Урок географии "Урок-экспертиза "Проблема охраны окружающей среды"; 9 класс


Сообщаю информацию о себе (об авторе):
1. Флеонова Людмила Алексеевна.
2. Образование высшее.
3. Учитель географии МБОУ СОШ № 26 г. Пензы

4. Высшая квалификационная категория
5. Опыт работы в школе: 40 лет
6. Адрес: 440023 г. Пенза, ул. Луговая, 1а
7. Телефоны: рабочий 8(8412)565410.
8. Электронный адрес:
fleonoval@mail.ru

Урок - экспертиза

Тема урока: Проблемы охраны и преобразования природы родного края (9 класс)

Цель урока: 1.оценить экологическую ситуацию в районе;

2.установить источники загрязнения и определить уровень загрязнённости;

3.наметить пути решения экологической проблемы.

Оборудование: карта района исследования, газеты, фотографии источников загрязнения; колбы, пробирки, весы, прибор для определения кислотности, мультимидео.

Форма работы: групповая

Ход работы

I.Организационный момент.

Класс делится на 4 группы экспертов, каждая из которых получает задание и инструкцию по её выполнению. Выбраны руководители групп и один человек назначен координатором всех групп.

Задание 1 группе: определить количество осадков, выпавших за месяц и их среду;

Задание 2 группе: изучить снежный покров как показатель загрязненности в 6-ти пунктах района;

Задание 3 группе: определить характер и уровень загрязнённости воды реках Сура, Старая Сура, Рогатка и в водопроводной воде;

Задание 4 группе: оценить экологическую ситуацию по сообщениям местной печати, сделать фотоснимки.

II.Изучение нового материала

Учащиеся 1 –ой группы брали пробы снега в 6-ти разных пунктах района. Снег раскладывали в ёмкости для оттаивания. Полученную жидкость передали второй группе для определения среды, а образовавшийся осадок после оттаивания высушивали, взвешивали и пересыпали в пробирки.

Номер пробирки

Пункт сбора снега

Уровень загрязнённости в районе

1

Территория школы

9

2

Улица Стрельбищенская (автодорога)

11

3

Автоколонна

17

4

Арматурный завод

18

5

Железная дорога

20

6

Лесопарк

5

Вывод: Основными источниками загрязнения в районе являются: железная дорога, предприятия, транспорт



Все эти объекты учащиеся отметили на карте микрорайона.

2-я группа вместе с ребятами из химического кружка провела анализ на загрязнённость территории микрорайона школы (опережающее задание)

I.Определение ионов тяжёлых металлов.

В пробирки с пробами талой воды приливали раствор гидроксида натрия. В момент приливания образовалось помутнение в пробах №2- от железной дороги и №1- от автоколонны.

Пробы

Пункт сбора

Результаты исследования

Наличие ионов тяжёлых металлов

№1

Железная дорога

Помутнение

Наличие

№2

Автоколонна

Помутнение

Наличие

№3

Берёзовая роща

Не обнаружено


№4

Школьный сад

Отсутствует


№5

Улица Стрельбищенская (автодорога)

Незначительное помутнение


Вывод: Снег от железной дороги, автоколонны содержит ионы металлов.

II. Определение солей железа.

Опыт: В пробирки с 3-4 мл талой воды добавили 1-2 мл концентрированной азотной кислоты, нагрели, после охлаждения в каждую пробирку добавили несколько капель роданида аммония. Во всех пробах появилась красная окраска, что свидетельствует о наличии растворимых солей железа. Особенно интенсивной была окраска в пробе от железной дороги. Во всех пробах ( с помощью индикатора) обнаружены растворимые соли железа, но особенно интенсивной окраска была в пробе от железной дороги, что свидетельствует о большом наличии железа.

Вывод: Все пробы снега содержат ионы железа.

