает внимание, что на последующих уроках учащиеся познакомятся с данными определениями. |
Дети отвечают, что шарообразную.
Ученик показывает с компьютера подтверждения: удаление кораблей при плавании; Путешествие Магеллана. Один из учащихся приготовил сообщение «Земля – шар?» (См. приложение1)
Ученица - Значит, глобус - модель Земли, т.к. он имеет масштаб. Измеряют расстояние и длину экватора.
Проводят математические действия с числами, показывающими размеры Земли (расстояние от Центра до полюсов, до экватора, определяют, что на 22 км у полюсов сплюснута).
Дети с удовольствием работают над изображением модели. Свои работы помещают на доске.
Дети быстро находят ответы, работая группой.
Дети повторяют под музыку слова песни и начинают её исполнять: «Я не знаю где встретиться Нам придется с тобой Глобус крутится, вертится, словно шар голубой…» Дети быстро ориентируются в тексте и подчеркивают географические термины (в приложении они выделены) |
4 |
Оценочно-рефлексивный |
Учитель географии предлагает заполнить лист рефлексии. Что я узнал на уроке? В чем продвинулся? Что мне предстоит узнать на последующих уроках? Мои впечатления об уроке. Какие трудности я старался преодолеть на уроке? Кто мне был помощником в преодолении трудностей? |
Дети оформляют лист рефлексии, где отмечают, что они уже знают такие определения как параллели и меридианы. (Из песни) (приложение 3) |
5 |
Домашнее задание |
Принести на урок атласы и контурные карты, масштабную линейку. §9. |
Дети записывают в дневники |
Приложение 1
Земля- шар?
На этот вопрос каждый из нас ответит утвердительно: конечно, шар. Это раньше Землю считали плоским диском, что она держится на трех китах и т.д.
Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли. В действительности Земля не идеальный шар. Чтобы определить ее точную форму, ученые потратили очень много усилий. Впервые удалось заметить, что Земля наша не идеальный шар около 300 лет тому назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы.
В 1672 году он отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.
По возвращении в Париж его часы снова стали показывать время правильно.
Часы отставали, как только они приближались к экватору. Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами часов кроется какая-то закономерность. Часы отстают потому, что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора. Такой вывод Ньютон сделал потому, что знал: ритм колебания маятника зависит от длины его и от расстояния до центра Земли. Меняем длину- меняем ритм. Чем ближе маятник к центру, тем чаще он качается. Так на вершине горы маятник качается медленнее, чем у её подошвы.
* Большой справочник по географии. - М.: "Олимп", "Издательство Астрель", "Фирма "Издательство АСТ", 2000. - 368 с.: ил.
Приложение 2 (рисунок на доске)
Приложение 3
Лист рефлексии: (приготовлены для каждого ученика)
*Составлен на основе методических рекомендаций Терновой Г.В., старшего преподавателя кафедры естественно-научных дисциплин АКИПКРО (г. Барнаул).
Фамилия имя ученика |
||
№ |
Вопросы и действия |
Ответы |
1 |
Что я узнал на уроке? |
|
2 |
В чем продвинулся? |
|
3 |
Что мне предстоит узнать на последующих уроках? |
|
4 |
Какие трудности я старался преодолеть на уроке? |
|
5 |
Кто мне был помощником в преодолении трудностей? |
|
Приложение 4
Слова песни (на каждый стол)
«Глобус»
Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой,
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но нигде таких пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.
Знаю, есть неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно сведет.
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело
И места, в которых мы бывали.
Люди в картах мира отмечали.
Будем слышать друг друга мы
За вершинами гор,
За февральскими вьюгами,
Через снежный простор.
И пускай мы сотни верст бродили,
Пусть меж нами километры были,
Но за тысячами верст разлуки
Песни дружбы различали звуки.
Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его по традиции
Мы считаем своим,
Потому что мы народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен,
Потому что мир без песен тесен.
Р.S. С 1990 года я не вижу урока иного по данной теме. Единственное изменение: использование мультимедийного материала на электронных носителях как яркой наглядности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савина Нина Николаевна
→ SavNin 02.05.2011 2 11710 2451 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.