Урок географии "Урок-экспертиза "Проблема охраны окружающей среды"; 9 класс
Сообщаю
информацию о себе (об авторе):
1.
Флеонова Людмила Алексеевна.
2.
Образование высшее.
3. Учитель географии
МБОУ СОШ № 26 г. Пензы
4.
Высшая квалификационная категория
5.
Опыт работы в школе: 40 лет
6. Адрес:
440023 г. Пенза, ул. Луговая, 1а
7. Телефоны:
рабочий 8(8412)565410.
8. Электронный адрес:
fleonoval@mail.ru
Урок - экспертиза
Тема урока: Проблемы охраны и преобразования природы родного края (9 класс)
Цель урока: 1.оценить экологическую ситуацию в районе;
2.установить источники загрязнения и определить уровень загрязнённости;
3.наметить пути решения экологической проблемы.
Оборудование: карта района исследования, газеты, фотографии источников загрязнения; колбы, пробирки, весы, прибор для определения кислотности, мультимидео.
Форма работы: групповая
Ход работы
I.Организационный момент.
Класс делится на 4 группы экспертов, каждая из которых получает задание и инструкцию по её выполнению. Выбраны руководители групп и один человек назначен координатором всех групп.
Задание 1 группе: определить количество осадков, выпавших за месяц и их среду;
Задание 2 группе: изучить снежный покров как показатель загрязненности в 6-ти пунктах района;
Задание 3 группе: определить характер и уровень загрязнённости воды реках Сура, Старая Сура, Рогатка и в водопроводной воде;
Задание 4 группе: оценить экологическую ситуацию по сообщениям местной печати, сделать фотоснимки.
II.Изучение нового материала
Учащиеся 1 –ой группы брали пробы снега в 6-ти разных пунктах района. Снег раскладывали в ёмкости для оттаивания. Полученную жидкость передали второй группе для определения среды, а образовавшийся осадок после оттаивания высушивали, взвешивали и пересыпали в пробирки.
Номер пробирки |
Пункт сбора снега |
Уровень загрязнённости в районе |
1 |
Территория школы |
9 |
2 |
Улица Стрельбищенская (автодорога) |
11 |
3 |
Автоколонна |
17 |
4 |
Арматурный завод |
18 |
5 |
Железная дорога |
20 |
6 |
Лесопарк |
5 |
Вывод: Основными источниками загрязнения в районе являются: железная дорога, предприятия, транспорт |
Все эти объекты учащиеся отметили на карте микрорайона.
2-я группа вместе с ребятами из химического кружка провела анализ на загрязнённость территории микрорайона школы (опережающее задание)
I.Определение ионов тяжёлых металлов.
В пробирки с пробами талой воды приливали раствор гидроксида натрия. В момент приливания образовалось помутнение в пробах №2- от железной дороги и №1- от автоколонны.
Пробы |
Пункт сбора |
Результаты исследования |
Наличие ионов тяжёлых металлов |
№1 |
Железная дорога |
Помутнение |
Наличие |
№2 |
Автоколонна |
Помутнение |
Наличие |
№3 |
Берёзовая роща |
Не обнаружено |
|
№4 |
Школьный сад |
Отсутствует |
|
№5 |
Улица Стрельбищенская (автодорога) |
Незначительное помутнение |
|
Вывод: Снег от железной дороги, автоколонны содержит ионы металлов. |
II. Определение солей железа.
Опыт: В пробирки с 3-4 мл талой воды добавили 1-2 мл концентрированной азотной кислоты, нагрели, после охлаждения в каждую пробирку добавили несколько капель роданида аммония. Во всех пробах появилась красная окраска, что свидетельствует о наличии растворимых солей железа. Особенно интенсивной была окраска в пробе от железной дороги. Во всех пробах ( с помощью индикатора) обнаружены растворимые соли железа, но особенно интенсивной окраска была в пробе от железной дороги, что свидетельствует о большом наличии железа.
Вывод: Все пробы снега содержат ионы железа.
III. Определение реакции среды с помощью универсального индикатора
Проба |
Пункт сбора |
Среда |
№1 |
Железная дорога |
РН=7,0 (щелочная среда) |
№2 |
Автоколонна |
РН=7,0 (щелочная среда) |
№3 |
Берёзовая роща |
РН=6,0 ( слабо щелочная среда) |
№4 |
Школьный сад |
РН=5,5 (ближе к нейтральной среде) |
№5 |
Улица Стрельбищенская(автодорога) |
РН=7,0 (щелочная среда) |
Вывод: Реакция среды талой воды из школьного сада ближе к нейтральной, в остальных пробах-щелочная. |
IV. Анализ водопроводной воды.
№ п\п
|
Признаки |
Результаты исследования |
1 |
Цвет |
Бесцветная |
2 |
Запах |
Слабый, интенсивность – 1 балл |
3 |
Реакция среды |
РН-5,4 среда нейтральная |
4 |
Хлориды |
Присутствуют. Осадок с нитратом серебра |
5 |
Сульфаты |
Присутствуют в небольшом количестве, образуется слабый осадок в момент приливания хлорида бария |
6 |
Ионы железа |
Присутствуют, образуется бледно-розовый раствор при приливании роданида аммония. |
7 |
Ионы кальция |
Присутствуют, образуется осадок солей кальция при приливании к водопроводной воде |
Учащиеся 3-ей группы брали анализ воды из природных водоёмов района и по цвету и запаху определили уровень и характер её загрязнённости. Школьники сначала наливали воду в колбы, ёмкостью 250мл, закрывали их пробками и содержимое взбалтывали. После этого открывали пробки и определяли характер запаха.
Интенсивность |
Характер запаха |
Проявление запаха |
1. |
Слабый |
Отсутствует |
2. |
Слабый |
При внимании обнаруживается |
3. |
Заметный |
Легко обнаруживается, вода неприятна |
4. |
Отчётливый |
Запах привлекает внимание |
5. |
Сильный |
Вода непригодна для использования |
Вывод: Анализ показал, что воду из реки Рогатка и реки Старая Сура можно оценить в 5 баллов, из реки Сура- 3 балла, водопроводную воду – 1 балл.
4 группа учащихся провела анализ экологической ситуации в районе по сообщениям местной прессы и провела фотосъёмки.
Учащиеся наметили пути выхода из сложнейшей экологической ситуации:
1.Провести встречу с представителями предприятий, руководителями района с целью, что думают взрослые люди о завтрашнем дне, какие конкретно меры предпримут для охраны и преобразования природы;
2.Проводить разъяснительную работу среди населения, родителей, учащихся об использования питьевой воды в быту (пить только отстоявшуюся воду и только кипячёную).
Проведение подобной работы по изучению своего края позволило прийти к следующему заключению: краеведческие и экологические исследования развивают пространственное мышление учащихся, расширяют знания о своём крае, помогают пониманию экономико-географических и социально- экономических процессов, происходящих вокруг человека, учат обоснованию фактов и умению строить логические доказательства, закрепляют многие географические умения и навыки, помогают ориентироваться в реальной окружающей среде. Такое глубокое личное восприятие своего края способствует патриотическому воспитанию и формированию экологической культуры.
III.Закрепление.
1.Какое значение имеет вода в жизни человека?
2.Почему нельзя пить водопроводную воду?
3.Какую воду вы посоветовали бы пить своим родителям, соседям?
4. Почему необходимо охранять воду?
5.Какой вывод вы сделаете об экологической ситуации в районе?
6.Что необходимо сделать, чтобы изменить экологическую ситуацию в районе?
IV.Домашнее задание.
Продолжить работу по наблюдению за экологической ситуацией района
2. Собирать информацию об экологии района (сведения СМИ)
З. Проводить фотосъёмку
Используемая литература:
1.Учебник географии.9 класс. Ром, Дронов
2.Учебник географии.8класс.БариноваИ.И.
3.Поурочные разработки по географии.9 класс. Жижина Е.Н.
4.Химические основы экологии. Шустов С.Б.,Шустова Л.В.
5.Практикум к экологизированному школьному курсу химии. Назаренко В.М.
6.Основы химического анализа. Астафуров В.И.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Флеонова Людмила Алексеевна
→ Lmila9666 13.02.2012 0 4584 641 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.