III. Определение реакции среды с помощью универсального индикатора

Проба

Пункт сбора

Среда

№1

Железная дорога

РН=7,0 (щелочная среда)

№2

Автоколонна

РН=7,0 (щелочная среда)

№3

Берёзовая роща

РН=6,0 ( слабо щелочная среда)

№4

Школьный сад

РН=5,5 (ближе к нейтральной среде)

№5

Улица Стрельбищенская(автодорога)

РН=7,0 (щелочная среда)

Вывод: Реакция среды талой воды из школьного сада ближе к нейтральной, в остальных пробах-щелочная.



IV. Анализ водопроводной воды.

п\п

Признаки

Результаты исследования

1

Цвет

Бесцветная

2

Запах

Слабый, интенсивность – 1 балл

3

Реакция среды

РН-5,4 среда нейтральная

4

Хлориды

Присутствуют. Осадок с нитратом серебра

5

Сульфаты

Присутствуют в небольшом количестве, образуется слабый осадок в момент приливания хлорида бария

6

Ионы железа

Присутствуют, образуется бледно-розовый раствор при приливании роданида аммония.

7

Ионы кальция

Присутствуют, образуется осадок солей кальция при приливании к водопроводной воде



Учащиеся 3-ей группы брали анализ воды из природных водоёмов района и по цвету и запаху определили уровень и характер её загрязнённости. Школьники сначала наливали воду в колбы, ёмкостью 250мл, закрывали их пробками и содержимое взбалтывали. После этого открывали пробки и определяли характер запаха.

Интенсивность

Характер запаха

Проявление запаха

1.

Слабый

Отсутствует

2.

Слабый

При внимании обнаруживается

3.

Заметный

Легко обнаруживается, вода неприятна

4.

Отчётливый

Запах привлекает внимание

5.

Сильный

Вода непригодна для использования



Вывод: Анализ показал, что воду из реки Рогатка и реки Старая Сура можно оценить в 5 баллов, из реки Сура- 3 балла, водопроводную воду – 1 балл.

4 группа учащихся провела анализ экологической ситуации в районе по сообщениям местной прессы и провела фотосъёмки.

Учащиеся наметили пути выхода из сложнейшей экологической ситуации:

1.Провести встречу с представителями предприятий, руководителями района с целью, что думают взрослые люди о завтрашнем дне, какие конкретно меры предпримут для охраны и преобразования природы;

2.Проводить разъяснительную работу среди населения, родителей, учащихся об использования питьевой воды в быту (пить только отстоявшуюся воду и только кипячёную).

Проведение подобной работы по изучению своего края позволило прийти к следующему заключению: краеведческие и экологические исследования развивают пространственное мышление учащихся, расширяют знания о своём крае, помогают пониманию экономико-географических и социально- экономических процессов, происходящих вокруг человека, учат обоснованию фактов и умению строить логические доказательства, закрепляют многие географические умения и навыки, помогают ориентироваться в реальной окружающей среде. Такое глубокое личное восприятие своего края способствует патриотическому воспитанию и формированию экологической культуры.

III.Закрепление.

1.Какое значение имеет вода в жизни человека?

2.Почему нельзя пить водопроводную воду?

3.Какую воду вы посоветовали бы пить своим родителям, соседям?

4. Почему необходимо охранять воду?

5.Какой вывод вы сделаете об экологической ситуации в районе?

6.Что необходимо сделать, чтобы изменить экологическую ситуацию в районе?

IV.Домашнее задание.

  1. Продолжить работу по наблюдению за экологической ситуацией района

2. Собирать информацию об экологии района (сведения СМИ)

З. Проводить фотосъёмку







Используемая литература:

1.Учебник географии.9 класс. Ром, Дронов

2.Учебник географии.8класс.БариноваИ.И.

3.Поурочные разработки по географии.9 класс. Жижина Е.Н.

4.Химические основы экологии. Шустов С.Б.,Шустова Л.В.

5.Практикум к экологизированному школьному курсу химии. Назаренко В.М.

6.Основы химического анализа. Астафуров В.И.






Полный текст материала Урок географии "Урок-экспертиза "Проблема охраны окружающей среды"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Флеонова Людмила Алексеевна  Lmila9666
13.02.2012 0 4593 641

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК