Урок-открытие "Есть ли у Земли край?"; 6-7классов
урок-открытие «Есть ли у Земли край»
провела: учитель географии Морозова Е.В.
Алатырь 2006
Цель урока: познакомить учащихся с формированием представления
устройства мира разными народами. Опираясь на исторические факты
доказать, что Земля это шар. Подвести к пониманию «малая Родина».
Учить доброте и любви к своей Земле.
Наглядность: Глобус.
На доске:
1 рисунки устройства мира разных народов.
2 рисунок Земли.
3 Кроссворд.
Учитель: Было это давно… Как-то летом, в очень жаркий день, когда
солнце прошло ровно половину своего пути по выгоревшему от зноя
небу, увидело ясно солнышко, как повстречались на пыльной дороге два
путника. Измученные долгой дорогой и испепеленные полуденным солнцем, они были рады встрече и нечаянному отдыху.
И вот, спрятавшись от вездесущего солнца в тени придорожного куста, повели путники,-один-старый, мудрый, другой- молодой, беседу о том, о сем: о погоде, о новостях, о чудесах…
И тут повернула их беседа на дорогу: если все идти и идти по дороге каждому в свою сторону, то куда придешь в конце концов? Да и вообще, есть ли у Земли край?
Сценка (разыгрывают ученики)
Старик: -Да знаешь ли ты, что у этой дороги ни в ту, ни в другую сторону нет конца! – Если идти много дней и ночей подряд в ту сторону, где солнце прячется на ночь, то войдешь с той стороны, где солнце утром встает. Потому что Земля круглая и конца-края у нее нет.
Юноша: - Слышал я, что Земля плоская, как блин, и со всех сторон ее обступают высокие горы. - а вон там, там и там, только нам не видно, потому что далеко, - лежит на четырех столбах огромная хрустальная чаша – небо
Старик: Как же ты веришь в такую чепуху ? – Ну, какая там чаша? вот меня один странник уверял, будто плаваем мы по бескрайнему морю на громадном тростниковом плоту, обмазанном глиной. Надо же было такое придумать!
Юноша: - Это уж действительно сказки! Какой еще плот?! Кто бы смог его построить… - Но небо все же твердое!
Старик: - Ах ты невежа! – Не хочу тебя обидеть, но говоришь ты чепуху! Видел ли ты небо ночью? Если небо твердое и держится на столбах, то почему же оно тогда поворачивается ночью? Если наблюдать за ночным небом, то заметишь, что все звезды движутся по кругу.
Юноша ( сомневаясь ) : - я попробую лучше нарисовать.
Учитель: - Юноша торопливо сломил веточку, оборвал с нее жесткие листья и начертил прутиком в придорожной пыли блюдце – Землю, горы, четыре столба, а сверху опрокинутую на них чашу – небо.
Юноша: - Только по такому небосводу могут ходить Солнце, Луна и Звезды. – Да и кто знает, может быть, наши небесные светила – это огнедышащие звери, которые стерегут наш мир днем и ночью поочередно.
Старик: - Ну, тогда объясни, куда же прячутся твои чудо-звери? Уж не тонут ли они в бескрайнем море. Поверь мне, если и ходят Солнце и Луна дозором поочередно вокруг Земли, то видят, что твориться и на другой ее стороне. Земля – шар, так говорят ученые люди, и я им верю.
Учитель: Разные народы Земли по – разному представляли себе устройство мира.
Ученик: Индейцы Северной Америки были уверены, что мироздание подобно этой статуэтке; Земля -. это кит плывущий среди нескончаемых вод, фигурки мужчины и женщины олицетворяют человечество; а небо – парящий могучий орел. ( ученик демонстрирует рисунок ).
Ученик: Византийский ученый Козьма Индиклопов утверждал, что мироздание подобно сундуку. Вслед за ним стали так же представлять себе землю и небо в Древней Руси.
Ученик: Древнегреческие жрецы утверждали, что небо это сверкающая звездами богиня Нут, склонилась над богом Шу – своим отцом, который ее поддерживает. Шу – бог света и воздуха.
Учитель: А в Древнем Китае считали, что Земля – это лепешка с обрезанными краями.
И все – таки нашелся в том очень отдаленном времени, человек приблизившийся к истине. Именно он сделал предположение, что Земля имеет форму шара. Узнать имя этого ученого мы сможем отгадав кроссворд
Вопросы к кроссворду:
1. Один из старинных городов Чувашии, возникший в середине 16 века. Основанный 1552 году Иваном Грозным.
2. Количество влаги, переходящее в газообразное состояние с поверхности Земли. Как называется этот процесс?
3. Легкий, местный ветерок, образующийся с побережья крупных водоемов и меняющий свое направление два раза в течение суток.
4. Маленький ручеек, с которого начинается река.
5. Самое крупное морское млекопитающее.
6. Символ и любовь России, мать русских рек « Красавица народная, как море полноводная», воспетая в сотнях песен. О какой реке идет речь?
7. Полосатое животное из семейства кошачьих.
8. Столица Чувашской Республики.
9. Самая маленькая птичка в мире.
10. Светлая часть суток.
Учитель: Аристотель сделал предположение, что Земля имеет форму шара. А вот доказать это на практике смог Фернан Магелан – совершивший кругосветное путешествие.
Ученик: (рассказывает о путешествии Магелана)
(источник Большая серия знаний. Новая и Новейшая история/сост.А.М. Цирульников.-М.: «Мир книги».Изд-во Современная педагогика»,2005.
Поиск прохода вокруг Америки в Южное море стало делом жизни опытного португальца моряка Фернана Магелана поступившего на службу к королю Испании. Его корабли пересекли Атлантику и начали спускаться вдоль американского берега к югу в поисках прохода. В ноябре 1520 года суда вышли в Тихий океан. На Филиппинских островах в благодарность за прием Магеллан встал на сторону местного раджи в его распрях с жителями острова Матан, где погиб от удара копья. Испанские солдаты, вооруженные аркебузами, даже не сумели отбить у туземцев тело своего адмирала. Его команде удалось достичь Молуккских островов, но трагическая одиссея на этом не закончилась: испанцам предстояло пересечь Индийский океан, где господствовали их соперники португальцы. Капитан Себастьян дель Кано сумел провести корабли вокруг Африки, но в Севилью после трех лет скитаний приплыли лишь 18 моряков из 253. Политическим следствием кругосветного плавания стал Сарагосский договор 1529 года, разграничивший зоны влияния Испании и Португалии в Тихом океане. Отныне земной шар, подобно яблоку, был поделен между ними пополам.
Кругосветное путешествие Магелана имело огромное научное значение, доказав на практике, что Земля – шар. Кроме того, согласно записям в судовом журнале, который вел итальянец Антонио Пигафетта , следовало, что, постоянно двигаясь на запад, за три года моряки «сэкономили» один день. Последнее указывало на то, что Земля вращается вокруг своей оси.
Учитель: Теперь мы с вами точно знаем, что Земля имеет форму шара!
(рассматриваем глобус)
Глобус, пожалуй, можно назвать игрушечной землей. А поскольку Земля большая, а глобус очень маленький, то и нарисованы, обозначены на нем только самые важные и очень большие земли, моря, горы. Самые, самые… И есть на планете - Земля – роднее, которой нет
- это Россия. Наша Родина!
Ученик:
Необозримая ширь полей.
Развесистые белоствольные березы.
Разливы рек. Степей необъятный простор.
Это - Россия!
Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами.
Это – Россия!
Руки матери. Ее песни у твоей колыбели.
Душистый хле6 за праздничным столом.
Это тоже Россия!( http://www.norsun12.narod.ru)
Исполняется
песня «Ты,
Россия моя»
Слова
С. Острового
Музыка
С. Туликова
(можно заранее подготовить с детьми и
пригласить на урок учителя музыки)
Учитель: У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к отчему краю. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас Земли. Первые самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями» - говорил писатель В. Г. Распутин .
Ученик читает стихотворение:
«Как
не любить мне эту землю»
автор В. Лазарев(http://sovmusic.ru)
Как не любить мне эту Землю,
Где мне дано свой прожить,
И эту синь, и эту зелень,
И тропку тайную во ржи!
Земля, под грозами ты мокла,
Сквозь вьюги шла и ожила.
Скажи, а все ли сделать смог я,
Чтоб ты любить меня могла…
Когда к тебе я припадаю,
В туманной нежности полей,
В твоем тепле я вспоминаю
Ладони матери моей!
Ученик читает стихотворение:
В.Фирсов «Чувство Родины»( http://ocr.krossw.ru)
Что грозы железная мелодия,
Радость или горькая нужда?
Все проходит –
Остается Родина-
То, что не изменит ни когда
С ней живут,
Любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь,
Над грозою
Торжествует радуга,
А над смертью
Торжествует жизнь!
Медленно история листается,
Все стареет.
Родина - не старится.
Не пускает старость на порог.
Мы прошли столетия с Россиею.
От сохи до звездного крыла.
А взгляни –
Все то же небо синее,
И над Волгой та же тень орла.
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в
грядущие пути.
Но светлей и чище
чувства Родины,
Людям никогда не обрести.
С этим чувством рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет,
А Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.
Учитель:
А.Дементьев(http://www.stiur.narod.ru)
Как на Земле сейчас тревожно
И все страшней день ото дня
Не потому ль один и тот же
Кошмар преследует меня:
Как будто я смотрю в окошко,
И сажей в космосе пыля.
Как испеченная картошка,
Несется бывшая Земля.
Неужто это мы позволим?!
Мы, всем обязанные ей,
Чтобы над вечным Русским полем
Ни зорь, ни крика журавлей?
Я не могу себе представить,
Что нашу славу, нашу речь
Не сбережет людская память –
Их будет некому беречь.
Не только словом, цветом кожи
И местом, где мы рождены,
А чем – то большим люди схожи…
Быть может, тем,что мир тревожен
Тот мир, что мы спасти должны.
Я надеюсь, что каждый из Вас сохранит в своем сердце любовь к Родине.
И уходя сегодня с нашего урока, унесет в своих душах только самые добрые и светлые чувства.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морозова Елена Васильевна
→ vesna6505 10.12.2011 0 4513 739 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.